Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Ушакова Татьяна Николаевна

Материал имеет цель сформировать у детей представление о сравнении предметов по высоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Тема: «Выше, ниже».

Цель: Сформировать представление о сравнении предметов по высоте.

Материалы к занятию:

  • Демонстрационный: «Пьедестал почета», построенный из кубиков крупного LEGO; игрушки: заяц, волк и лиса или их изображения на плотной бумаге (см. Рис. 1).
  • Раздаточный: кубики LEGO: 3 – зеленых, 2 – желтых и 3 красных (на каждого ребенка), карточки с цифрами «1», «2», «3»; карточки с геометрическими фигурами.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.
    Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
    Дети сидят на ковре.
    – Послушайте сказку. Как-то раз в лесу звери устроили соревнование по бегу.
    – Какие лесные звери быстро бегают? (Заяц, лиса, волк …)
    – Хотите узнать, кто победил? (Да)
    – Тогда поехали в лес.
    – На чем поедем?
    Дети решают, на чем удобнее ехать в лес.
  2. Игра «Пассажиры».
    Дидактическая задача: закрепить умение детей считать до трех, повторить геометрические фигуры.
    – Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет)
    – Где покупают билеты? (В кассе)
    – Как называется человек, который продает билеты? (Кассир)
    Каждый ребенок получает билет – карточку с геометрическими фигурами одинаковой формы и цвета. Число фигур, их форма и цвет на каждой карточке разные. Места (стульчики) обозначаются карточками с цифрой и геометрической фигурой. Чтобы найти место, надо отыскать карточку с цифрой, соответствующей количеству фигур на билете, и такой же геометрической фигурой по форме и цвету.
    Дети садятся на свои места. Кондуктор (воспитатель или ребенок) проверяет билеты. Поехали. Изображаем мотор – топаем ногами. Доехали.
  3. «Затруднение».
  1. Игра «Пьедестал почета».
    Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для сравнения предметов по высоте.
    – Мы в лесу.
    Дети садятся на «полянку» – ковер. Воспитатель вносит игрушечного зайца, изображая, что он бежит.
    – Кто это прибежал на финиш первым? (Заяц)
    Вторым воспитатель таким же образом вносит игрушечного волка.
    – Кто прибежал вторым? (Волк)
    Третьей появляется лиса.
    – Кто занимает на соревновании третье место? (Лиса)
    – Дети, помогите поставить победителей на призовые места.
    Ставим игрушки на пьедестал почета.
    – Я самый высокий, –  кричит Заяц.
    – Это пока ты стоишь выше меня, – ворчит сердито Волк.
    – Можно ли так определить, у кого рост выше? (Нет)
    – Как должны стоять звери, чтобы сразу стало видно, кто из них выше?
  2. Игра «Кто всех выше?».
    Дидактическая задача: сформировать представление о сравнении предметов по высоте, развивать речь, мыслительные операции.
    Дети приходят к выводу, что зверей надо поставить на ровную поверхность. Воспитатель и дети ещё раз проговаривают вывод: «Чтобы сравнить два предмета по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность».
    Дети ставят волка, лису и зайца на ровную поверхность.
    Дети рассказывают, что волк выше всех ростом, а ниже всех – заяц.
  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  1. Игра «Кто выше?»
    Дидактическая задача: тренировать внимание детей, умение сравнивать предметы по высоте; организовать активный отдых детей.
    – А вы хотите сравнить свой рост? (Да)
    – Как вы будете меряться ростом?
    Двое желающих поиграть встают рядом, а третий ребенок определяет, кто в паре выше, а кто – ниже ростом.
  2. Игра «Строители».
    Дидактическая задача: закрепить умение детей считать до трех, соотносить цифры 1 – 3 с количеством, сравнивать предметы по высоте, развивать мыслительные операции.
    – Дети, посмотрите, какая лисичка грустная. Она мне пожаловалась, что у неё домик очень старый.
    – Где в лесу живет лиса? (В норе)
    – Где живет волк? (В логове)
    – А у зайчиков нет домика. Они прячутся и отдыхают под кустиками.
    – Давайте построим им дома!
    Дети садятся за столы. У каждого ребенка на подносике 3 зеленых кубика, 2 желтых и 3 красных кубика LEGO, а также карточки с цифрами.
    – Постройте домик из зеленых кубиков.
    – Постройте домик из желтых кубиков.
    – Какой домик выше? (Зеленый)
    – Постройте домик из красных кубиков такой, чтобы все три домика были разной высоты.
    – Сколько должно быть кубиков в красном домике? (Один)
    – Какой домик самый высокий? (Зеленый)
    – Найдите на подносике цифру, соответствующую количеству кубиков в домике. (3)
    – Какой домик пониже? (Желтый)
    – Найдите цифру, показывающую количество кубиков в желтом домике? (2)
    – Какой домик самый низкий? (Красный)
    – Найдите цифру, показывающую сколько в нем кубиков? (1)
    – Как вы думаете, кто в каком домике будет жить? (В зеленом домике будет жить волк, т.к. он самый высокий из зверей. Желтый домик для лисы, она пониже ростом. В красном домике будет жить заяц, т.к. он ниже всех ростом и домик самый низкий.)
  1. Итог занятия.
    Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что делали они на занятии, и создать ситуацию успеха.
    Собрать детей.
    – Где мы сегодня побывали? (В лесу, на соревновании)
    – Что сделали? (Нашли места в поезде. Сравнили свой рост. Построили домики для зверей.)
    – Почему мы смогли это сделать? (Потому что научились сравнивать предметы по высоте.)


Рис. 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада, тема: Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Цели:- способствовать формированию навыка порядкового и обратного счёта до семи;- учить соотносить цифры с количеством предметов. Задачи:- развивать умения ориентироваться в пространстве, различа...

И. А. Помораева, В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С....

И. А. Помораева, В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С....