"Сказочное математическое приключение"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Короткая Светлана Владимировна

Данный материал предназначен для проведения образовательной деятельности в области познания с детьми старшего дошкольного возраста. Нацелен на совершенствование умения считать до 10 и обратно, умения соотносить количество предметов с цифрой; закрепление геометрических фигур (круг, ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник), название времени суток , времени года , установление их последовательность,закрепление умения ориентироваться на листе бумаги , а так же развитие социальных навыов умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы ; развитие мышление, память и речи.                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazki.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска Республики Коми

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

« Сказочное математическое приключение»

подготовила

воспитатель первой категории

Короткая Светлана Владимировна

г.Усинск

2017 год

Образовательная область «Познание»

     Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.                         

Ведущая образовательная область: познавательная

Интеграция: социально-коммуникативная, художественно – эстетическая области.

Задачи:                                                                                                

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий времени суток , времени года , установление их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.                                                          

 Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.                                                                                         

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность.

         Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения ( «Приходи, сказка» В. Дашкевич/ Ю.Кима), демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.                                                Оборудование: музыка,  фигуры сказочных героев,  разрезные цифры, магнитная доска, полоски бумаги  с геометрическими фигурами , листы бумаги, разделенные пополам.

Ход образовательной деятельности:

        - Ребята, что общего между репкой, курочкой рябой, Машенькой, Змеем Горынычем, избушкой на курьих ножках, Морозкой. ( Эти предметы и герои встречаются в русских народных сказках).

- Почему эти сказки называются русскими народными? ( Потому что относятся к устному творчеству русского народа).

-А в наше современное время нужны ли детям сказки и если нужны , то почему?      ( Нужны- они учат добру, честности, отваге).

Ребенок:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

- Как вы считаете, ребята, как мы можем прикоснуться к сказке ? (Сказку можно прочесть, посмотреть, нарисовать, вылепить героев сказки).                                                - Давайте отправимся в сказочное математическое путешествие!  Нам известно, как много трудностей встречают главные герои сказок на пути к добру, а поэтому какими качествами они должны обладать. ( Честностью, справедливостью, ловкостью, смекалкой). Я предлагаю вам самим справиться с рядом математических заданий и почувствовать себя героями  математической сказки. И, прежде чем отправиться в путь, давайте разомнемся!

 Д/игра «Когда это бывает» . Цель: развитие представлений о суточном цикле, о временах года.

Перед детьми на доске слайды с репродукциями художников И.Левитана: « Весна – большая вода» , « Лесное озеро» , « Луг на опушке леса» , «На даче в сумерки» ; И. Шишкина : «Зима», «Лес вечером». Детям предлагается с опорой на предложенную репродукцию назвать время суток, время года , установить последовательность временного промежутка.

- Пора отправляться в путь !  Если бы вам предстояло пройти  к сказке, что бы вы выбрали: дорогу или  тропинку? ( Тропинке )  Почему? Чем дорога отличается от тропинки? ( Дорога широкая – тропинка узкая, дорога покрыта асфальтом, а тропинка песком, камушками; дорога предназначена для машин - по тропинке мы идем через лес).

Д/и « Геометрическая дорожка». Цель: учить находить закономерность в расположении геометрических фигур. (Дети выбирают полоски с изображением геометрических фигур и заканчивают геометрический рисунок  по образцу).

- Давайте проложим нашу тропинку. Как вы считаете, наша тропинка получилась длинная или короткая.(Длинная)  Как в этом убедиться? ( Измерить ее) Каким образом мы можем это сделать. Если под рукой у нас нет необходимых инструментов? (Дети шагами измеряют длину тропинки , называют полученное число шагов. Педагог на доске записывает цифры ( например: 6,10_ и  предлагает детям закончить натуральный ряд чисел).                                                                                                        - Что ж, с первой задачей  вы справились. Я предлагаю вам превратиться в волшебников и выполнить следующее задание. Вам необходимо расколдовать героев сказки и распределить их в соответствии с указанным местом.

Д/и игра « Волшебники». Цель: развивать ориентирование в пространстве.

        - Ребята, вам необходимо распределить картинки с изображением героев сказки на листе ватмана  в соответствии с его местом. Но прежде мы узнаем кто они.

