Непосредственная образовательная деятельность "Математика в музыке"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Ахметшина Светлана Валерьевна

Сопоставление математических линий с линиями встречающимися в природе - все нашло отражение в музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 10»

Городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект

Интегрированного занятия

 с элементами рисования и экологии

в подготовительной группе.

Тема: «Линия в природе – линия в музыке»

 Подготовила:

музыкальный руководитель

Ахметшина Светлана Валерьевна          


  Программное содержание:

Образовательные задачи:

Музыкальные. Познавательные. Рисование. Социально-нравственные.

Закреплять умение визуально и по слуху определять характер фактуры в музыке. Учить проводить аналогию между характером фактуры природного материала и фактуры произведения искусства. Знакомить детей с цветом, звуком, формой в природе и в мире, созданном человеком. Рисовать линии по заданной характеристике.

Учить детей работать согласованно. Учить детей замечать прекрасное в природе.

Материалы:

Запись музыкальных фраз из произведений композиторов классиков: «Балет невылупившихся птенцов» М.П.Мусоргского,  «В пещере горного короля» Э. Грига, «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского.

Ветки: с колючками, тонкие ветки, сучковатые толстые ветки.

Раздаточный материал: карточки с графическими изображениями

Элементы декораций: елочки, изображение дерева на бумаге.

Мольберт. Бумага для рисования, восковые мелки.

Технические средства:

-мультимедийное  устройство

-ноутбук;

-магнитофон.

                                 

Предварительная работа: прогулки в парке, наблюдения в природе. Слушание и анализирование музыкальных произведений.  


Ход занятия:

 Дети входят в музыкальный зал, встают полукругом.

Музыкальный руководитель предлагает поздороваться:

- Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться «доброе утро!». Давайте и мы с вами поздороваемся.

 Исполняется попевка «Доброе утро».

 Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте загадку, только слушайте внимательно.

«Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад

  Скворцы к скворечнику летят.

  Звенят под крышами капели.

  Медведь с еловой встал с постели.

 Всех солнышко теплом ласкает.

 Кто это время года знает? (Весна)

Правильно, сегодня мы с вами говорим о весне.

Из каких слов загадки, вы догадались, что это весна?

(Проталины, ручей, скворцы, капели, солнышко теплом ласкает, светает).

Всех сегодня приглашаю

В лес весенний всем пойти

Интересней приглашенья

Вам, ребята, не найти.

Друг за дружкой  становитесь.

Крепко за руки беритесь.

Отправляемся, друзья

Отставать никак нельзя.

(Идут змейкой между деревьями, меняем направление)

 По извилистой дорожке

В лес весенний мы пошли,

Постарайтесь так идти,

Чтоб с тропинки не сойти…

Как лисички мы пойдем

В лес мы точно попадем.

И как белочка, скачи

Не сбивайся ты с пути.

Побежим мы, как ежата,

Ну, не отставай, ребята!

Вот мы и очутились на лесной полянке.

Фонопедическое  упражнение

В гости к нам пришла Весна!

Вместе с нею птичий хор.

С нею солнце и тепло,

Все согрелось, ожило!

Давайте мы озвучим весну.

Пригрело весеннее солнце ( руки вверх)

С пригорка побежал веселый ручеек. (болтают язычком, изображая  бульканье).

До краев наполнил большую, глубокую лужу.(на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)

Перелился через край

(Делают голосом волну – вверх-вниз.)

И побежал дальше.

(Болтают языком и булькают).

Выбрались из-под коры жучки ж-ж-ж.

(В низком регистре).

И букашки з-з-з

(В высоком регистре).

Расправили крылышки крш-крш

(с повышающей интонацией).

И полетели кто куда тр-тр-тр

(шепотом на разной высоте).

Вдруг  под кучей хвороста что-то зашуршало.

(Шур-шур-шур).

И вылез ежик.

(Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух)

Лес наполнился веселыми, радостными голосами.

(Имитация птичьих голосов всеми одновременно).

Весело смеется, голосами  льется,

Света, радости полна, ах, красавица Весна! (Голоса птиц)

Слышите? Птицы собрались на лесной полянке. Они только что вернулись с юга. Послушайте, какими звонкими песнями встречают птицы приход  весны. Они радуются теплу, солнышку. А давайте-ка вспомним пословицы и поговорки о весне!

(дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель :

 - Посмотрите, что у меня в руках? ( веточки). Правильно, это веточки. Но сегодня мы не будем говорить о том, какому дереву принадлежат эти веточки. Сегодня мы поговорим о структуре, характеристике веточек. Давайте внимательно на них посмотрим. Чем отличаются они друг от друга?

 Дети находят отличия: тонкие - толстые, гладкие - колючие, прямые – сучковатые.

 - Веточки – такие же живые существа, как и мы. Они тоже дышат, растут, пьют воду. Поэтому у них, как и у нас есть свои имена. Но я спрятала их в графических изображениях.

 Одно имя – Прямулька, второе имя – Острик, третье имя – Крутышка.

 Музыкальный руководитель показывает детям три карточки. На одной из них изображена линия из острых углов, на второй – линия с крутыми поворотами, на третьей – прямая линия.

 Дети угадывают в линиях зашифрованное имя и сопоставляют его в определённой веточкой. Объясняют, почему именно это имя носит та или иная веточка.

 Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что у наших веточек есть свой голос, который очень похож на свою хозяйку. И, что веточкам очень хочется, чтобы дети, прослушав их голоса, догадались – где чей?

 Звучат фрагменты пьес: « Балет невылупившихся птенцов» ( отрывок ). Дети определяют характер музыкального произведения и высказывают свои предположения о том, какой веточке может соответствовать эта мелодия.

 Затем звучит фрагмент пьесы « В пещере горного короля». Дети определяют характер произведения и соотносят его с характером одной из веточек.

 И, наконец, звучит пьеска «Старинная французская песенка». Дети опять определяют характер музыкального произведения и музыкальную линию этого произведения, соотнося с соответствующей веточкой.

Музыкально-дидактическая игра «Узнай веточку»

 Музыкальный руководитель:

 - Вот мы с вами и нашли голоса наших веточек. Но у веточек, так же как и у нас, есть свои любимые песни. Песни мы с вами тоже знаем. Давайте мы их исполним! А сначала распоемся!

Муз. рук-ль  исполняет музыкальные фразы, дети за ним повторяют. Нисходящая мелодия, построенная на 4-х звуках.

 Весна пришла! 2 раза.

 Тепло принесла! 2 раза.

 Звенит капель! 2 раза.

 Поёт апрель! 2 раза.

 Исполняется песня: «Здравствуй милая весна» сл. Л.Ковальчук,  муз. С.Юдиной

 Музыкальный руководитель:

 - Мы с вами разгадали голоса наших веточек, угадали любимые песни наших веточек, провели аналогию между характером линии в музыке и характером графической линии.

 А хотели бы вы превратиться в скульптора, который может слепить всё, что угодно?

 - А скажите, чем занимается скульптор? Из чего он создаёт свои произведения искусств? ( Ответы детей).

 Музыкальный руководитель вызывает три пары детей, которые выбирают веточку для её изображения.

 Музыкальный руководитель объясняет, что один из них-«скульптор», а другой ребёнок – «глина». «Глина» должна быть мягкой и послушной « скульптору».

 «Скульптор» лепит из «глины» ту веточку, которую он выбрал. Когда скульптура готова, начинается её просмотр.

 Каждая пара демонстрирует своё «произведение».

Башкирский танец «В лесу»

 - А теперь мы с вами превратимся в мимов. Мимы – это люди, которые при помощи жестов могут рассказать вам целую историю, не сказав ни слова. Я вам буду читать текст, а вы попробуете с помощью движений тела и рук всё это изобразить.

 Дети становятся в круг, музыкальный руководитель читает текст стихотворения, дети выполняют движения по тексту.

 Утром солнышко проснулось.

 Потянулось, улыбнулось.

 Разбудило целый лес,

 Полный сказочных чудес.

 И деревья – великаны

 Стали ветками махать,

 Будто делали зарядку:

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Запыхтел пугливый ёжик:

 Пых, пых, пых, пых.

 Он зарядку делал тоже:

 Пых, пых, пых, пых.

