«Развитие разных видов детского восприятия у младших дошкольников посредством сенсорно – двигательных игр»
презентация к уроку по теме

Попова Любовь Николаевна

Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако это сводиться не только к тренировке движений и развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а так же со становлением чувствам Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc80 КБ
Office presentation icon vystuplenie2.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №26 «Кораблик»

 «Развитие разных видов детского восприятия у младших дошкольников посредством сенсорно – двигательных игр»

Подготовила

Попова Любовь Николаевна

воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего

 вида № 26 «Кораблик»

Губкин 2014г.

Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако это сводиться не только к тренировке движений и развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а так же со становлением чувствам Я.

  Общее развитие ребенка раннего возраста не возможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно – пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.

 В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. И эти затруднения в развитие значительно выросли за последние 10-15 лет и наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни.

 Нарушения далеко не всегда носят патологический характер и, как правило, не связаны с серьезным диагнозом. Вместе с тем даже незначительные нарушения в раннем возрасте в развитие моторики, координации движений в дальнейшем чреваты серьезными психологическими проблемами. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих, как извне, так и изнутри.

  Нарушения границ своего Я могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений. В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственность погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками – они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.

  Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте – в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

И для этой цели используются так называемые сенсорно-двигательные игры и им присуще следующие черты:

  1. рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
  2. ритмичные движения, в которых присутствуют чередование контрастов: быстро - медленно, высоко - низко, далеко - близко, крепко - нежно и т.п.
  3. повороты, предполагающие различные качества и вариации движений;
  4. эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с взрослым.

В первую очередь к таким  играм относятся потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Кроме общеизвестных игр разработанных в народной педагогике существует множество игр созданных авторами и коллегами из разных регионов России.

  Эти игры мы используем во время умывания («Кран откройся, нос умойся, мойтесь сразу оба глаза…»), одевания («Куй, куй ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку правую сапожку…»), во время дневного пробуждения («Вот проснулись, потянулись, с боку на бок повернулись…). По сложности  - это простые сенсорно-двигательные игры, относящиеся к повседневной жизни, где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в обыденной жизни.

  Существуют еще сложные сенсорно-двигательные игры. Например, такие игры используем во время проведения утренней разминки («Мы сегодня утром встали и зарядку делать стали. Ручки вверх, ручки вниз, пола ручками коснись…»), на музыкальных занятиях («Наши ручки в пляс пустились. Закружились. На головке полежали…»), в повседневной жизни («Месим, месим тесто, нет ему в кастрюле места. Тесто месят кулаком, мнут его руками…»). Эти игры предполагают более сложные движения.

 Все эти игры, несмотря на их отличия и сложность обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движений, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорит мимика, жесты и спонтанные повторения. Поэтому наблюдения так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.

ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

«Потягушеньки»

Цель. Игра направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлении. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована артикуляционная моторика, создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому.

Ход игры

Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

1. Потягу-у-ушеньки-порастушеньки, вдоль растушеньки. (Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки вперед–вниз. Ладонями оглаживаем тело –плотно и ласково – от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног. Вытягиваемся до максимального размера тела в длину, обозначая эту

длину тактильно;

2. А поперек – толстушеньки, поперек толстушеньки. (Потягиваемся руками

очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся на максимальную ширину, сжимаемся до минимальной ширины. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно.)

3. Ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, ручки – хватушеньки, ручки –

хватушеньки. (Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.)

4. А ножки – топтушеньки, ножки – топушеньки. (В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разогнаться перед более мелким движением, акцент на самые удаленные точки тела.)

5. А в роток – говорок. Ну-ка, выглянь язычок! (Указательный палец к губам – подготовка локального движения.)

6. Язычок посмотрел по сторонам, по смотрел на небо, на землю. (Движения

языком, вертикальные и горизонтальные.)

7. Вышел за ворота подальше и спрятался, вышел и спрятался. Попрыгал-по-

прыгал и убежал, попрыгал и спрятался. Дверь за ним крепко закрылась. (Изменение глубины, движение во фронтальной плоскости и в вертикальной).

8. В роток – говорок (коснуться губ пальчиком), а в головку – разумок (обхватить голову двумя руками). Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия, подражая взрослому. Многим потребуется одна–две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки» – пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано все тело. Другой вид игр – локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобных игр.

«Ков-ковалек»

(модификация русской народной игры)

Цель. Обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре после предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.

Ход игры

1.Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку теплую сапожку.

(Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.)

2. Куй, куй, ковалек! Подкуй сапожок, на левую ножку теплую сапожку. (Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.)

