Непосредственно образовательная деятельность «Математика в играх»
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Тема. Число и цифра 1
Цель:
- Знакомить с цифрой 1, учить писать цифру 1.
- Закреплять умение устанавливать равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы.
- Учить отгадывать математические загадки.
- Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.
- Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Непосредственно образовательная деятельность «Математика в играх» | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
Мацукова Н.Н.
Непосредственно образовательная деятельность
«Математика в играх»
Тема. Число и цифра 1
Цель:
- Знакомить с цифрой 1, учить писать цифру 1.
- Закреплять умение устанавливать равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы.
- Учить отгадывать математические загадки.
- Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.
- Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
1. Игра "ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ" (лист 1, рисунок 1)
Загадайте детям загадку:
У домика утром Один убежал,
Два зайца сидели А второй вслед глядит.
И дружно веселую песенку Сколько у домика
Пели. Зайцев сидит?
Спросите детей, кто правильно отгадал загадку; зайка или поросенок? (Ответ у них в кружочке). Предложите детям закрасить кружок с правильным ответом.
2. Игра «НАРИСУЙ ПРАВИЛЬНО" (лист 1,рисунок 2)
Дайте детям задание нарисовать на каждой из 4-х карточек столько кружков, сколько предметов на карточке.
Вопросы детям:
Сколько мячей? Сколько кружков? Что про них можно сказать? (Мячей столько же, сколько кружков, мячей и кружков поровну).
Сколько шариков? Сколько кружков? Что про них можно сказать? (Шариков столько же, сколько кружков, их поровну).
Аналогичные задания с остальными двумя карточками.
3. Игра "ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ" (лист 1, рисунок 3)
Предложите детям отгадать загадки и обвести в кружок предмет, который они назовут, отгадав загадку.
Танцует крошка, У кого одна нога,
А всего одна ножка. Да и та без башмака?
(Юла) (Гриб)
Зимой и летом одним цветом.
(Ёлка)
Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор)
4. Физкультминутка. Игра "СТОЙКИЙ СОЛДАТИК"
На одной ноге постой-ка, Да смотри - не упади.
Будто ты солдатик стойкий, А теперь постой на левой,
Ногу левую - к груди, Будто ты солдатик смелый.
5. Заучивание пословиц
Выучите с детьми пословицы:
Один раз солгал - навек лгуном стал.
Трус умирает сто раз - герой один раз.
6.Заучивание стихотворения (лист 1, рисунок 4) ..,
Выучите с детьми стихотворение И. Блюмкина про цифру один.
Эта цифра единица. А ты знаешь Почему? -
Видишь, как она гордится? Начинает счет всему!
Спросите детей, на что похожа цифра 1. Если дети затрудняются, предложите послушать стихи про цифру 1.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
(С. Маршак)
На длинной ножке. А похожа единица
Застыв до поры, На крючок,
Отдыхает палочка На гвоздь, на спицу.
После игры. И еще немного, может,
Ф.Дагларджа На свечу она похожа.
М. Мышковская
7. Пишем цифру 1 (лист 1, рисунок 5)
Предложите детям написать цифру 1, как показано на рисунке.
8. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(желательно передавать эти виды самоконтроля)
Самоконтроль по образцу
Ребенку показывается заранее приготовленный лист с правильно выполненной работой и он сравнивает свою работу с этим листом.
Если работа сответствует образцу, детям предлагается нарисовать в правом нижнем углу зеленый кружок, если есть ошибки желтый, если ошибок много - красный.
Самоконтроль по словесной инструкции
Скажите детям, что:
- Правильно загадку отгадал Зайка.
- Рядом с мячом, должен быть нарисован один кружок, рядом с шариками - два, рядом с елками - три, рядом с грибком - 1.
- Должны быть обведены все предметы.
- Предложите детям сравнить написанную ими цифру с образцом.
Если все задания выполнены правильно, детям предлагается нарисовать в правом нижнем углу зеленый кружок, если есть ошибки - желтый, если ошибок много - красный.
(Эти цвета символизируют светофор:
зеленый - все в порядке, можно переходить к следующей страничке;
желтый - надо поработать над небольшим количеством ошибок;
красный - ребенок плохо усвоил материал занятия и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.)
9. Дополнительный материал для работы вне занятий (число и цифра 1)
Стихи
Нос один и рот один, Самолет летит
Я один у мамы сын, Один.
Солнце в небе и луна, Пешеход идет
И земля на всех одна. Один.
М. Мышковская Солнце на небе. Оно-
Можно сосчитать -
Одно.
А. Лайко Загадки
На одной ноге стоит. Тычет клювом наугад -
В воду пристально глядит. Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Чернокрылый, Не боится он простуды,
Красногрудый, С первым снегом
И зимой найдет приют: Тут как тут!