 Только старый круглый камень,

 Что под деревом лежал,

 Посмотрел на всех устало

 И тихонько задремал.

 - Вот как хорошо мы с вами всё показали. Мы были скульпторами, мимами, а теперь я предлагаю вам стать художниками.

 Занятие продолжается, детей просят пройти к столам, где разложены принадлежности для рисования. На этот раз дети превращаются в художников. Они рисуют с натуры портреты веточек на листе. Пока они рисуют, звучат пьески, характеризующие ту или иную веточки. После окончания работы, дети объясняют, почему они нарисовали ту или иную веточку и помещают ее на «Волшебном дереве»  Занятие заканчивается, дети прощаются и уходят в группу.


Интегрированное занятие (конструирование и музыка) "Мебель для куклы" во второй младшей группы

Интегрированное занятие (конструирование и музыка) во второй младшей группе по теме:

 Мебель для куклы (стул, стол, диван).

Цель: На игровой основе создать у детей атмосферу радости. Закреплять у детей представление о знакомых предметах, знать их назначение. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, умение различать веселую и грустную музыку.

 Задачи образовательных областей:

 Безопасность:

 Объяснять детям, что с кубиками играть нужно осторожно, чтобы не ударить рядом играющего

 Здоровье:

 Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

 Физическая культура:

 Формировать умение сохранять правильную осанку в положениях си¬дя, стоя, в движении с кубиками.

 Социализация:

 Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

 Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр.

 Труд:

 Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

 Познание:

 Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.

 Учить ставить кубики плотно друг к другу, на опре¬деленном расстоянии. Побуждать детей к созданию ва¬риантов конструкций, добавляя другие детали.

 Коммуникация:

 Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу.

 Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

 Чтение художественной литературы:

 Воспитывать умение слушать новые рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

 Художественное творчество

 Воспитывать стремление создавать оригинальные букеты, чтобы было уютно и красиво.

 Музыка:

 Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю».

 Улучшать качество исполнения танцевальных движений.

Материал : коробка с кубиками и кирпичиками, коробка с куклой, ваза, сухие листья.

Музыкальный материал : «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбиной, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Вальс» Д. Кабалевского, «Колыбельная» С. Разорёнова.

 Материал для чтения : «Кукла Яринка» Й. Чапека.

Предварительная работа : Рассматривать до занятия кукольную мебель, которую будут дети строить, выделить её основные части. Слушать песню «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбиной. Использовать музыкально-дидактическую игру на определение жанра и развитие памяти «Что делает кукла?», прочитать рассказ «Кукла Яринка» Й. Чапека.

 Й. Чапек

 КУКЛА ЯРИНКА.

 Наступила осень. День-деньской шел дождь. Песик и кошечка не смели и носа высунуть на улицу.

 — Скучно, — вздыхал песик. — Были бы у нас игрушки, другое дело...

 — С меня довольно и клубка ниток, — проговорила кошечка.

 — Когда у детей много игрушек, — принялся рассуждать песик, — они бросают их куда попало. Игрушки у них грязные, сломанные. Если бы у нас были игрушки, мы бы знали, как с ними обращаться!

 — Мяу, — прошептала кошечка, — мне бы клубок ниток...

 Поговорив еще немного, они уснули и проспали до утра. Когда же они проснулись, дождя и в помине не было. Ярко светило солнце.

 — Гав-гав, — закричал песик, — пошли гулять!

 Не успели они выйти во двор, как услышали чей-то плач. Песик очень взволновался:

 — Кто это? Чей это голос?

 — Какой-то малыш попал в беду, — сказала кошечка.

 — Если так, — песик гордо выпрямился, — мы должны ему помочь!

 Поглядев вокруг, они увидели в траве под крапивой маленькую куклу. Она плакала тонким, жалобным голосом. Наверно, она лежала в траве уже несколько дней. Ее поливал дождь, платье на ней вымокло до нитки. Она замерзла и была очень испугана.

 — Что с тобой? — спросила кошечка.

 — Ах, — простонала кукла, — мне очень плохо. Моя хозяйка забыла обо мне. Я озябла и хочу есть... —И она заплакала пуще прежнего.