3.Подкуем, подкуем, ножки, бегайте бегом. (Топаем поочередно правой и левой ногой об пол или – более сложный вариант – поднимаем обе ноги невысоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами

друг об друга.)

«Наши ручки в пляс пустились»

Еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и спина.

Цель. Способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

Ход игры

1. Наши ручки в пляс пустились, завертелись (обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью).

2. Закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз).

3. На головке полежали (далее движения по тексту).

4. И на плечиках полежали.

5. На коленях полежали.

6. И на ножках полежали.

7. И за спинку убежали.

8. Спрятались.

9. Где же, где же, где же наши ручки?

(Руки остаются спрятанными за спиной.)

Нету-нету-нету наших ручек. Где же, где же, где же наши ручки?

10. Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! (Хлопки по коленям.) Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела, но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали, на пяточках полежали и т.д. 2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» – хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.

«В нашем маленьком домишке»

Эта игра проводится по кругу, дети сидят на стульчиках или на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места.

Цель. Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятии тела в неподвижности. Как известно,

детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.

Ход игры

Кладем головы на «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза – отдаемся тяжести и расслабляемся.

1. В нашем маленьком домишке в колыбельках спят детишки (длинная пауза – отдаемся тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть).

2. Вот с кроватки кувыркнулись, быстро-быстро все проснулись. (Переход к легкости и движению. Бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью – переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению).

3. Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза спрятались и нашлись (2 раза; движения по тексту. Плотно касаемся тела – см. текст, парные и непарные части тела. Глаза прикрываем глаза ладонями – вот я, а вот нет меня.

3. Плечики – плечики (плотно гладим ладонью одно плечо, потом другое).

4. Спинка и грудь (медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь – разная степень доступности).

5. Ты разбудить ничего не забудь!

6. Ручки хлопают, ручки хлопают (в ритме стиха хлопаем в ладоши перед собой). А ножки топают, ножки топают (сидя, топаем).

7. Ру-ки хло-па-ют, ру-ки хло-па-ют (скандирование в медленном темпе – медленные широкие жесты над головой).

8. А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают (энергично и громко топаем с ускорением).

9. Ручки хлопают, ручки хлопают (декламируя шепотом, «хлопаем» перед собой указательными пальцами).

10. Ножки тихо топают, тихо-тихо топают (пятки стоят на полу, а «топают»

только носочки).

11. Мы проснулись, потяну-у-у-у-лись (вверх руками и всем корпусом, а книзу – ногами, пятками).

12. Всем вокруг мы улыбнулись (руки на колени, приветливо друг другу улыбаемся). Не стоит дожидаться, когда воцарится полная тишина, нужно создать хотя бы короткое затишье. Со временем дети почувствуют вкус к такому загадочному началу. Не следует добиваться и беспрекословного и точного выполнения действий – достаточно зрительной концентрации и отдельных действий. Однако, если дети перед игрой длительное время были в неподвижности или в напряжении, им трудно будет сконцентрироваться, поскольку игра требует высокого внимания, произвольности и общей слаженности действий.

«Зарядка»

Простая жестовая игра.

Цель. Дает ребенку возможность пережить состояние сжатия и расширения всего тела, концентрирует внимание то на центр, то на его периферию. Диапазон движения у каждого человека свой. Все зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный и минимальный метрический размер. «Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья

расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.

Ход игры

1. Мы сегодня утром встали и зарядку делать стали (выразительно встаем со стульев, так чтобы почувствовать опору в ногах).

2. Ручки вверх (энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер).

3. Ручки вниз (не приседая, наклонились, опустили руки к полу – вертикальный размер вполовину).

4. Вправо–влево потянись (руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении).

5. А потом в клубок свернись (присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени).

6. Вправо–влево потянись, а потом в клубок свернись (повторить действия на

расширение и сжатие).

7. Пола ручками коснись, пола ручками коснись (в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постукать пальцами по полу – контраст на крупные движения и мелкие).

8. И до неба дотянись – вытягиваемся вверх (переход из сжатия в максимальный вертикальный размер).

9. Пола ручками коснись и до неба дотянись (повторяем действия сжатия и расширения).

10. А потом к себе вернись (скрещиваем руки на груди – середина между полярностями, чтобы ощутить покой и равновесие в центре тела).

«Тесто»

Известная игра, в который скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал.

