Собрание конспектов по математике
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

Знокомство с математикой, обучение счёту, работа со счётными палочка, преобразование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Организации и проведения занятий по познавательному развитию во второй младшей группе.

Тему: «Кормушка для птиц»

Программное содержание:

-Знакомить детей с явлением природы.

-Формировать интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду.

-Закрепить понятия «много» и «один».

-Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера.

-Развивать наблюдательность, внимание.

-Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Предварительная работа:

-ежедневное наблюдение за птицами у кормушки на прогулке

Материал:

-картинки с изображением птиц

-снежинка из бумаги

-капелька воды

-палочки Кюизенера

Материал:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложиться.

-Ребята, к нам в гости прилетели снежинки. Они здороваются с детьми.

Дети рассматривают снежинки.

-Сколько  у неё лучиков? (много)

-Сколько снежинок? (три)

-Интересно, почему они к нам прилетели? (наступила зима)

Снежинка рассказывает свою историю: «Я живу высоко в небе. Там холодно и одиноко, я часто смотрю на землю, на людей. Они такие добрые, дружные и мне захотелось хоть на одно мгновение побыть с ними. Подул холодный ветер и я прилетела к вам».

Дети с воспитателем изображают снежинок: кружатся, «летят».

-Ребята. Снежинки укрыли всю землю снегом, стало так красиво, бело, но птицам стало холодно и голодно, трудно добывать корм под снегом.

Вспомните, каких птиц мы видели у наших кормушек?

-Посмотрите на эту птицу – показываю воробья

-Что есть у воробья? (голова, клюв, глаза, крылья, хвост, ноги).

-Какого цвета его перышки?

-Что делает воробей? – Клюёт зёрнышки, крошки.

-Как он ведёт себя у кормушки?

Воробей смелый, шустрый, быстро подлетает и улетает.

-Послушайте, я прочитаю про него стихотворение.

Я – веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен, и болтлив, и пуглив, чиф, чиф.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки,

Я хитер и шаловлив, суетлив. Чив, чив!

Дни мои зимою тяжки,

-Нет ни крошки, ни букашки,

Вот когда я молчалив, еле жив, чив, чив.

-Как кричит воробышек? (чив, чив)

-Поэтому мы кормим воробьёв зимой, жалеем их. Вот как жалуется воробей: «Дни мои зимою тяжки, нет ни крошки, ни букашки».

Воспитатель показывает синицу. Рассматривание идёт так же. Читает стихотворение А. Барто «Синица».

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась, как сверчок,

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири – тири, тень - тень –тень.

Воспитатель показывает снегиря. Рассматривание идёт так же. Читает стихотворение.

В саду, где пели зяблики

Сегодня посмотри-

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

-Молодцы! Всех птичек вспомнили и рассказали про них. Давайте поиграем. Вы все будете птички. Я буду говорить слова, а вы на слово «ай» улетите в домики. Птички сидят, клюют и улетают.

Села птичка на окошко:

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай.

Улетела птичка – ай!

-Какие хорошие птички! А теперь вы снова ребятки, Садитесь, успокойтесь. Посмотрите, что у вас в конвертах? Надо сложить из частей целую птичку и сказать, какая у вас птичка.

Читает стихотворение Р. Бухарева «Кормушка»

Медленно, медленно падает снег.

Тихо по снегу идет человек

В шапке и шубе своей меховой,

Красные санки везёт за собой.

В санках желтеет кормушка для птиц:

Для корольков, снегирей и синиц.

Падает, падает, падает снег

Добрый дороги тебе, человек!

Вот и мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц крошками и зернышками семечек.



Предварительный просмотр:

Конспект организации и проведения занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в Антарктиду»

Задачи: классифицировать множество по 3 признакам (форма, цвет, размер) развивать пространственное воображение, ориентировку на листе бумаги; решать логические задачи; развивать аналитическую  деятельность; закрепить умение преобразовывать предметы, выкладывать изображения из счетных палочек; развивать воображение, логическое мышление.

Ход занятия.

-Ребята, в получили письмо от своих друзей пингвинят: Пина и Гвина.

Дети читают текст в нём написано приглашение в Антарктиду.

-Прежде чем мы отправимся в путешествие надо навести порядок в группе, разложить геометрические фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри желтого все квадраты, а внутри оранжевого – все маленькие фигуры.

В области пересечения фигуры по трем признакам (маленький красный квадрат)

-Путь предстоит долгий и не лёгкий, чтобы не заблудиться нужен план:

1 клетка – 1 км

Надо идти так: 3 км вправо, 5 ка вниз, 4 км, 3 км вниз...