 Песик вздохнул:

 — Бедняжка, что же ты будешь делать? — и он вопросительно посмотрел на кошечку. Теперь и второе ухо у него повисло вниз.

 — Мяу, придумала! — воскликнула кошечка. — Раз эта девочка, твоя хозяйка, оказалась такой плохой мамой, иди к нам.

 — Правильно, гав-гав! — закричал песик. — Какая ты умница!..

 Они помогли кукле подняться с мокрой травы и привели ее к себе в домик. Кошечка сняла с нее платье, испачканное глиной, выстирала его и повесила сушить возле теплой печки. А песик принес кукле рогалик и горшочек молока. Кукла выпила молоко, съела рогалик и крепко уснула.

 Песик и кошечка теперь ходили на цыпочках, чтобы не разбудить ее, они радовались, что кукла поселилась у них. Но тут кошечка вспомнила:

 — Песик, ведь у нас нет для нее ни одной игрушки!

 Песик думал, думал и наконец придумал.

 — Гав! — воскликнул он радостно. — Помнишь, мы вчера говорили, что, когда у детей слишком много игрушек, они их не ценят, а бросают куда попало... Пойду-ка я посмотрю, может, и найдется какая-нибудь игрушка...

 С этими словами он выбежал во двор. Он обшарил все кусты, и можете себе представить, что он там нашел! В траве — мяч. Под кустом — формочки для песочных пирожков. Возле крапивы — свисток. А в канаве — лопатку. Словом, брошенных игрушек оказалось так много, что он еле притащил все их домой.

 Когда кукла проснулась, она очень обрадовалась игрушкам. Она сказала, что навсегда останется с песиком и кошечкой. Они назвали ее Яринкой, и все трое были очень довольны.

Ход занятия:

 Стук в дверь.

Воспитатель : Кто там?

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! К нам гости пришли!

Почтальон : Здравствуйте! Это я, почтальон Печкин, принёс вам посылки от Зимушки-Зимы.

Воспитатель подсказывает детям, что нужно поздороваться и сказать спасибо. Почтальон прощается и уходит.

Воспитатель : Ах, какие красивые коробки! Какой они формы: круглой или квадратной, кто скажет? (Ответы).

Музыкальный руководитель : А на коробках надписи: «Вы сможете открыть коробки, если отгадаете загадки». Первая коробка и загадка:

 Она платье и бант носит,

 Она есть совсем не просит,

 Спать уложишь – будет спать

 День, и два, и даже пять (кукла).

Воспитатель открывает коробку и достаёт куклу:

 Ах, какая кукла красавица! Всем, ребята, нравится?

 И мы скажем Зимушке-Зиме «большое спасибо»!

 Как мы куклу назовём, думайте, ребята.

 Даша, Маша, катя, Ира, а быть может Ната? (Ответы).

Воспитатель спрашивает у детей какие цветом у куклы волосы, глаза, какая одежда.

Воспитатель :

 Имя есть у нашей куклы, но ведь негде ей сидеть.

 Стул, диван ей сделать надо, стол, чтобы было где поесть. Для чего нужна мебель кукле?

Музыкальный руководитель :

 Да, коробка есть вторая, и загадку я читаю:

 Эти чудо-квадратики вы раскладёте на паласике.

 Сначала построите, а потом сломаете,

 И всё сначала начинаете (кубики, кирпичики).

Воспитатель беседует о том, какой формы и цвета кубики, как правильно и осторожно нужно играть с кубиками, чтобы не ударить рядом играющего.

Музыкальный руководитель : Прежде, чем построить мебель для нашей куклы, давайте мы покажем ей, как мы умеем делать гимнастику с кубиками. Становитесь в круг на вытянутые руки, чтоб не мешать и не ударить друг друга.

 Ручки вверх сейчас поднимем и три раза хлопнем: раз, два, три.

 А теперь мы их опустим и три раза топнем: раз, два, три.

 Ручку правую вперёд, ручку левую вперёд и три раза хлопнем: раз, два, три.

 А потом вприсядку: раз, два, три,

 А затем вприпрыжку: раз, два, три.

Воспитатель : Молодцы! А теперь мы с вами строители!