Цель. Дети имеют возможность через прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга посредством прикосновений и со прикосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего

движения с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом, решается важная коммуникативная задача – замечать, как чувствуют себя партнеры. Для игры – ее дети выполняют стоя – требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый во все стороны. Круг – это «кастрюля». Считалкой выбирают (или по желанию) тех, кто будет исполнять роль «теста», от одного до четырех детей. Они встают в середину

круга.

«Тесто» следует не только активно «мять» и «месить», но и воспринимать силу своего воздействия в соотношении с откликом партнеров.

Ход игры

Все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к

центру. Взрослый (ведущий) стоит в кругу и своим движением, степенью интенсивности, характером прикосновений показывает и одновременно действует вместе с детьми. Игроки сходятся к центру, приговаривая:

1. Месим-месим-месим тесто, нет ему в кастрюле места (2–3 раза; круг становится все теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места).

2. Месим-месим-месим тесто, нет ему в кастрюле места (сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто», т.е. спины и боков, стоящих в середине. Месим «тесто» интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает).

3. Тесто с медом, с молоком, с маслицем, с дрожжами (расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса; руки плотно прилегают к корпусу).

4. Тесто месят кулаком, мнут его руками (снова, сжав руки в кулачки, мнем тесто, потом гладим раскрытыми ладонями).

5. Чем мы тесто приправим? Маком, орехами («осыпаем» тесто маком – похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» – похлопываем поочередно кулачками).

6. Эй, дуйся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся! (Дети внешнего круга берутся за руки и расходятся. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг «натягивается» до максимального напряжения.) Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются в стороны. Там, где круг лопнет, должны быть «продукты» для новой порции теста – два ребенка.

Примечание. 1. Для детей младше 3 лет имеет смысл игру сократить и оставить только первые и последние две строчки.

2. Взрослый внимательно следит за эмоциональным состоянием тех, кто стоит в кругу. Если кому-то из детей остро некомфортно, игру необходимо приостановить и спросить согласия этого ребенка на продолжение, пообещав «месить тесто» легонько. В случае отказа следует предложить ребенку побыть тестом в следующий раз. Особо чувствительные дети, чья тактильная чувствительность нуждается в проработке, не сразу готовы встать в круг,

им лучше несколько раз побыть в роли «кастрюли». В этом случае никакие уговоры недопустимы, это может травмировать ребенка. Дети, резкие и напористые, часто доставляющие боль, также нуждаются в проработке их собственной сниженной тактильной чувствительности. Им особо полезно быть хорошенько «промятыми».

3. Если кто-то из детей, стоящих в кругу, не включается в игру, не понимает действий или шалит, причиняя неудобство другим, им, несмотря на это, следует продолжать «готовить порцию теста», выразительно подавая пример. В том случае, если кто-то кому-то причиняет боль, взрослому следует чрезмерно активного ребенка взять в свои руки и действовать буквально его телом до окончания «замеса». Дело в том, что таким детям трудно концентрировать внимание на своих действиях, соразмерять их с окружающими. Поэтому им особенно необходимо оказаться в качестве «теста». Вот почему так важно «приземлять» их, помогать воспринимать собственное тело, чтобы делать его все более управляемым.

«Игра-одевание»

Цель. Наряду с сенсорно-двигательным развитием, уделяет внимание познавательному развитию детей, прививает навыки наблюдения за природой. Желательно использовать игры в соответствии с сезоном. В холодное время года темой жестовой игры может быть одевание, т.е.

поэтапная ревизия тела – как периферических частей, так и центра.

 

Ход игры

Вначале играющие могут сидеть на стульях.

1. Наденем на ножки теплые сапожки: этот – с правой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену). Этот – с левой ножки.

2. Подтянем штанишки (встаем, подтягиваем штанишки, юбочки).

3. Наденем пальтишки (гладим руку от запястья к плечу, потом другую так же).

4. Пальтишки пуховые (обнимаем себя).

5. И шапки шерстяные (обхватываем ладонями голову).

6. И застегнемся: вот так, вот так, пуговка к пуговке в ряд (в ритме стиха по центру груди касаемся пальцами тела, будто отмечаем пуговицы).

7. Что ж, готовы? Это дело! И пойдем гулять мы смело! (Беремся за руки, идем по кругу хороводом– переход к подвижной части или любой подвижной игре соответствующего сюжета. Игра эта может служить прелюдией к любой другой.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса к природе у младших дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала.

Сказочная и прекрасная природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам прир...

Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...

«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности»

Развитие мелкой моторики у детей дощкольного возроста посредством игр через разные виды детской деятельности...

“Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности”

Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ре...