-Здравствуйте, ребята.

-Здравствуйте, Пин и Гвин.

-Мы рады видеть вас у нас в Антарктиде и приготовили вам задания.

Умеете вы решать задачи?

-Пин поймал 5 рыбок, если он отдаст 1 рыбку Гвину, то у них будет поровну. Сколько рыб поймал Гвин.

-8 кубиков Пина, ещё 1 у Гвина. Все кубики эти сосчитайте дети!

Пин нашёл в дупле у белки 8 штук орешек мелких, вот  ещё 2 лежат. Ну и белка, вот хозяка. Все орешки посчитай-ка!

Пину стало холодно, чтобы его согреть он подпрыгнул 6 раз, Гвин тоже решил согреться и подпрыгнул 4 раза. Кто замерз сильнее Пин или Гвин?

Физкультминутка, психогимнастика.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись: 1, 2, 3, 4, 5 – захотели поиграть!

Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7, 8, 9, 10 – веселятся все!

Но пора обратно всем – 10, 9, 8, 7!

6 – калачиком свернулся, 5 – зевнул и отвернулся.

4, 3, 2, 1 – снова в домике мы спим.

1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Погуляем по Антарктиде и подышим воздухом. Какой воздух в Антарктиде.

Какой воздух в Антарктиде (свежий, холодный).

-Ребята, а кто здесь прошёл и оставил следы по снегу? (ответы)

-Правильно пингвины. Сколько проходило пингвинов?

-Ребята, Пин и Гвин такие мастера! Они все время что – нибудь строят из ледяных палочек. Они вам тоже предлагают построить из палочек вот такой дом (образец). Переставьте 2 палочки, чтобы дом смотрел в другую сторону...

-Ещё одно задание приготовили Пин и Гвин (на индивидуальных карточках задания на сравнение).

-Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, но подошло время возвращаться в детский сад.

Подумайте, ребята, справились со своими заданиями, но подошло время возвращаться в детский сад.

Подумайте, на чем можно вернуться назад (ответы).

Дети из наборов геометрических фигур строят различные виды транспорта и летательные аппараты.



Предварительный просмотр:

Конспект организации и проведения занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в страну математики»

Тема: «Путешествие к Королеве Математике»

Задачи: знакомство со временем; развивать пространственное воображение, ориентировку на листе бумаги, решать логические задачи, классифицировать множество по двум свойствам (цвет, форма); формировать представление о внутренней области по отношению к замкнутой линии; развивать комбинаторные способности, умение преобразовать, выкладывать изображение из счетных палочек, развивать память, внимание, быстроту реакции, воображение, логическое мышление.

Ход занятия

Ребята, хотите отправиться в гости к Королеве Математике?

-Сколько времени сейчас на часах? Наше путешествие начинается. Путь предстоит долгий и не лёгкий. Чтобы не заблудиться, нужен план.

Нарисуем план. Идти надо так: 1 км – 1 клетка. Сначала 3 км – вправо, потом 5 км – вниз, 1 км – вверх, 6 км – направо.

-Дошли до страны математики.

-Здравствуйте, ребята, вы правильно дошли до моей страны. Я рада вас видеть и приготовила для вас несколько заданий.

-Умеете решать задачи: задумали число, когда его увеличили на 1 стало 3. Какое число задумали?

-Сколько хвостиков у 4 котов?

-Сколько шей у 5 журавлей?

-Сколько шей у 2 мышей?

-Сколько лап у 2 медвежат?

-Сколько ушей у 2 малышей?

-Сколько лап у 2 ежат?

Город геометрических фигур. Его жители геометрические фигуры, все перепутали и забыли, кто в каком домике живёт. Ребята, помогите им расселиться по новым домам.

На полу 3 обруча все круглые, внутри синего обруча все синие фигуры. Внутри зелёного маленькие фигуры.

1.Какие фигуры внутри синего обруча?

2.В области пересечения обручей находится фигуры обладающие двумя общими признаками: цветом и формой. Какие фигуры вне круга?

-Еще в моей стране есть город Весёлых мастеров. В этом городе живут веселые мастера, они все время что – то строят, перестраивают. Я вам предлагаю составить домик из 6 палочек, переложите палочки так, чтобы получилось что – новое.

-Составьте грибок (по образцу) переложите 2 палочки, так чтобы получилось 3 треугольника.

-Составьте ракету, переложите 4 палочки (хвост ракеты), чтобы получилось 7 треугольников.

