Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."
план-конспект занятия по математике по теме

Корнева Надежда Юрьевна

Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_korneva_n.yu_._mbdou_no_6_g.pavlovo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                     детский сад комбинированного вида № 6 «Антошка» г.Павлово.

                                                              Материалы

                       районного конкурса среди воспитателей                            

                        на лучшую разработку конспекта НОД

                         «Занимательное обучение и развитие»

                                               Номинация:

                         «Лучший конспект НОД познавательно-

                                     речевого направления»

                                      Возрастная группа: старшая.

Автор: Корнева Надежда Юрьевна,

воспитатель, высшая квалификационная категория.

                                                                        ________________

                                                                   г. Павлово

                                                                      20 12 г.

                                          Пояснительная записка.

     Представленный конспект по развитию у детей элементарных математических представлений является по порядку третьим из серии конспектов по теме «Представление о преобразованиях, изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложения». Серию конспектов по данной теме предполагается проводить в середине учебного года (январь, февраль).

      Обоснованием для выбора темы являются задачи и содержание работы с детьми старшей группы по формированию математических представлений по программе «Радуга» (науч. рук. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2004 г.).

Предварительная работа:

-НОД «Познание:математика». Темы: «Дать представление о преобразованиях, изменяющих количество. Арифметическое действие «сложение»;  «Придумывание историй по рисунку-схеме на увеличение количества»;

-составление историй, рассказов с помощью игрушек, по иллюстрациям и картинкам;

-зарисовка историй с детьми;

-работа с пособиями «Количество и счёт», «Учимся считать»;

-занятия по продуктивным видам деятельности: изображение цифр, знаков, цифрового фриза;

-настольно-печатные игры, игры с правилами;

-ознакомление с познавательной литературой, загадывание загадок, разучивание считалок, чтение стихов с математическим содержанием;

-познавательные сообщения «Знаете ли вы?» на темы «Цветы», «Инструменты», «Наши имена», «Как писали цифры в древности».

Последующая работа.

-закрепление пройденного на различном материале в процессе НОД в режимные моменты;

--НОД «Познание:математика». Тема «Действие вычитания».

Список литературы.

1. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада/ Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва и др.; Науч. Рук. Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2004.

2. Развёрнутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая

группа / авт.-сост. С.В.Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010.

3. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

4. Соловьёва Е.В. Моя математика: Количество и число: Развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2000.

5. Соловьёва Е.В. Моя математика: развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2007.

6. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011.

 

Примечания автора.

1. Содержательным ядром программы «Радуга» в работе по формированию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста является рассмотрение арифметических действий и непосредственно связанное с ними решение задач. Задача рассматривается не как форма подачи материала для вычислений, а как материал, на котором дети могут понять сам феномен математического моделирования действительности. Математика становится языком описания происходящих в реальном мире процессов. Дети убеждаются: за математическим выражением может стоять бесчисленное количество историй. Поэтому важно не нахождение «ответа», а понимание смысла происходящего по условию задачи и выбора соответствующего математического выражения. Предлагается шире использовать в работе рисунки, графические схемы, позволяющие ребёнку представить себе происходящее.

2. В программу заложены требования разного уровня освоения предлагаемого материала:

первый уровень – это тот материал, который обязательно должен быть усвоен всеми детьми к концу года;

второй уровень – это «зона ближайшего развития» детей; данный материал сообщается детям, но усвоен «с ходу» он будет лишь частью из них;

третий уровень – это «зона дальнего развития»; даваемый материал обращён в далёкое будущее ребёнка.


                                                  Конспект НОД

                    по формированию математических представлений.

      Тема: «Представление о преобразованиях, изменяющих

                   и сохраняющих количество. Действие сложения»

Образовательные задачи:

1. Продолжать учить придумывать истории по заданному рисунку-схеме на увеличение    

    количества.

2. Познакомить детей с записью числами графических выражений. Упражнять в чтении  

    этих записей, а также в зарисовке историй по заданному числовому выражению.

