Конспекты занятий по математике
план-конспект занятия (математика, средняя группа) на тему

Бостонова Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

Занятие 9

Тема

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры, знакомство с названием месяца — ноябрь.

Цель:

  • учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
  • познакомить со знаком «минус»;

—        познакомить с цифрой 0;
—    учить писать цифру 0;

  • закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь),
    познакомить с названием последнего месяца осени —
    ноябрь;
  • учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

   — формировать навык самоконтроля и самооценки           выполненной работы.

1.        Знакомство со знаком «минус» и решение задачи

Вопросы.

  • Сколько птичек сидит на верхней ветке? (4)
  •  Сколько птичек на нижней ветке? (Ни одной.)
  •  Сколько птичек улетело с нижней ветки? (4)

Предложите детям составить задачу про птичек. Если дети затрудняются, составьте ее сами. На ветке сидели четыре птички, а затем четыре улетели. Сколько птичек осталось на ветке? (Ни одной.)

Скажите, что если в задаче кто-то улетает, уходит, уезжает, то пишется знак - (Он написан в правом уголке.)

Прочитайте стихотворение о знаке «минус»

Я — минус,

     Тоже добрый знак.

      Ведь не со зла я отнимаю,

      А роль свою лишь выполняю.

Дайте задание записать решение задачи: 4-4. Уточните, что на нижней ветке нет ни одной птички. Это можно записать цифрой 0.

  1. Знакомство с цифрой 0

 Прочитайте стихотворение И. Блюмкина:

Цифру ноль ты раньше знал:

Это круг или овал.

 Задания.

  • Найдите все цифры 0 и обведите их, как показано на рисунке.
  •  Обведите цифру 0 по точкам, а затем напишите в каждой клеточке до конца строчки.

3.        Физкультминутка «Теремок».

Кисти рук подняты на уровень шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.

Стоит в поле теремок,    (Пальцы раздвинуты в стороны.)

 На двери висит замок.   (Пальцы переплетены в замок.)

 Открывает его волк        (Движения сомкнутыми кистями

         влево - вправо.)

Дерг-дерг, дерг-дерг.        (Движения сомкнутыми кис-

тями к себе, от себя.)

Пришел Петя-Петушок         (Пальцы размыкаются, руки

    И ключом открыл замок.       занимают  исходное  положение.)

4.        Игровое упражнение  «Дорисуй листья на деревьях»

Перед тем как детям будет предложено выполнить задание, загадайте им загадку:

Черное поле белым стало, А еще похолодало, Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

Спросите, как называются два других осенних месяца. (Сентябрь, октябрь.)

Уточните, что в каждом времени года три месяца.

Предложите детям назвать осенние месяцы по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Дайте задание нарисовать столько листьев на деревьях, сколько их было в каждом осеннем месяце (в сентябре много, в октябре поменьше, в ноябре мало).

5.        Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры».

Предложите детям походить и найти предметы, которые похожи на геометрические фигуры. (Окна и двери, крышки у стола, книги, коробки похожи на прямоугольник, выключатели на квадрат, мячи, шары на круг и т.д.)

6.        Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы»

Задания.

  • Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал).
  • Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы. (Если дети затрудняются, покажите им заранее заготовленные рисунки предметов: мяча, шарика, елки, дома, вагона, коляски, телевизора, зайки, рыбки.)

7.        Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Занятие 10

Тема

Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >, понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках.

Цель

  • продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;
  • продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число ноль;
  • учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;
  • учить пользоваться знаками <, >;
  • закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
  • учить находить различие в двух похожих рисунках;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  1. Решение и запись задачи

Прочитайте детям стихотворение:

Пять листочков на ветке качались. Ветер налетел, и они оторвались.

Вопросы и задания.

  • Сколько листочков на ветке слева? (5)
  • Сколько листочков на ветке справа? (Ни одного.)
  • Составьте задачу про листочки. На ветке было 5 листочков, и они оторвались. Сколько листочков осталось на ветке?

(Ни одного.)

Запишите решение задачи: 5-5 = 0 (пять минус пять равняется нулю).