(Снегирь)
Пословицы, крылатые выражения
Одна пчела немного меду натаскает.
Одной рукой и узла не завянешь.
Лучше одна раз увидеть, чем сто раз услышать.
Прочитайте детям:
ПЕРВЫЕ ЛИСТЬЯ
В наших лесах прежде других зеленеть начинают березки. Выйдешь в березовый лес, и, кажется, что он весь будто подернут едва заметной зеленой дымкой.
А запах какой! Свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся березовые листочки.
Г. Скребицкий
ПЕРВАЯ РЫБКА
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить.
Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: "Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал".
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Е. Пермяк
Занятие № 2
Тема. Число и цифра 2
Цель:
- Закреплять умение устанавливать равенства и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы.
- Учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой.
- Знакомить с цифрой 2. Учить писать цифру 2.
- Знакомить со знаками =,#,+.
- Продолжать учить отгадывать математические загадки.
- Учить понимать поставленную задачу и решать ее
- самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
1. Игра "НАЙДИ ОШИБКУ" (лист 2, рисунок 1)
Предложите детям отгадать загадку:
На крыльце сидит щенок, Прибежал еще один
Греет свой пушистый бок. И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)
Вопросы детям:
Правильно ли художник отгадал загадку? Почему неправильно? Объясните. (Один и один будет два, а не четыре).
Дайте детям задание лишних щенят обвести карандашом.
2. Игровое упражнение "НАПИШИ ПРАВИЛЬНО"
(лист 2, рисунок 2)
Вопросы детям:
Сколько мячей? (2). Сколько пирамидок? (2). Что про них можно сказать? (Их поровну, одинаковое количество, мячей столько же, сколько пирамидок, а пирамидок столько же, сколько мячей.)
Скажите детям, что равенство предметов обозначается значком, который называется "равняется" ("равно"), он нарисован в правом уголке.
Дайте детям задание написать этот знак в кружке между предметами.
Уточните, как называется этот знак ("равняется").
3. Игровое упражнение "НАПИШИ ПРАВИЛЬНО"
(лист 2, рисунок 3)
Вопросы детям:
Сколько кукол? (2). Сколько машинок? (1). Что про них можно сказать? (Их не поровну, разное количество, кукол больше, чем машинок, а машинок меньше, чём кукол).
Скажите детям, что неравенство предметов обозначается значком, который называется "не равно", он нарисован в правом уголке.
Дайте детям задание написать этот знак в кружке между предметами.
Уточните, как называется этот знак ("не равно").
4. Игровое упражнение "СОСЧИТАЙ И НАПИШИ"
(лист 2, рисунок 4)
Предложите детям под каждым человечком в квадрат написать соответствующую цифру (1). Спросите сколько стало человечков, когда они взялись за руки (2). Уточните, как получилось число 2. Один и один будет 2. Такое действие обозначается знаком +, он нарисован в правом углу. Дайте детям задание написать знаки +, = в кружки между человечками. Предложите детям сформулировать арифметическое действие 1 + 1 = 2. Прочитайте детям стихотворение про знак "+".
Я - плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я - добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
5. Физкультминутка. Игра "ДВА ХЛОПКА"
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
6. Заучивание стихотворения (лист 2, рисунок 5)
Выучите с детьми стихотворение С.Маршака из цикла "Весёлый счет".
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова!
Выгибает круто шею,
Волочится хвост за нею.
Спросите детей, на что еще похожа цифра два. Если дети затрудняются ответить, прочитайте им стихотворение Г. Виеру (см. дополнительный материал стр. 12).
- Пишем цифру 2 (лист 2, рисунок 6)
Предложите детям написать цифру 2, как показано на рисунке.
- Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(см. конспект занятия № 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность "Математика в музыке"
Сопоставление математических линий с линиями встречающимися в природе - все нашло отражение в музыке....
Занятие по непосредственно-образовательной деятельности (математика) - подготовительная к школе группа
Совершенствование навыков количественного счета в пределах десяти. Упражнения в установлении взаимно однозначного соответствия, соотнесения числа и множества. Формирование умений составлять условие и ...
Конспект по образовательной деятельности математика в старшей группе «Королева Математики»
1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах, продолжать учить решать примеры ...
непрерывная образовательная деятельность (математика)
Конспект занятия по математики для детей второй младшей группы тема: "Один-много"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Математика в профессии полицейского»
Расширять представление детей о профессиональной деятельности взрослых посредством выполнения различных заданий при интеграции образовательных областей, закрепить математические знания и умения посред...
Перспективное тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Математика»
Перспективное тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности«Математика»...
Непосредственно образовательная деятельность математика
Непосредственно образовательная деятельность математика. Подготовительная группа. Ребята группы самостоятельно придумывали и решали задачи на сложение и вычитание, делали условия с помощью зарисов...