3. Закрепить умение понимать и использовать знаки =, +, >, < (дети второго уровня

    развития).

4. Формировать представление о преобразованиях в пространстве на основе порядкового

    счёта.

Развивающие задачи:

1. Упражнять детей в классификации предметов по существенным признакам, умении

    пользоваться обобщающими словами.

2. Развивать абстрактное воображение, стимулируя абстрактное изобразительное

    творчество детей.

Воспитательные задачи:

1. Формировать познавательную и творческую активность детей.

2. Способствовать развитию самостоятельности, самоанализа, умения работать в заданном    

    темпе.

Методы и приёмы.

Игровая мотивация; упражнение «Поставь знак правильно»; логическое упражнение «Четвёртый лишний»; самостоятельная творческая работа детей: придумывание историй по рисунку-схеме, зарисовки по заданному выражению; чтение числовых выражений; физкультминутка (игра малой подвижности «Кто быстрее встанет по порядку»); проблемная ситуация; выполнение задания в рабочих блокнотах «Исправь ошибку»;  

анализ детской деятельности с элементами самоанализа детей; оценка деятельности детей в процессе работы.

Материал.

Демонстрационный:

  1. Цветик-семицветик
  2. Схема-рисунок
  3. Таблица с числовыми выражениями
  4. Условное обозначение видов деятельности (физкультминутка)
  5. Изображение кривой и ломаной линии
  6. Таблица …?
  7. Знаки =, =, >, <

Раздаточный:

у каждого ребёнка: блокнот, фломастеры, карточки с цифрами

                                                 Ход деятельности.

-Ребята, сегодня в царство математики вас приглашает число 7. Я принесла цветик-семицветик. Каждый его лепесток будет волшебный, если вы все станете математиками. Хотите?

-Первый лепесток приглашает вас сесть за столы и внимательно послушать. Перед вами рисунок:

Как вы думаете, какая история могла здесь произойти ?

(Дети:

1.На берегу реки я нашла 3 ракушки, а моя подружка ещё 4 ракушки. Сколько ракушек мы нашли?

2.На полянке в лесу сидели 3 зайчика, а под кустиком лежали ещё 4 зайчика. Сколько всего было зайцев?

3.Я принесла 3 куклы. Настя принесла 4 куклы. Сколько у нас с Настей кукол?)

-Ваши истории становятся всё интереснее, и вы все хотите их рассказать. Молодцы! А истории можно не только рассказать и нарисовать, но ещё и написать числами в виде такого выражения:

                                 3 + 4 = 7

Три плюс четыре равно семь. (Показываю надпись на втором лепестке). Прочитайте, пожалуйста , вместе. (Три плюс четыре равно семь – сначала отвечают дети 2-ого уровня, потом 1-ого)

-А на третьем лепестке другие выражения:

               2 + 5 = 7         3 + 4 = 7            6 + 1 = 7

Давайте попробуем прочитать их. (Спрашиваю сначала детей 2 уровня, потом повторяют дети 1 уровня: два плюс пять равно семь; три плюс четыре равно семь; шесть плюс один равно семь).

Молодцы, ведь чтобы прочитать эти выражения надо знать цифры, и я убедилась, что вы их знаете.

-Теперь попробуйте сделать рисунок вот по такому выражению:

2 + 5 = 7

(Дети рисуют в блокнотах свои рисунки по выражению 2+5=7. В процессе выполнения детьми задания воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, задаёт детям вопросы:

-Юля, как ты думаешь, какой знак нужно написать? Почему? (Плюс, потому что здесь стало больше).

-Геля, найди ошибку и попробуй её исправить. (Надо нарисовать ещё один цветочек).

-Саша, подумай, как исправить твою ошибку? (У меня три мяча, а надо пять, значит, надо нарисовать ещё два).

-Расскажите свои истории. (Дети рассказывают свои истории – 2-3 ребёнка:

1.Под кустом спрятались 2 ежа. Смотрят к ним по тропинке ползут ещё 5 маленьких ежат. Сколько ежат стало под кустом?