2.        Игра «Соедини правильно»

Предложите детям сосчитать количество предметов в карточке и соединить карточку с цифрой, соответствующей количеству фигур.

Вопросы

  • С какой цифрой соединили первую карточку?      (С цифрой 5, потому что на ней 5 ежиков.)
  • Вторую карточку? (С цифрой О, потому что на ней нет предметов.)
  • Третью карточку? (С цифрой 6, потому что на ней шесть зайчиков.)

3.        Знакомство с крылатыми выражениями.

  • Сводить к нулю, свести к нулю. (Лишать всякого смысла, значения.)
  • Абсолютный ноль, круглый ноль. (Совершенно бесполезный человек в каком-либо деле.)

4.        Физкультминутка «Теремок».

5.        Игра «Считай, сравнивай, пиши»

Вопросы   и   задания.

  • Запишите в первом квадрате, сколько треугольников в верхнем ряду. Во втором квадрате напишите, сколько треугольников в нижнем ряду. (Аналогичное задание дайте с кругами.)
  • Сравните количество треугольников в верхнем и нижнем ряду. (В верхнем ряду треугольников на один больше, чем в нижнем.)
  • Напишите нужный знак и прочитайте запись (6 боль-гае 5).
  • Сравните количество кругов в верхнем и нижнем ряду. (В верхнем ряду кругов на один меньше, чем в нижнем.)
  • Напишите нужный знак, прочитайте запись (5 меньше 6).
  1. Игра «Ориентируемся в комнате».

Предложите детям встать лицом к окну и попросите назвать предметы, которые расположены слева и справа от них.

Затем предложите встать спиной к окну и назвать предметы слева и справа от них. (Обратите их внимание на то, что во втором случае предметы, которые были справа, теперь оказались слева, а те, которые были слева, оказались справа.)

Спросите, почему так получилось? (Потому что мы повернулись.)

Спросите, что находится наверху? (Потолок, лампы.)

Где находится ковер, пол? (Внизу.)

7.        Игра «Кто внимательный?»

Предложите детям найти отличия и затем закрасить столько кружков, сколько отличий они найдут.

Спросите, сколько и почему кружков они закрасили? (Четыре. У мишки слева 3 пуговицы, а у мишки справа — 2, у мишки слева круглый воротничок, у мишки справа треугольный, у мишки справа прямоугольный флажок, у мишки справа — треугольный, у мишки справа тапочки в полоску, у мишки справа в клеточку.)

8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Занятие 11

Тема

Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части.

Цель:

  • учить отгадывать математическую загадку, записывать
    решение с помощью цифр и знаков;
  • познакомить с цифрой 7;
  • учить писать цифру 7;
  • учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?', на котором по счету месте?;
  • учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник;
  • учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;
  • учить преобразовывать квадрат в другие геометрические
    фигуры путем складывания, разрезания;
  • учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.
  1. Игра «Отгадай загадку»

 Загадайте детям загадку:

Еж спросил ежа-соседа: «Ты откуда, непоседа?» — «Запасаюсь я к зиме. Видишь, яблоки на мне? Собираю их в лесу, Шесть отнес, одно несу». Призадумался сосед, Это много или нет?

Вопросы   и   задания: 

  • Сколько яблок заготовил еж? (7)
  • Как получилось число 7? (К шести прибавить один будет семь.)
  • Запишите условия задачи: 6 + 1.
  1. Письмо цифры 7

Выучите с детьми стихотворение И. Блюмкина:

Цифра семь, мои друзья, Словно нос у корабля.

Дайте задание найти цифры 7, обвести их по образцу. Предложите написать цифру 7 сначала по точкам, а затем в каждой клеточке до конца строчки.

3.        Физкультминутка «Назови скорее».

Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает.

 Вопросы   и   задания:

  • Какое сейчас время года?
  •  Назови второй месяц осени.
  •  Назови число на один меньше 5
  •  Назови третий месяц осени,
  • Сколько частей в сутках?
  • Сколько будет 2 + 2?

4.        Игра «Слушай и считай»
Загадайте детям загадку:

На полке в ряд игрушки Танины стоят.