Индивидуальные занятия на карточках: сосчитать сколько треугольников изображено на картинках.

Психогимнастика

На столе лежат геометрические фигуры.

-Ребята, возьмите фигуру какую хотите?

-Почему взяли эту фигуру?



Предварительный просмотр:

Конспект

Организации и проведения

Занятия по экологическому воспитанию

В подготовительной к школе группе

Кактус в детском саду

Программное содержание: закрепить знания детей о таких явлениях природы, как смене частей суток, времени года. Уточнить знания, почему с изменением времени года меняется цвет листвы на деревьях, откуда берется снег. Активизировать мышление детей в разгадывании ребусов, кроссвордов, составлении слов из букв.

Расширить знания детей об условиях роста и развития комнатных растений.

Воспитывать интерес, развивать активность мышления, желание ухаживать и заботиться о комнатных растениях.

Предшествующая работа: знакомились с произведениями о природе, проводили наблюдения и опыты.

Оборудование: глобус, макет осеннего и летнего деревьев, ребусы, кроссворды, «волшебное дерево».

Ход занятия

Организовываю детей. Говорю: «Ребята, у нас сегодня гость. Кто это? (кактус)»

-Где растёт кактус? (в пустыне)

-Какой там климат? (засуха, знойные ветры, мало дождей...)

Кактус шёл к нам очень долго: через пустыню, поля и леса; днём и ночью.

И очень интересно Кактусу знать, почему происходит смена частей суток.

Дети, воспользовавшись глобусом, рассказывают: Земля вращается вокруг своей оси и подставляет лучами солнца то одну, то другую стороны. И вот на освещённой стороне – день, на неосвещённой – ночь.

-Но Кактус наверное не знает, почему происходит и смена времени года.

Дети: Земля вращается вокруг солнца, и то полушарие, которое ближе к солнцу, которое сильнее обогревается его лучами – там лето, на противоположной, удаленной стороне – зима, Две другие стороны, которые освещаются солнцем одинаковы – осень и весна.

-Кактус шёл к нам через хвойные и лиственные леса. Вначале листва на деревьях была зелёного цвета. Почему?

Дети: лист зелёный потому, что в нём есть зелёное красящее вещество, оно придает листу такую окраску.

-Но чем дальше Кактус шёл, тем чаще деревья меняли свой нарядна яркий, красочный цвет. Почему?

-Наступила осень. Становиться холоднее, дни становятся короче, света все меньше. Красящее вещество разрушалось зеленое, лист становился всё бледнее. Но в клетках листа есть другие красящие вещества – желтые, которые становятся всё ярче и ярче, листья поэтому желтеют и краснеют.

-А как только Кактус добрался до нашего края, то увидел, совеем голые деревья, да на земле белое полотно? Что это? (Снег)

В каком районе мы с вами живём? (Центрально-чернозёмном)

Откуда берётся снег?

-Водные пары поднимаются высоко над землёй, где царит сильный холод. Здесь образуются крохотные льдинки. Они маленькие, но растут и становятся красивой звёздочкой. Медленно опускаются, собираются хлопьями и падают на землю.

Сажаю детей на стульчики и предлагаю Кактусу познакомиться с «Волшебным деревом», на котором «растут» буквы, из этих букв предлагаю составить слова, обозначающие названия диких животных. Дети находят: заяц, волк, лось, кабан, лиса, зубр.

Дети объясняют, что зубры завезены к нам в заповедник Новохопёрский.

Предлагаю дальше детям вопросы, ответы на которые, они находят в ребусах:

-Как называется наша река? (Ворона)

-Что необходимо для роста растений? (вода)

-Кто бежит в гору бегом, а с горы кувырком? (заяц)

-Какая птица спит днём, а не ночью? (сова)

Из какого материала делается бумага? (дерева)

-На улице холодно, земля покрыта снегом. Нравится Кактусу у нас в гостях. Давайте покажем Кактусу наши комнатные растения.

-Для чего они у нас растут? (чтобы было красиво, воздух был чище, поддерживают влажность воздуха, чтобы наблюдали и ухаживали за ними, лечат людей, отпугивают вредных насекомых)

-Как мы узнаем, что растениям хорошо у нас? (растения ярко зеленые, листья сочные, часто цветут, растут)

-Как мы видим, что растение плохо себя чувствует? (желтеет, листочки оподают, вянут, не цветут, не растут)

-Что же надо делать, чтобы растения всегда было хорошо?

Чтобы растение росло

И питалось и цвело,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять

И опрыскивать.

