Дидактические игры для ознакомления трехлетних детей с формой
методическая разработка по математике по теме
Ознакомление детей с формой стоит начать несколько позднее. Чем ознакомление с цветом, когда дети научатся играть в « цветовое лото» - заполнять карты с цветовыми полями тремя видами геометрических фигур, подбирая их по цвету.
Вы изготовляете новые большие карты, на этот раз всего с тремя полями белого цвета. На одном поле начерчен контур круга, на другом – квадрата, на третьем – треугольника. Они такого же размера, как меньшие по величине геометрические фигуры разного цвета, которые у вас уже есть.
- А теперь мы сыграем в новую игру. Будем искать фигурки такой же формы, как нарисованы здесь. Смотри, вот это – кружок, он без уголков, весь гладенький. А это- квадрат. Он с уголками. А это – треугольник. У него уголки совсем остренькие ( объясняя это, попросите ребенка провести пальчиком по контуру каждой фигуры и, если это получается плохо, помогите ему сами.)
Дайте сначала ребенку набор картонных фигурок разного цвета, совпадающих по величине с начерченными на картах. Учите ребенка накладывать каждую выбранную фигурку на контурное изображение и убеждаться в их совпадении. Здесь прикладывание уже не поможет, нужно решать задачу на глаз.
Более сложный вариант той же игры- с пятью фигурами ( к прежним трем добавляется овал и прямоугольник). Они похожи на круг и квадрат, но «длинненькие».
Дальше следует подбор к образцам – фигурам пяти форм реальных предметов. Он проводится так же , как подбор по цвету.
Наконец то, очень полезно изготовлять вместе с ребенком геометрические фигуры, используя для этого спички, нитки, мягкую проволоку.
Ознакомление с величиной можно начинать одновременно с ознакомлением с цветом.
Первая игра – постройка башни из трех одноцветных кубиков ( деревянные или склеенные из картона) существенно различающихся между собой по величине. Хорошо, если образцом служит рисунок или аппликация: ребенок одновременно будет учиться сопоставлять предметы по величине и соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением, т.е. овладевать употреблением простейшей схемы. Потом можно увеличивать количество кубов до пяти.
Хороши и лесенки , которые выкладываются на плоскости из пяти полосок картона, различающихся по длине на 1 см., а в более трудном варианте – на 0,5 см. Когда лесенка готова, по ней топает вверх, вниз бумажная матрешка. Она сразу же обнаружила ошибки и просит их исправить – ведь иначе ей не подняться!
Во время постройки башенок и лесенок учите ребенка сравнивать величину кубов и полосок, прикладывая их друг к другу, пользоваться словами « больше – меньше», « большой», « средний», « маленький». Но нужно добиваться , чтобы в конце концов ребенок перестал нуждаться в прикладывании, определяя величину на глаз.
Задания, требующие ориентировки в разных свойствах предметов, нужно давать в вперемежку, иначе выработается стойкая привычка учитывать только одно свойств ( например, цвет) и не обращать внимание на другие свойства.
Когда вы увидите, что ребенок достаточно успешно справляется с определением цвета, формы, величины, переходите к комплексным заданиям, требующим одновременного учета двух или трех свойств. Для этого можно использовать описанные выше игры типа лото.
По мере запоминания ребенком названий свойств ( и для закрепления этих названий) начинайте загадывать ему загадки. На первых парах они будут крайне просты.
Хороши для загадывания таких загадок фрукты и овощи. Главное чтобы предметы имели четкую форму и цвет.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой. II младшая группа....
кризис трехлетних детей
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ Можно отметить, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком,...
Дидактические игры по ознакомлению трехлетних детей с цветом.
Для проведения большинства дидактических игр потребует материалы, которые родителям придется готовить самим. Возьмите шесть листов белой бумаги и сложите пополам. Получится шесть « книжечек». В лицев...
Речевое развитие трехлетних детей
Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подгот...
Авторский комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с формой, цветом и размером.
Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии....
Речевое развитие трехлетних детей
У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очен...
Речевое развитие трехлетних детей
Консультация для родителей...