Сказочные математические сюжеты
статья по математике по теме

Багликова Елена Ивановна

Важнейшим условием интеллектаульного развития ребенка-дошкольника является формирование математических представлений, которое не должно сводиться к обучению дошкольника считать,измерять, решать задачи. Сделать математику интересной для малыша - задача воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie_syuzhety.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочные математические сюжеты

Старший воспитатель

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №11

 г. Мценска Багликова Е. И.

       Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

       Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами.

       Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжений могут усвоить  многое из того, чему  раньше они начинали учиться только в школе.  А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

       Подготовка к изучению математики в школе включает в себя ознакомление с количеством, обучение их счету, формирование знаний о числах, о геометрических фигурах,  о величине предметов, об отрезках времени и пространства. Формируя знания у детей, необходимо заботиться о развитии у них познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, интереса к умственной деятельности.

      Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

   Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности при обучении в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

      Поэтому успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

       Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве,  в некотором государстве…», как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего художника, ученого, изобретателя.

    Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

     Дети 3-4 лет играют в сказки «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Теремок», в процессе которых учатся считать, различать величину, форму, время. Наиболее богат математическим содержанием сюжет сказки «Репка», в процессе дети учатся считать, знакомятся с образованием числа, его количественным составом числа, учатся ориентироваться в пространстве. Дети учатся незаметно для себя. Математические задания они решают вместе со своими любимыми сказочными персонажами.

     Творчески подходящие к своей работе воспитатели могут разработать тематические занятия, например, по сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка».  

     Так, Колобок встречает в лесу зверей, которые не хотят слушать его песню, а просят помочь его и детей решить свои проблемы. Например, заяц нашел большие и маленькие морковки, но не знает, каких больше, а каких меньше (решается задача по сравнению двух множеств предметов). Волк жалуется, что ему от песен выть хочется и просит выбрать ему из набора геометрических фигур только круги и причем одинакового размера (закрепляется умение различить геометрические фигуры). Медведь говорит, что он «туг на ухо, чтобы песни слушать» и просит помочь ему согнать птиц с дерева, а то они ему петь мешают. Он сгоняет их по одной, а дети считают, сколько осталось (отрабатывает навык счета в обратном порядке). Лиса жалуется, что она не умеет доставать на обед из мешочка уточек столь, сколько надо. Проводится игра «Чудесный мешочек» (отрабатывается умение считать предметы на ощупь по названному числу).

     В сюжет сказки «Гуси-лебеди» можно ввести просьбы, загадки, задания печки, яблони, речки с кисельными берегами. Девочка, чтобы спасти братца пытается все выполнить, а ребята ей помогают.

      Красная шапочка обращается к детям за помощью, отыскать в лабиринте самую короткую дорогу к домику бабушки, но на ней встречаются различные препятствия, которые она преодолевает вместе с ребятами.

      Задания могут подбираться в соответствии  с программными задачами конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, но требующие наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений.

      Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают дошкольникам в игровой форме усвоить элементарные математические представления.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

"Сказочная математическая история".

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе....

методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. ...

"Сказочное математическое приключение"

Данный материал предназначен для проведения образовательной деятельности в области познания с детьми старшего дошкольного возраста. Нацелен на совершенствование умения считать до 10 и обратно, умения ...

Сказочная математическая история

Задачи : - формировать понимание отношений между числами натурального ряда;- закреплять умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;- повторить прямой и обратный порядковый счёт;- зак...

Математический досуг «Сказочный математический переполох» в старшей группе.

Программное содержание: продолжать учить в проблемной ситуации находить позитивное решение, учить соотносить цифры (с1 до 5) с количеством предметов. Закреплять умение называть и различать геометричес...