2.В уголке природы в детском саду было 2 цветка, мы с Надеждой Юрьевной посадили ещё 5. Сколько всего теперь цветов в уголке природы?)

-Ошибки исправлены, задания выполнены и мы переходим к четвёртому лепестку. На четвёртом лепестке вот такой рисунок.

-Что он означает ?  (Физкультминутка, подвижная игра). Правильно, я приглашаю вас на подвижную игру: кто быстрее найдёт своё место – девочки или мальчики? Возьмите по одной карточке с цифрами и встаньте в две колонны. Мальчики должны встать за изображением кривой линии, а девочки – за изображением ломаной линии. (Дети берут карточки с цифрами и встают в две колонны).

-Скажите, на каком месте каждый из вас? (Первый, второй, третий … Первая, вторая, третья …)

-Проблемная ситуация: воспитатель встаёт не по порядку. (Дети исправляют «ошибку»).

-А сейчас я отвернусь и сосчитаю до 5, а вы тихонечко сядете.

-Уважаемые математики, на следующем лепестке, пятом, просьба о помощи. Помогите, пожалуйста, исправить ошибку у себя в блокнотах.

(У детей в блокнотах карточки, к ним дети подбирают нужную цифру:

Верхняя карточка – для детей 1 уровня освоения программы;

Нижняя карточка – для детей 2 уровня освоения программы.)

-Все ошибки исправлены и я говорю вам «спасибо».

-Давайте посмотрим на шестой лепесток. Здесь игра-загадка «Четвёртый лишний». Отгадайте, какое слово лишнее? (Дети называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее):

1.Молоток, топор, ложка, отвёртка.  (Ложка)

2.Роза, стул, тюльпан, гвоздика. (Стул)

3.Юля, Настя, Петров, Саша. (Петров)

-Молодцы, быстро и правильно отгадали мои загадки.

 

-На последнем, седьмом, лепестке есть трудное задание, но я думаю, что вы справитесь. Давайте попробуем. Настя и Саша, подойдите ко мне, пожалуйста. Что можно сказать про рост девочек? (Они одинаковые) Подумайте, какой знак можно поставить на карточке?

(Равно =; ребёнок ставит знак)

-А сейчас я попрошу подойти Антона и Илью. Что теперь можно сказать? (Антон выше Ильи). Какой же знак можно поставить теперь? (Знак больше >) Почему? (Ребёнок ставит знак и даёт объяснение)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

-Хорошо решили такое трудное задание.

-Теперь я вижу, что вы настоящие математики.

-Скажите, что вам больше всего понравилось сегодня делать? (Сочинять истории. Рисовать истории по числовым выражениям. Находить место в колонне по карточкам с цифрами)

-А какое задание вам показалось трудным? (Находить и исправлять ошибки в блокнотах. Читать числовые выражения).

-Было нелегко, но вы все справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию математических знаний и представлений в средней группе «Проделки Снежной Королевы»

Цель занятия: повторить и обобщить знания детей о цифрах и числах от 1 до 4; вспомнить величины; времена года; части времени суток....

Конспект НОД по формированию математических представлений у детей в средней группе на тему «В гости к зайке»

Конспект НОД по формированию математических представлений у детей в средней группе на тему «В гости к зайке»...

Конспект НОД по формированию математических представлений в подготовительной группе подготовила воспитатель Зубкова В.А Тема: «Путешествие в страну « Математику»

Конспект НОД по формированию математических представленийв подготовительной группе подготовила воспитатель Зубкова В.А...

Конспект НОД по формированию математических представлений в средней группе на тему «Бабочки»

Цель: Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5)...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Количество и счет»

Одной из наиболее актуальных и важных задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс ока...

Конспект занятия по формированию математических представлений и развитию пространственного мышления детей 4-5 лет через математические игры на тему: "Путешествие в страну Математики

Более подробная публикация находиться в сборнике методических материалов педагогов-участников городского семинара-практикума "Использование игр логико-математического содержания в развитии простр...