методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Шацкая Мария Викторовна
Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Сказочная математическая история»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи интегрированного НОД

  • формировать понимание отношений между числами натурального ряда;
  • закреплять умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;
  • повторить прямой и обратный порядковый счёт;
  • способствовать свободному общению между детьми и взрослыми;
  • развивать диалогическую речь;
  • уметь отвечать на вопрос полным ответом;
  • воспитывать умение понимать учебную задачу.
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь.

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу. Я предлагаю совершить путешествие в сказку, а вот в какую именно, вам придется сейчас угадать….(загадка)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну, подскажите-ка имя её?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, вам нравится эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда, может быть, вы сможете назвать её автора?

Ответы детей.

- А кто мне напомнит, какие герои были в сказке? (герои постепенно появляются на интерактивной доске)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вспомните, как она начиналась?. А вот продолжение мы с вами придумаем совсем другое, согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: И так, шла Красная Шапочка к бабушке, а дорога лежала через лес, и девочка заблудилась…

- Как вы думаете, кто же может ей помочь? Вы не поверите - волк, он увидел маленькую девочку и предложил её проводить, но сначала ему нужно сделать домашнее задание, ведь наш волчонок учится в лесной школе. Может быть, мы поможем ему справиться с заданием, ведь вы тоже скоро в школу собираетесь, много знаете и умеете?

-Тогда занимайте места за столами и внимательно слушайте первое задание:

1.Математическая разминка.

- Перед каждым из вас, на столе, стоит коробочка с математическим набором, откройте её и выложите перед собой с лева направо по порядку цифры первого десятка (от 1 до 10) дети выполняют задания

  • вспомните порядковый счёт от 1 до 10.
  • вспомните обратный счёт от10 до 1.
  • назовите число, следующее после числа 6. (покажите цифру)
  • увеличьте число 8 на 1.(покажите ответ)
  • уменьшите число 10 на 1.
  • назовите число больше 4, но меньше 6 .
  • какое число стоит между числами 7 и 9?
  • назовите соседей числа 9.
  • назовите соседей числа 5.
  • какое число больше 5 или 9?

2. Сравните числа, используя знаки >; <;= (поручить соседям проверить выполнение задания) - работа с карточкой №1.

3. Вспомните сказки, в названии которых есть числа…

Ответы детей.

4. А знаете ли Вы хоть одну сказку, в названии которой есть геометрические фигуры?

Ответы детей.

Воспитатель: А наш волчонок придумал такую сказку, хотите ее послушать?

«Сказка о семье четырехугольников»

- С волчонком в классе учится мальчик, его зовут Квадрат. У него есть подружка - Круг. Однажды Квадрат пригласил подружку к себе домой и как воспитанный мальчик решил познакомить ее со своей семьей (выставляю на доске поочередно геометрические фигуры).

- Это мой папа, его зовут Прямоугольник, говорят, мы с ним очень похожи. (-Ребята, чем похожи квадрат и прямоугольник, а чем отличаются?)

Ответы детей.

- Это моя мама, ее зовут Ромб, мы с ней тоже очень похожи. Ребята, назовите сходства и отличия?

Ответы детей.

- Это моя сестра, ее зовут Трапеция. Ребята, назовите сходства и отличия?

Ответы детей.

- Это мой брат, его зовут Параллелограмм. Как вы думаете, похожи чем-то братья?

Ответы детей.

- А фамилия у нас Четырехугольники. Когда квадрат познакомил подружку со своей семьей, они отправились в его комнату играть в компьютер. Он показал Кругу новую игру. Мы сейчас попробуем выполнить такое же задание как у друзей.

5. Повтори узор по образцу.

(для проверки используем метод взаимоконтроля)

Воспитатель: Ну вот и всё, мы справились со всеми заданиями, устали? Хорошо, а теперь посмотрим, чем мы можем помочь Красной Шапочке, пойдёмте-ка на полянку (физминутка на ковре)

Перед нами луг широкий, / развели руки в стороны./

А над нами лес высокий . / руки вверх. /

Слева сосны, / руку влево./

Справа ели /руку вправо./

Головами зашумели /махи руками над головой/

Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/

Побежали быстро в дом. /сделать «крышу» руками над головой, присесть./

Воспитатель: Ну, что ж пока на улице идёт дождь, мы посидим в домике лесника и порешаем задачки про лесных зверюшек, согласны? Ответы детей.