Рядом с мартышкой — плюшевый мишка.

Рядом с лисой — зайка косой.

Следом за ними — еж и лягушка.

Сколько игрушек стоит у Танюшки?

(Шесть) Вопросы:

  • Какая игрушка стоит на пятом месте? (Еж.)
  • На котором по счету месте мишка? (На втором.)
  • На котором по счету месте лягушка? (На шестом.)
  •  Какая игрушка на третьем месте? (Лиса.)

5.        Игра «Сложи квадрат».

Для выполнения задания понадобятся три квадрата, вырезанных из бумаги, размером 8x8 см, ножницы.

Вопросы   и   задания:

  • Сложите квадрат так, чтобы получилось два треугольника, и разрежьте его по линии сгиба.

  • Что больше — квадрат или треугольник? (Квадрат боль-иге, чем треугольник.)
  • Сложите квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника, и разрежьте по линии сгиба.

  • Что больше квадрат или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник.)
  • Сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линиям сгиба.

(Если дети затрудняются, покажите им заранее расчерченные квадраты.)

  • Из получившихся фигур сложите три квадрата.

6.        Выкладывание из счетных палочек прямоугольника.

Дайте детям задание из счетных палочек выложить прямоугольник.

7.        Рисование прямоугольников

Вопросы   и   задание:

  • Как называются геометрические фигуры на рисунке? (Прямоугольники.)
  • Какого размера прямоугольники? (Поменьше, побольше, самый большой.)
  • Нарисуйте прямоугольники по образцу, продолжив каждый ряд до конца строчки.

8.        Самоконтроль и самооценка выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Занятие 12

Тема:

Числа и цифры 1,2, 3,4, 5,6, 7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели.

 Цель:

     — продолжать знакомить с цифрой 7;

  •  знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел;
  •  закреплять умение писать цифры от 1 до 7;
  •  познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7;
  •  познакомить с днями недели;
  •  учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  •  формировать навык самоконтроля и самооценки.

1.        Задача-шутка.

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке семь сучков,

На каждом сучке семь узелков,

В каждом узелке семь воробьев,

У каждого воробья семь хвостов,

Сколько было старичков?

(7)

2.        Игра «Внимание, угадай»

Задание.

  • Зайка задумал какое-то число. Если к этому числу прибавить 1, то получится 7. Какое число задумал зайка? (6)
  • Напишите задуманное зайкой число (цифру) в кружок, который он держит в лапе.

3.        Физкультминутка.

4.        Игра «Считай, рисуй, записывай»

Задания.

  • Дорисуйте на каждой веточке столько смородинок, чтобы их стало поровну — по семь.
  • Напишите в пустом квадрате цифру, соответствующую количеству нарисованных смородинок. Прочитайте примеры: 6+1=7, 5+2=7, 3+4=7.

Обратите внимание детей на то, что примеров много, а ответ один.

5.        Знакомство с пословицами.

Можно выучить одну по желанию детей.

 Семь бед — один ответ.

 Семеро одного не ждут.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

6.        Игра «Дни недели» (лист 12, рис. 3).

Прочитайте детям отрывок из стихотворения П. Башмакова:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Затем предложите детям рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитайте стихотворение, чтобы дети смогли найти на рисунке соответствующую стихотворным строкам карточку.

 Задания.

  • Найдите рисунки соответственно тексту стихотворения.
  •  Напишите в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.

 Вопросы.

  • Когда девочка стирала? (В понедельник, первый день недели.)
  • Когда подметала пол? (Во вторник, второй день недели.)
  • Когда пекла калач? (В среду, третий день недели.)
  • Когда искала мяч? (В четверг, четвертый день недели.) -Ф-
  •  Когда помыла чашки? (В пятницу, пятый день недели.) •Ф-
  • Когда купила торт? (В субботу, шестой день недели.)
  • Когда позвала подружек на день рожденья? (В воскресенье, седьмой день недели.)
  • Сколько дней в неделе? (Семь.)

7.        Самоконтроль и самооценка выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....