Надо помнить нам всегда:

Ему плохо в холоде,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот

Знает мудрый цветовод.

Далее предлагаю детям сесть за стол для разгадывания кроссвордов, в которых необходимо найти необходимые условия для роста и развития растений.

Дети находят слова: свет, тепло, вода, почва.

В конце говорю, что Кактусу очень понравилось у нас в гостях и ему хочется у нас остаться.



Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие элементарных представлений у детей дошкольного

 возраста»

                                       

                                                   

                                                    Составила:

                                                          Воспитатель МДОУ БЦРР

                                                          «Детский сад №11»

                                                          Щелокова И.В.

г. Борисоглебск 2009

I Технические сведения об опыте

  1. Актуальность

В настоящее время современная дошкольная педагогика испытывает следующие трудности:

- технические трудности – неточность подбора или изготовления материалов для занятий;

- неточность в инструкциях: избыточность слов, терминов, перегрузка информации;

- реакция педагога на ошибки: есть точка зрения, согласно которой задача воспитателя не допускать ошибок у детей или, в крайнем случае, сразу их исправлять;

В предлагаемом опыте решены следующие проблемы:

1. Сформировала у детей:

- навыки учебной деятельности;

- навыки организованного поведения;

- представления о времени, пространстве, количестве;

- представления о сохранении количества;

- продолжаю уделять большое внимание формированию произвольного внимания и памяти.

2. Научила детей:

- классификации предметов по форме, цвету, величине;

- сравнивать предметы между собой;

- Сравнивать и обобщать группы предметов по величине (высокий - низкий, широкий - узкий);

- счету в пределах 10;

- решать задачи с простыми числами.

Задачи, решаемые в опыте.

В своей работе на занятиях, в играх способствую решению задач, направленных на развитие у детей:

- образного и логического мышления;

- умения понимать и отображать, сравнивать предметы между собой;

- прививать первые навыки классификации предметов по форме, цвету, величине в практической деятельности;

- установление математических связей, закономерностей, порядка следования;

- стремление к творческому процессу познания и выполнения строгих действий алгоритма.

Педагогические средства, используемые в работе:

  1. Форма проведения занятий:

– игра;

– занятие – экскурсия;

– итоговое.

2. Форма организации детей:

– по подгруппам;

– индивидуальная;

– коллективная.

Эти формы организации направлены на познание. Повседневная детская деятельность: бытовая, игровая, трудовая, конструктивная и др. В ходе практический действий, сопровождаемых разговором со взрослым, дети приобретают первичные умения, учатся различать и называть геометрические фигуры, формы предметов, ориентироваться в пространстве и времени. Самостоятельная познавательно – игровая деятельность, организованная в группе, специально планируемые игры – занятия носят развивающий характер.

Методы: наглядные – использование иллюстраций, моделей, предметов и игрушек, дидактические игры.

Приемы привлечения ребенка к работе:

- игровые задания;

- постановка задачи;

- самостоятельная поисковая деятельность;

- индивидуальные карточки;

- логические задачи.

Дидактический, наглядный, раздаточный материал:

Игры:     «Сложи узор»;

               «Сложи квадрат»;

               «Найди отличия».

Модели: части суток,

               времена года;

               неделя;

               цифры;

               схемы;

               рабочая тетрадь;

               наборы геометрических фигур.

II Технология опыта.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачу развивать личность ребенка, его умственные, духовные и физические способности. Прогрессивное развитие ребенка может осуществляться в условиях свободного выбора, которые позволяют ему преобразовываться из объекта в субъект собственной деятельности. Познания и отображения общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.

Организованный процесс наглядно–образного мышления - ознакомления с численными характеристиками пространства и времени, геометрическими фигурами – может быть основой развития предпосылок логического мышления.

Главными путями реализации поставленных задач в развитии логического развития детей являются познавательные и развивающие игры, а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения.

