Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Приключения с бароном Мюнхгаузеном».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Громцева Елена Дмитриевна

ООД с детьми старшего дошкольного возраста с целью повышения уровня познавательных способностией через систему решений комбинаторных задач при использовании нестандартного дидактического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18 детский сад комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.

«Приключения с бароном Мюнхгаузеном».

           Автор: Громцева Елена Дмитриевна

    воспитатель высшей категории

Пушкин

2014г

«Приключения с бароном Мюнхгаузеном».

Программное содержание.

Цель: Повышать уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через систему решений комбинаторных задач при использовании нестандартного дидактического материала.

Задачи.

  1. Совершенствовать комбинаторные способности детей, как важнейшее условие развития логического и творческого мышления.
  2.  Кодировать и декодировать информацию с помощью кодовых карточек.
  3. Упражнять в определении положения объекта с помощью простейшей системы координат.
  4. Создавать условия для умения рассуждать, используя доказательную речь, делать простейшие умозаключения.
  5. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей,  уверенности в себе, умению принимать общие правила.

Материалы и оборудование.

Мультимедийное оборудование для представления анимационных картинок.

2 таблицы с координатами, буквы, «Блоки Дьенеша» и индивидуальные карточки с заданными признаками,2 эскиза чемоданов; коробка, газета, яблоко, воздушный шар, орешки; 2 набора разноцветных квадратов  7см*7см для составления «плота»,

логические таблицы «Превращения», набор геометрических фигур; «пещера», сделанная из ткани и маленького стульчика; полоски бумаги размером 7 см* 20 см  для составления ленточного орнамента, набор геометрических фигур, сундучок, угощения для детей.

Использованные технологии:

-личностно-ориентированного взаимодействия.

Использование разнообразных форм и методов организации с детьми, позволяющих раскрыть содержание их субъективного опыта относительно предложенной темы, самостоятельный выбор степени участия каждым ребенком в зависимости от собственного желания. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка. Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала. Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать свой способ игры, отмечать и поддерживать оригинальные. Применение знаний, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Информационно-коммуникативные, мультимедийные технологии.

Используется программа Makromedia Firewoks MX–презентация «Приключения с бароном Мюнхгаузеном», для привлечения внимания и развития активности воспитанников в процессе НОД, использование музыкального сопровождения.

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальным полифункциональными материалами (логические блоки Дьенеша ).

Все задания и упражнения осуществлялись в процессе игры, с использованием полифункциональных материалов, героев, правил и условий. Игры использовались как средство побуждения, стимулирования к математической деятельности и символической функции сознания, которая позволяет переносить свойства одних вещей на другие.

Технология «Ситуация». 

Предлагаются развивающие ситуации. Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, проектирование, переработки информации, осмысление полученных сведений и их практического применения в жизни. Использовались такие ситуации как: «Путешествие, хорошо и плохо», «Собери гостинцы».

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Вступительная часть.

Воспитатель здоровается с детьми и предлагает познакомиться, для этого проводится игра

«Давайте познакомимся».  Воспитатель,  называя себя, протягивает свою ладонь, стоящему рядом ребёнку  и  предлагает каждому из детей  «передавать» соседу на ладошке  свое имя.  Заканчивается знакомство, когда все дети назовут себя и воспитатель, с ладошкой последнего ребенка, «получит»  все имена детей.

А теперь я предлагаю сесть в круг и поговорить.

- Ребята, вы любите путешествовать?  

- А что хорошего в путешествиях?

-  Может ли путешествие стать причиной каких-нибудь неприятностей?

Давайте сделаем вывод, что путешествие может быть и удовольствием и основанием для испытаний, а может и неприятностей.

Мотивация.

 К нам сегодня придет знаменитый путешественник, его зовут барон Мюнхгаузен.

Демонстрация анимационных картинок с  пояснениями заданий.

Ребята, вы готовы отправиться в опасное путешествие? Тогда нам надо разделиться на 2 команды. ( Как вариант:  девочки темненькие с косичками и мальчики в шортах – первая команда. Вторая команда – светленькие девочки и мальчики в брючках ).