Загадки.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Василиса Прекрасная) – в центр листа

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали ...                ( Иван – царевич) –над картинкой с Василисой

Травки яркой зеленей.
Посвящают сказки ей.
Странным голосом поет.
Любит жить среди болот.                                                                                                         ( Лягушка) – слева от Василисы

Злой и страшный на лицо, 

Смерть запрятал он в яйцо, 

В Царстве золотых вещей 

Кто живет? - Живет... (Кощей) – слева от лягушки

Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху...        (Баба Яга) – справа от Василисы

Что на стол нельзя поставить?

                        (Яйцо) – под картинкой с Василисой

Сечёт он вражескую рать,

с ним никому не совладать.

Из ножен вынут - злу беда.

враг разбежится кто куда.

Что за оружие такое,

врагу которое не даст покоя?

               (Меч - кладенец) – левый верхний угол

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я — не кот.

Часто прыгаю упруго,

Покачусь — и под комод.

(Клубок) – правый верхний угол

Бревенчата. В лесу стоит, во все стороны глядит

                                ( Избушка на курьих ножках) – правый нижний угол        

У Кощея сейф,

А крышка на нем. 
Тяжелая очень 
С висячим замком.
                        
( Сундук) – левый нижний угол                                                Дети просматривают следующий слайд.                                                                - Вам с успехом удалось пройти второе испытание! Перейдем к следующему! Перед вами конверты с цифрами, но, как водится в сказках, нам кто-то пытается помешать. Эти цифры  разрезаны , их следует сложить и занять стул со своим порядковым номером ( Дети собирают разрезные цифры и садятся на стул со своим порядковым номером. Закрепляем счет от1до 10 в порядке возрастания, и от 10 в порядке убывания).                - Ребята, что такое пара предметов (Значит предметы похожи внешне и их 2) Чтобы герои сказок не чувствовали себя одиноко, им необходимо  подобрать пару ( герои на слайдах) : деду, Морозке, медведю, зайцу, мальчику  с пальчику , Аленушке.                        Д/и « Подбери  пару». Цель : учить устанавливать связи между предметами, рассуждать и доказывать.                                                                                        - Какие вы молодцы, ребята! Легко проходите все испытания! Давайте немного разомнемся!

Физминутка : «Раз грибок, два грибок»

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания – руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

 Но теперь для вас самое сложное!                                                                        Д/и « собери кружки» Цель: закрепить умение считать в пределах 10, соотносить количество с цифрой, устанавливать связи больше меньше, закрепить понятие «предшествующий» , «последующий». Например: Сколько персонажей  в сказке «Колобок» - 7;  Выложите на верхней линии листа столько палочек, сколько обозначает эта цифра ; какое число следует за числом 7?; какое число меньше 7 на 1 – выложите на нижней линии листа столько палочек , сколько обозначает цифра 6 ? Каким действием мы уровняем количество палочек? ( Или положим одну палочку на нижнюю линию, или уберем одну палочку с верхней) .                                                                                                - Наши испытания были достаточно трудными, нам пора заканчивать наше сказочно – математическое приключение.                                                                 Д/и « Фантазии ». Что бы вы загадали, если бы сами поймали щуку. Что бы вы посоветовали колобку, если бы встретили его в лесу? Как бы вы спасали петуха, которого унесла лиса? Пустили бы вы лису в свою избушку, когда у нее растаяла ее ледяная?                - Давайте подумаем с какими трудностями вы столкнулись. (Было трудно собрать разрезные цифры ; найти свой стул ; начали выкладывать палочки с середины линии, а не слева – направо) Что вам особенно понравилось ?

Список использованной литературы:

1. «Воспитание дошкольника»;ООО Издательский дом; - М: 2016г.

2.Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия по математике»; ТЦ «Учитель»; Воронеж 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Математические приключения сказочных героев"

Программное содержание: Обучающие задачи: • Закреплять знания детей о последовательности дней недели, времен года, месяцев; • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; • Учить ...

Конспект физкультурно-математического досуга во второй младшей группе «Математические приключения»

Цель: Развитие у детей математических способностей через физическое развитие. Задачи: Обучающие: Расширять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке. Продолжать учить ...

Сценарий организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Математические приключения»

Сценарий организованной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля детей подготовительной к школе группы «Математические приключения» ...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...

Сказочная история "Приключения огнетушителя Тушика в сказочном лесу"

Сказочная история для дошкольников о соблюдении правил пожарной безопасности....

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...