Представленная работа с детьми носит развивающую направленность. Это означает, что предлагаемый материал способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Окружающий детей мир существует во времени и пространстве. Передо мной стояла задача помочь ребенку войти в конкретное время протекания реальной его жизни. Характеристики времени можно раскрыть в таком отрезке, как сутки, отражающие круговорот земли по отношению к солнцу. Основные характеристики суток – свет и тьма, переходящие в друг друга. Я, разделяя это состояние, подвела их к тому, что утро и вечер – это относительные грани, отделяющие ночь от дня. Введение ребенка в мир времени осуществляла постепенно, с наблюдений за природными явлениями в разное время суток, обогащая словарь детей такими словосочетаниями, как доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Задача следующего этапа работы – раскрыть круговорот времени в течение суток. Я помогла детям открыть цикличность движения времени посредством наглядной модели. Образ времени - колесо, постоянно двигающееся и возвращающееся в исходную точку. Сутки – это круг, разделенный на четыре части: первые две равны ¾, вторые две – ¼ части круга, со стрелкой в середине, которую можно передвигать. Две большие части круга представляют яркий день и ночь, две маленькие – восход и заход солнца. Каждый день беседовала с детьми, что делали они дома вечером, утром, передвигая стрелку с ночи на утро: возвращаясь с прогулки – на день, уходя домой – на вечер.

В последующих играх последовательность движения времени в течении суток показываю, начиная с вечера или с ночи и т.д. Когда дети хорошо усвоили движение времени в сутках, далее шел следующий этап – сформировать представление о времени в течении недели с помощью наглядной модели. Модель представляет собой набор из семи цветов с цифрами. Это помогает лучше запомнить дни недели. В беседах с детьми спрашивала: «Какой сегодня день недели?». Лучше начинать после выходных дней. Если дети забывали название дня, определяли по цифрам. Цифры наталкивали на название дня: один – понедельник, два – вторник, три – среда, четыре – четверг, пять – пятница, шесть – суббота, семь – воскресенье. Когда дети хорошо усвоили дни недели, в ходе беседы спрашивала какой сегодня день недели? Какой был вчера? В какие дни недели мы не ходим в детский сад? Каким цветом в календаре отмечается воскресенье?

Чтобы подвести детей к представлениям о количественных отношениях, я учила детей определять качественные отношения, находить сходство и различие предметов по величине, форме, цвету. Знакомить детей с размерами предметов лучше всего в процессе конструирования, так легче постигается смысл решения задач на определение ширины, длины, высоты. В ходе конструирования предметов, давала его пространственные характеристики: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Это подвело детей к пониманию: в зависимости от названия предметов необходимо сооружать разные постройки . Если машина большая, она легче проедет в широкие ворота, а маленькая – в узкие. По длинной дороге машина едет дольше, а короткой – быстрее.

В ходе строительных игр идет закрепление геометрических фигур. Проблема возникала со словесными обозначениями материала, например, какое давать определение строительным деталям Кирпич – прямоугольник, цилиндр – круг, куб – квадрат. В процессе работы обращала внимание на различие названий деталей, т.е. что шар, цилиндр – это объемное тело, а круг – плоскостное изображение, куб – объемное тело, а квадрат его плоскостное изображение на бумаге с одной из его сторон. Дети легко находят предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник в окружающем пространстве. Они понимают, что один и тот же предмет по разному выглядит на схемах. В связи с большим количеством материала бывает довольно много ошибок. Даю возможность самому исправить ошибку – прошу ребенка посмотреть внимательно, верно ли он сравнил, верно ли он подобрал фигуру или картинку. В случае затруднения помогаю исправить ошибку и поясняю, в чем она заключается. Так, например, проводила дидактическую игру «Рукавичка» на закрепление цвета, формы геометрических фигур, в конце года с детьми 4 лет, т.к. игра знакомая не перегружала детей словами. Я показывала «карточку – рукавичку» и спрашивала: «У кого такая?». Дети, сопоставляя изображение моей карточки со своей, подбирали нужную. Игра проходила быстро, без лишних слов.

Так постепенно дети учатся определять качественные отношения, находить сходства и различия по величине, форме, цвету и т.д. Классифицируя предметы, измеряя, перемещая их в пространстве и времени, дети постепенно овладевают количественными отношениями. Вначале на уровне интуитивного мышления, которое постепенно формируется в логическое.

Основная особенность этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-позновательной деятельности ребенка.

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарным математическим представлениям, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представления о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  1. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  2. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  3. Развивать пространственные представления.
  4. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  7. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  8. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

Вне занятий дети играют «Семья». Они обращают внимание сколько членов семьи или сколько придет гостей. Это для того , чтобы приготовить стулья, посуду по количеству гостей. Походу игры могу спросить: «Сколько поставили стульев?, Сколько взяли чашек, ложек?» и т.д. Я подвела детей к пониманию, что счет нужен в повседневной жизни, они понимают, что если здесь больше, то там меньше.