По тропинке зайчик шёл,

Подосиновик нашёл,

Походил вокруг осин

И нашёл ещё один.

Сколько всего подосиновиков нашёл зайчик?

Пять зелёных лягушат

На песочке в ряд лежат.

Одному из пяти братцев

Захотелось искупаться

Остальным же неохота

Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке?

Дядя ёжик в сад зашёл,

Десять спелых груш нашёл.

Семь из них он дал ежатам,

Остальные же – зайчатам.

Сколько груш ёж дал зайчатам?

Мама – белка для детишек

Собрала десяток шишек.

Сразу всё не отдала,

По одной всего дала.

Старшему – еловую,

Среднему – сосновую,

Младшему – кедровую.

Сколько шишек осталось у мамы-белки?

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

Раз к зайчихе на обед

Прискакал дружок- сосед.

На пенёк они присели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Воспитатель: Молодцы, на все вопросы правильно ответили, а в это время дождь закончился, давайте вернёмся на полянку… (физминутка)

Перед нами луг широкий, /руки развести в стороны./

А над нами лес высокий. /руки вверх./

Слева – сосны, /руку влево./

Справа – ели. /руку вправо./

Головами зашумели /махи руками над головой/

Впереди – река /смотря вперёд «под козырёк»/

Широка, /руки в стороны/

Глубока. /руки вниз, присели./

Воспитатель: Как же нам быть, ребята, как помочь героям через речку перебраться? Верно, лодочку сделать или мост построить, но для этого нам нужен строительный материал. Давайте вернёмся за столы и решим эту проблему, я научу вас как.

Ответы детей.

6. Упражнение «Построй мостик» (деление квадрата на части, создание построек по замыслу.)

У каждого из вас на столе лежат по 2квадрата, посмотрите, что в них общего (форма, размер), а чем они отличаются? (цветом)

Вам нужно разделить 1 квадрат на 2 равные части, получится - 1/2; затем ещё пополам - 1/4; 1/8.

Из получившихся треугольников сложите мост (кораблик) для переправы через реку.

Воспитатель: Отлично, теперь Красная Шапочка с волчонком смогут попасть на другой берег и продолжить свой путь. Но посмотрите, на берегу сидит маленький утёнок, он потерялся, давайте поможем ему найти дорогу домой… (работа с интерактивной доской - лабиринт)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у наших героев снова проблемы, девочка хотела собрать букет для своей бабушки, но ветер перепутал все лепестки у цветов, давайте поможем Красной Шапочке собрать цветы. Вы должны разделиться на небольшие команды, внимательно рассмотреть лепестки и выбрать только те, которые подходят к серединке вашего цветка. (Игра проводится под музыку.) По окончании игры – совместная проверка.

Ну что ж, букет мы собрали, осталось только открытку нарисовать и можно отправляться к бабушке.

- А какую картину надо нарисовать, я сейчас расскажу.

- Возьмите лист бумаги и карандаши.

Нужно:

1) Нарисовать облако в левом верхнем углу.

- Где нарисовали облако? (дети показывают и называют)

2) В левом нижнем углу нарисуйте цветок.

- Где нарисован цветок? (дети показывают и называют)

3) В правом верхнем углу - солнце.

- Где нарисовали солнце? (дети показывают и называют)

4) В правом нижнем углу - гриб.

- Где нарисовали грибок? (дети показывают и называют)

5) А в середине - домик.

- Где нарисовали домик? (дети показывают и называют)

Проверка: по образцу воспитателя.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Скажите, какое из них было для вас наиболее трудным? Ответы детей.

А с чем вам было легче всего справиться? Ответы детей.

Как вы думаете, что помогло нам преодолеть все препятствия, и выручить Красную Шапочку. Ответы детей.

Воспитатель: А бабушка Красной Шапочки в благодарность за то, что вы помогли её внучке, передала вам угощение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

Конспект интегрированного мероприятия в старшей группе по теме « Знакомство с историей».

Конспект совместной образовательной дейтельности по ознакомлению детей с историческими событиями....

Презентация открытого занятия в старшей группе на тему «Сказочное путешествие»

Увлекательное путешествие в мир сказок совершили дети нашего детского сада. Предостовляем вашему вниманию презентацию этого удивительного путешествия....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Сказочная математика».

               Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Сказочная математика».  ...

Методическая разработка по художественно - эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Сказочная гжель»

Развитие основ художественной культуры через народное декоративно-прикладное творчество. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства Гжели. Совершенствование навыков р...