Математика для дошкольников.
статья по математике на тему

Николаева Дина Михайловна

Обучению дошкольников началу математики отводится важное место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика детям.

Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья. Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения.

Данный процесс должен быть  связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов.

Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте.

На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки.

На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве.

Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях. При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий.

Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Совместно с нами и самостоятельно друг другу, дети проговаривают то, на какие геометрические фигуры похожи листья, сколько они собрали больших и маленьких шишек, чего больше, у каких растений стебли короткие, а у каких длиннее.

В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Продавая сыпучие товары, крупы (рис, гречку, горох) они отмеряют их условными мерками, этим может служить стакан, специальная лопатка, производят свои подсчеты. В игре «Дом моды» или «Ателье» предлагая ткани, ленты к эскизам одежды они отмеряют их на глаз или условной меркой.

Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценке результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки.

В своей работе используем  разнообразный занимательный материал: загадки, считалки, дидактические и подвижные игры, упражнения с предметами и игрушками, словесные игры, задачи-стишки, задачи-шутки, рассказы, фрагменты сказок, музыки, песен.

Знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить где по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду литровой банкой. Уточнить, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле. Советуем обращать внимание на развитие мелкой моторики детей, работать с палочками, нанизывать бусинки на нитку, запускать волчка то левой, то правой рукой. Рассмотрите с ребенком разные часы в доме, сравнить их, обсудите, чем похожи, чем отличаются; если в доме есть старые часы, разрешите ребенку разобрать их, посмотреть, что находиться внутри. Обратите  внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут.

Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной   стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:" Математика для дошкольников"

Советы родителям о том,как знакомить дошкольников в игровой форме с элементарными математическими понятиями....

Математика для дошкольников

Презентация для педагогов ДОУ по материалам: В.В. Зайцева. Математика для дошкольников. Учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов. / Авт. В.В. Зайцев – Волгоград : Учитель, 2003...

ЗАНЯТИЕ ПО Н.А. КОЛЕСНИКОВА МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТЕКЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧИСЛО 5 . ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ ИНАЗЫВАТЬ ЧИСЛА ДО 5 ...

ЗАНЯТИЕ ПО Н.А. КОЛЕСНИКОВА МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТЕКЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧИСЛО 5 . ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ ИНАЗЫВАТЬ ЧИСЛА ДО 5 ...

ЗАНЯТИЕ ПО Н.А. КОЛЕСНИКОВА МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТЕКЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧИСЛО 5 . ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ ИНАЗЫВАТЬ ЧИСЛА ДО 5 ...

Математика в детском саду. Проблема формирования и развития математических способностей детей. Логика и математика для дошкольника.

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

План-конспект НОД по математике с дошкольниками подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Занимательную математику».

В конспекте даны основные задачи. Подробно расписана логика образовательной деятельности....