Основная часть. 

Задание 1. Надо определить ключевые слова по таблице с координатами.

Для этого необходимо найти указанную клетку бароном Мюнхгаузеном в таблице и поставить фишку на нужную букву,  фишками у нас будут БД. Шифр для каждой команды один, но буквы, расположенные в таблице разные. Зашифрованные слова: ищем, клад. Дети выполняют задание, выкладывают найденные буквы в слово и читают.

Задание 2. «Собери чемодан».

Собираясь в путь необходимо взять нужные вещи.

-Какие вещи нам понадобятся в дороге? Ответы детей.

Каждой команде раздаются карточки с зашифрованными блоками  для размещения «вещей»-блоков в чемоданах.

Задание 3. Необходимо взять с собой гостинцы, мы можем встретить других путешественников и поделимся с ними своими запасами. Мы можем взять только те предметы, которые могут поместиться в небольшой шкатулке.

Дети подходят к столу, на котором разложены воздушный шар, газета, яблоко орешки.

Идет экспериментальная деятельность детей. Если дети затрудняются, то педагог подсказывает, что объем предмета следует изменить, например, сдуть воздушный шар, разрезать яблоко, сложить газету в кулек и пересыпать туда орешки.

Задание 4. «Построй плот».

Мы готовы к отправиться в путь.

На каком плавающем средстве мы поплывем? Предложения детей.

Предлагаю построить плот. Его можно сделать быстро. Из маленьких карточек необходимо построить большой квадрат без дырок, чтоб наш плот не утонул.

Задание 5. «Встреча с пиратами».

Работа с логическими таблицами «Преврати злого пирата в своего друга».

При анализе превращения необходимо обратить внимание детей на то, какие изменения произошли с каждой составной частью фигуры в верхней строке таблицы, дети должны решить, как изменится фигура в нижней строке.

Задание 6. Физкультминутка. «Пройди через пещеру».

Воспитатель ставит по центру зала импровизированную пещеру, сделанную из стула и ткани, к сиденью стула с внутренней стороны прикреплен сундук с сокровищами. Дети этого не знают.

Дети выполняют задание под музыку. Высоту потолка пещеры определяет воспитатель, поднимая руку над головами детей на нужную высоту:

-сначала потолок у пещеры высокий (идем с поднятыми вверх руками);

- потолок стал пониже (идем чуть согнувшись);

-потолок еще ниже (опустились на колени и руки, на «четвереньки»);

- самый низкий (ползем по-пластунски );

- вышли из пещеры, встали.

Вот мы и вышли на  «финишную» прямую.

Задание 7. «Радиограмма».

Мы  должны отправить радиограмму барону Мюнхгаузену, что путь пройден. Давайте составим короткое предложение из трех слов, потому что  по рации передаются только короткие, лаконичные фразы. Предложения детей.

Дети выполняют шифровку-радиограмму для Мюнхгаузена на полоске бумаге из геометрических фигур.

Заключительная часть.

Поиск сокровищ. Ребята, мы с вами у цели, где же находятся сокровища?

Дети дают свои предположения.

На экране появляется картинка пещеры, а в ней сундук с сокровищами.

Дети подходят к «Пещере» и находят клад.

Воспитатель спрашивает детей, чем сегодня они занимались и,  что больше всего понравилось, почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастана март, , апрель, май  месяц  «Формирование элемента...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ  месяц  «Формирование эл...

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на тему: «Спасение Королевы Математики»

Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений на тему: «Спасение Королевы Математики»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»

Планируемые результаты:По образовательным  задачам:- увеличивает и уменьшает число на 1;- выполняет математические действия в пределах 10;- решает  задачи в одно действие и неравенства;- зна...

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений "Пробьют часы12 раз"

Данный конспект поможет формировать временные представления у старших дошкольников. Умение ориентироваться во времени имеет важное значение, т.к. на его основе планируется и регулируется жизнь и повсе...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера.

Цель: Расширить представления детей о дробях, используяпалочки Кюизенера.Задачи:Обучающие:Учить детей делить целое на равные части, показывать и называть части;Выполнять простейшие арифметические...