Воспитатель показывает детям образцы: стол, стул, диван – и выясняют, из каких деталей сделан каждый из них, как детали расположены, в какой последовательности надо выполнять работу. Воспитатель побуждает детей к рассказу о виденном, как можно сделать диван, из каких деталей; из чего сделать сиденье, спинку, как при этом ставить кирпичики. Воспитатель следит за работой, поощряет усердие малышей.

Музыкальный руководитель : Вы настоящие строители, всё получилось аккуратно и красиво! А теперь, как в народе говорят: «Делу – время, потехе – час». Станцуем танец « Мишка с куклой пляшут полечку» (пляшут).

 Как задорно вы плясали, а музыкальную загадку вы бы отгадали? Я включаю музыку а вы внимательно послушайте и скажите, что кукла будет делать под эту музыку: танцевать, петь или маршировать?

Музыкальный руководитель включает «Вальс», «Марш» и «Колыбельную». Дети отвечают.

Воспитатель : Ребята, а вы помните, мы читали рассказ про куклу Яринку. Как с ней поступила хозяйка? (Ответы). Разве можно так поступать с куклами, а с животными? Мы нашу куклу будем беречь и любить.

Музыкальный руководитель : Я предлагаю сделать для куклы небольшой подарок: вот ваза на столик, который вы сделали, а вот сухие листики. Давайте составим красивый букет и поставим на стол, будет очень красиво и уютно.

Воспитатель : Наша кукла устала, споём для неё колыбельную, пусть она отдохнёт. (Поют колыбельную). Пока наша кукла отдыхает, мы потихоньку посмотрим вокруг: порядок у нас везде? Кубики и кирпичики мы складём в нашу красивую коробку и поставим в полочку для игрушек.


Мои цыплятки

литературный перевод

Хор (2 раза):

Цып-цып, мои цыплятки,

Цып-цып-цып, мои касатки,

Вы пушистые комочки,

Мои будущие квочки.

Соло:

Здесь, в траве густой, привольно

Погулять вам можно вволю.

Здесь, в траве густой, привольно

Погулять вам можно вволю.

Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!

Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!

Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!

Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!

Хор: Вы, пушистые комочки.

(2 раза):

Цып-цып, мои цыплятки,

Цып-цып-цып, мои касатки,

Вы пушистые комочки,

Мои будущие квочки.

Соло:

Подойдите вы напиться,

Дам вам зерен и водицы.

Подойдите вы напиться,

Дам вам зерен и водицы.

Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!

Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!

Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!

Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!

Хор: Вы, пушистые комочки.

(2 раза):

Цып-цып, мои цыплятки,

Цып-цып-цып, мои касатки,

Вы пушистые комочки,

Мои будущие квочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в календарном планировании непосредственно-образовательной деятельности по "Музыке".

Календарный план предназначен для музыкальных руководителей детских садов. Содержит 8 занятий и рекомендации воспитателям старшей группы на апрель.  В план включены различные упражнения и игры зд...

Непосредственно - образовательная деятельность, область "Музыка", II младшая группа, тема "Мои игрушки".

Данный материал предназначен для второй младшей группы. Отражены все виды музыкальной деятельности. Тема "Мои игрушки" ....

Непосредственно - образовательная деятельность, область "Музыка", средняя группа, тема "Встреча в осеннем лесу".".

Непосредственно - образовательная деятельность, область "Музыка",средняя группа, музыкально - игровая форма "Встреча в осеннем лесу",...

Непосредственно образовательная деятельность по музыке "Кто в теремочке живет?"

Совершенствовать  навыки  основных  движений  (ходьба  и  бег): маршировать вместе со всеми, бегать легко на носочках. Учить детей чередовать движения со сменой характера...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Музыка».Тема: «Зимние забавы».

Занятие проводится в музыкальном зале. Введение в игровую ситуацию. Предложенная загадка о зиме подготовила детей к теме занятия. Появившаяся галка с электронным письмом дала возможноссть заинтересова...

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке Тема: «Встреча с Зимой»

Дети под веселую музыку входят в зал и садятся на стульчики.Ведущая: Здравствуйте, ребята! Пригласила я вас сегодня поиграть, повеселиться и с Зимой подружиться. На дворе мороз стоит, метелица снега н...