Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.
статья по математике (младшая группа) на тему

Белякова Светлана Владимировна

Развивающие дидактические игры порождают интерес к приобретаемым знаниям и умениям, снимают проблемы мотивационного плана. Их использование в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми  к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Решаются следующие задачи: развитие у ребенка познавательного интереса и потребности узнать новое, развитие наблюдательности и исследовательского подхода, гармоничное развитие эмоционально-образного и логического начал, построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matematicheskikh_predstavleniy.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте через использование развивающих игр В. Воскобовича.

  1. ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ВОСКОБОВИЧА.

Развивающие игры имеют ряд особенностей, это   ШИРОКИЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИАППОЗОН ИГР. С одной и той же игрой могут играть дети и трех и семи лет. Это роисходит потому, что к простому физическому манипулированию  присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИГР. С их помощью можно решать  большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает  цифры или буквы, узнает и запоминает цвет или форму, учится ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, внимание, память и воображение.

ВАРИАТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ. К каждой игре разработано  большое количество  разнообразных игровых заданий и  упражнений, направленных на решение  одной образовательной задачи.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОЙ ИГРЫ.  Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать  задуманное в действительность  и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества  делают игры интересными  для ребенка в  течение длительного  периода времени.

  1. РЕШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ИГРАХ ВОСКОБОВИЧА. Данные развивающие игры можно разделить на :   логико – математические, направленные на  развитие мыслительных операций через игровые действия: манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов и универсальные игровые  обучающие средства, которые могут  быть материалом для игр детей и  дидактическими пособиями  на различных занятиях.

Технология игр решает следующие задачи:

- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

-  развитие наблюдательности, исследовательского подхода  к явлениям и объектам  окружающей действительности;

- развитие воображения, креативности мышления, то есть  умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения;

-  гармоничное, сбалансированное развитие  у детей  эмоционально – образного и логического начал;

-  формирование базисных представлений (по математике, окружающему миру ) и речевых умений;

-  построение педагогического процесса , способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Организовывать  и проводить  логико -  математические игры  можно следующим образом. Игру характеризует единый динамичный сюжет с наличием интриги  и логично выстроенной мотивацией. Побуждающей ребенка  к действию или самостоятельному  решению задачи.

Вопросы и задания ставит не взрослый, а сказочный герой , которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. Ребенок, как правило,  является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы. Для  организации такой игры можно использовать  сказки – методики  Фиолетового леса,  а можно проявить творчество  и адаптировать других героев известных сказок. Сюжет логико – математической игры может включать  одну игру , особенно на этапе первого знакомства с развивающими играми , или комбинировать  большое количество игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений  и интеллектуальных задач для каждой, особенно на этапе, когда дети  давно играют и хорошо знают  все игровые упражнения.

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.   СВОЙСТВА  ( ЦВЕТ. ФОРМА, РАЗМЕР).

ЦВЕТ. ФОРМА.РАЗМЕР.

«Цветные карточки».

Однажды Наташа пришла в гости к ребятам и принесла с собой  цветные квадратики. Сначала она поставила синий квадратик, потом зеленый, потом желтый, красный и оранжевый. Дети самостоятельно выкладывают ряд в нужном порядке. Затем Наташа решила их посчитать. Дети  считают квадраты хором или поодиночке

ЛУНТИК И ТАРЕЛОЧКИ. Лунтик  решил позвать в гости своих друзей. Он накрыл стол и поставил на него четыре тарелочки. Но он так торопился, что задел стол и опрокинул тарелки. Они упали на пол и раскололись. Лунтик очень расстроился, но когда пришли друзья, они предложили склеить тарелочки и сделали это вот так…

ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК.

На поляне расцвел волшебный цветок. Лисичка увидела его  и стала считать лепестки.(Дети  полмогают лисичке считать). Потом она задумалась, а какого же цвете лепестки цветка?  (Дети  называют цвета спектра). Вдруг налетел ветер и  несколько лепестков упали на землю. Сколько лепестков упало? Какого они цвета?

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

«Бусы»

У модницы Бабочки  были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Она играла с другими бабочками и бусы рассыпались. Бабочка принялась их собирать.

На коврографе  выкладывается  ряд кружочков:  четыре зеленых и пять красных, затем они перепутываются, а дети их разбирают.

«Новые бусы Бабочки»

Модница Бабочка решила сделать новые бусы и подарить их своей подружке. Она взяла по три бусинки каждого цвета .Помогите Бабочке собрать новые бусы.

«Логофомочки»

Игра знакомит детей с эталонными геометрическими формами: круг, треугольник, квадрат, учит составлять различные геометрические фигуры из частей, обводить их и дорисовывать различные изображения.

1.Дети вынимают из игрового поля все геометрические фигуры и вкладывают их на место.

2.Вместе со взрослыми дают образные названия всем фигурам и придумывают свои варианты:  ворота, окно,  вазочка, кораблик, колесо и т.д.

3. Моделирование фигур с помощью  линеек, рисуют эталонные и составные геометрические фигуры.

4. Мозаика. Играющий кладет на игровое поле любую составную фигуру, например, грибок. Второй  находит и называет  эталонные фигуры, из частей которых составлен грибок.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ, ВЫСОТЕ ПРЕДМЕТОВ, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ.

Игра «Кораблик Брызг – брызг».

1.Надеть флажки на мачты, посчитать мачты, посчитать флажки.

2.Собрать флажки на мачтах . (На кораблике остается только первый ряд флажков).

3.Рассмотреть  три первых мачты: низкая, средняя, высокая.

4.Всевозможные пространственные варианты игр с флажками без мачт.

Игра «Чудо – крестики».

Развивает воображение, сенсорные и творческие способности: восприятие  цвета, формы и величины. Совершенствует интеллект: внимание, память, мышление и речь. Тренирует мелкую моторику рук, тактильно – осязательные анализаторы. Способствует освоению количественного счета, пространственных отношений.

        Собираем крестики:  по цветам радуги,  выборочно (зеленый, синий и т.д.), по количеству частей, по пространственному  расположению (в центре, справа, под ним.  Слева и повыше и т.д.).

        Придумываем фигуры самостоятельно, складываем их из различных составных частей.

        Строим башню. Накладываем крестики друг на друга, сначала произвольно,затем по алгоритму.

Игра «ГЕОКОНТ».

        Способствует освоению геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр. Тренирует мелкую моторику  кисти и пальцев, развивает творческие способности.

        Перед тобой игра  «Геоконт». В сказочном лесу  это чудесная поляна, на которой сказочный паук плетет свои паутинки. Возьми паутинки и попробуй с их помощью  сделать разнообразные фигуры Сначала простой формы: квадрат, прямоугольник, треугольник, потом более сложные:  флажок, колокол, кораблик и др.

                Трансформируем одни фигуры в другие и придумываем свои.

Двухцветный квадрат Воскобовича.

        Головоломка на трансформацию фигур, которая учит малышей  правильно выполнять алгоритмы действий, развивает память, внимание, воображение, тренирует  моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

Актуальность темы заключается в том, что дошкольное образование выдвигает ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математич...