В этом процессе – упорядочивания совокупностей – значительное внимание следует уделять формированию представлений о сохранении количества – главной предпосылки развития математического логического мышления. Дети понимают, что количество не зависит от величины предметов, расстояния между ними и т.д. Развить эти представления лучше всего, оперируя к их жизненному опыту (с палочками). Из одинакового количества палочек получаются различные фигуры.

Из палочек: сначала сложили домик            , затем переставьте две палочки, чтобы получился флажок            .    

               

                                                                       

Решив эту задачу, говорю взять еще одну палочку. Надо составить грибок              ,  даю задание переставить две палочки, чтобы

 получилось три треугольника                 . Решив эту задачу, показываю следующую фигуру из восьми палочек. Даю образец фигуры:      ,

затем переставить четыре палочки, чтобы получилась фигура, напоминающая бабочку            . Следующая фигура цветок           , переложить три палочки, чтобы получился стол и букетик цветов            . Решая эти логические задачи с палочками, дети закрепляют счет и развивается логическое мышление. На последующих занятиях я буду усложнять задания из большего количества палочек.

Другой пример: перед прогулкой даем чашку воды, разливаем в разные по объему и высоте стаканы. На вопрос, поровну ли воды в них или в каком-то стакане больше, дети говорят: воды больше там, где выше ее уровень в сосуде. Воду разливаю по трем одинаковым сосудам и они наглядно видят равное количество воды во всех сосудах.

В этом возрасте дети хорошо осваивают числа и их последовательность. С образованием числа знакомила на раздаточном материале, используя набор «учись считать». В ходе занятий, выясняют, что число 1 меньше, чем 2, 2 больше, чем 1. Овладевают умением отвечать на вопрос: «Сколько?», сравнивать числа, обобщать несколько групп предметов по признаку числа.

Например, на столах у каждого ребенка лежит набор геометрических фигур «учись считать». Задание: положить на стол два кружка, под кружки положите три квадрата. Чего больше?. Чего меньше?. Что надо сделать, чтобы фигур стало поровну? Дети сами делают вывод, как образовалось число 2, число 3 и так до 5. В таких заданиях они выполняют простые действия увеличения и уменьшения чисел, такие как 2+1=3; 3-1=2. Показ цифр на доске. В среднем возрасте вместо слов «плюс», «минус», использовала более простые, понятные ребенку выражения: увеличим на один, уменьшим на один. В старшем возрасте пользуюсь выражением «плюс», «прибавить», познакомила с графическим изображением «+», «-». Число стало для детей показателем количества. И они пользуются цифрами для обозначения небольших чисел. Не устанавливаю предел в использовании чисел для сосчитывания предметов и определение места предмета среди других (порядковый счет). Для меня было важно, что знание цифр, устный счет не остается вербальным умением, а выступает в качестве средств «открытия» сохранения количества и развития представления о числе.

Так, постепенно, дети овладевали содержанием таких действий, как группировка, счет, измерение, перемещение в пространстве, вначале через содержание игровых заданий, затем словесно, обозначая пространственные, временные и количественные отношения.

Таким образом, передо мной стоит задача помочь каждому ребенку самостоятельно «открыть» временные, пространственные и количественные отношения на основе собственного наглядно-образного мышления.

III Сведения об использовании в практике.

1 Условия функционирования опыта. Использую свой опыт в дошкольном учреждении с детьми четырех лет в средней группе. В группе 22 ребенка. Контингент детей – обычная группа.

2 В мой практический опыт легли идеи популярного пособия для родителей и педагогов из серии «Вместе учимся, играем.». Автор- Л.Ф. Тихомирова.

Практическое пособие для воспитателей ДОУ, Е.Н. Панова.

Игры и изобретения, В. Воскобович.

 

Литература

Л.Ф. Тихомирова «Развитие логического развития детей».

Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников».

Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ»

Б.П. Никитин «Развитие творческих способностей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

конспект по математике "Путешествие на планету математики"

Закреплять количественный и порядковый счет, название геометрических фигур; учить отгадывать логикоматематические задачки...

Конспект по математике "Путешествие в страну Математику"

Закрепление счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение решать графические примеры, ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Закрепление знаний о геометрических фигурах.Созда...

Конспект родительского собрания "В стране математики"

конспект мероприятия для родителей...

Сценарий тематического родительского собрания на тему: «Математика – это интересно» Группа с детьми раннего возраста.

Сценарий тематического родительского собрания на тему: «Математика – это интересно»Группа с детьми раннего возраста."Путешествие в страну Сенсорику"...

Презентация: Родительское собрание на тему: «Математика для детей 3-4 лет»

Родительское собрание на тему: «Математика для детей 3-4 лет»...