Конспект занятия с блоками Дьенеша с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

Гашкова Ирина Петровна

Занятие на развитие логико-математических навыков в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_blokam_dnesha.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития дошкольников «Детский сад №3» Московского района

Организованная совместная деятельность

в рамках области познания

«Развивающие игры с использованием логических блоков Дьенеша

 с детьми дошкольниками 5-6 лет».

Воспитатель: Овсянникова Ирина Петровна

Записка

   Огромную роль в умственном воспитании и развитии ребенка-дошкольника играет математика.

Именно в ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, памяти, речи, внимания, воображения. Важнейшая роль при этом отводится развивающим играм логико-математического содержания. В этих играх можно активно использовать логические блоки Дьенеша, т. к. это:

1. Развитие абстрагирования свойств разных предметов (цвет, форма, размер, толщина).

2. Освоение детьми сравнения, классификации и обобщения.

3. Овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

   Развивающие игры с использованием логических блоков Дьенеша, представленные в моей работе, направлены на то, чтобы выявить умения ребенка использовать свои знания и навыки для выполнения конкретной задачи.


«Развивающие игры с использованием логических блоков Дьенеша с детьми дошкольниками 5-6 лет»

( совместная деятельность).

Цель:- использование логико-математических навыков и знаний для достижения разрешения проблемной ситуации.

I. Задачи:

         – Создать условия и организовать проблемные ситуации для       самостоятельного их решения.

      - Мотивировать детей на умственную деятельность и стимулировать их, нацеливая на положительный результат.

      - Помочь в ходе деятельности (при необходимости) проанализировать результат разрешения проблемы с помощью наводящих вопросов и дополнительных схем.

      - Создать возможность разноуровневых задач (предложить сильным детям провести анализ результата, предоставить возможность дополнительных заданий).

II. Задачи развития:

1. Развитие аналитических способностей ребенка.

2. Развитие памяти и внимания.

3. Развитие самоконтроля.

4. Развитие ассоциативного мышления и восприятия знаковой системы.

5. Закрепление знаний о геометрических формах и их отличительных признаках (размер, толщина, цвет).

III. Педагогические (воспитательные) задачи:

1. Создать условия для взаимодействия и самостоятельности детей.

2. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоорганизацию.

Предварительная работа:

1. Познакомить детей в свободной деятельности с блоками Дьенеша:

- разбор отличительных признаков,

- название отличительных признаков.

2. Знакомство со знаками-схемами и значками, обозначающими признаки ( сигнальные карточки).

Демонстрационно-игровой материал:

1. Один большой обруч (для набора блоков Дьенеша).

2. Два обруча как модель пересечения кругов Эйлера.

3. Сигнальные карточки (карточки, обозначающие признаки).

4. Набор объемных блоков Дьенеша.

5. Ковролин.

6. Карточка с тремя геометрическими фигурами разных признаков для выкладывания по памяти.

7. Набор крупных плоских блоков Дьенеша для демонстрации и контроля на ковролине.

Раздаточный материал:

1. Набор плоских блоков Дьенеша.

2. Карты на пересечение признаков цвета и формы для раскладывания блоков Дьенеша.

3. Карточки-схемы для определения нужного блока (на 4 признака).

Сценарий мероприятия.

Вводная часть: пальчиковая гимнастика.

 

«Пой-ка, подпевай-ка,10 птичек стайка (дети сжимают и разжимают пальцы рук).

  Эта птичка - воробей,

  Эта птичка - соловей,

  Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

  Эта птичка – свиристель,

  Эта птичка – коростель,

  Эта птичка – совушка, сонная головушка.

  Это зяблик, это чиж,

  Это развеселый стриж (дети загибают пальцы на руках).

  Ну а это злой орлан (показывают большой палец),

  Птички, быстро по домам! (прячут руки за спину)».

Проблемная ситуация №1: выбрать по карточке-схеме нужный блок из общего обруча (карточка на 4 признака).

Инструктаж детям: поступил заказ из зоопарка на разных редких птиц. Поймать их можно, зная признаки. У меня есть карточки с их признаками, выбирайте любую и отправляйтесь ловить их в лес. А я пойду вместе с вами.

Дети выбирают любую карточку-схему и ищут нужный блок.

Самоконтроль производят по карточке. Каждый называет признаки и показывает выбранный блок. ( Если дети не допустили ошибок, то воспитатель сознательно делает ошибку сам,  выбирая неправильный блок).  

Проблемная ситуация №2: разложить блоки Дьенеша, отобранные детьми, в обручи расположенные по принципу пересечения кругов Эйлера.

Инструктаж детям: Мы поймали много птиц и теперь их надо отвезти в зоопарк на поезде. Но птицы у нас все разные. Чтобы ничего не случилось, их надо разместить в разные вагоны Карточка на вагоне подскажет вам, в каком вагоне  поедет ваша птица.

Дети раскладывают блоки в пересекающиеся обручи.

Проверка: воспитатель затрудняется, не зная, куда положить блок,  и просит помощи у детей. Если в области пересечения нет блоков, то спросить: «А кто едет в этом вагоне? Почему он пустой?» (дети исправляют ошибки).

Физ. минутка:

« Стая птиц летит на юг (дети  бегут по кругу).

  Небо синее вокруг (руки наверх).

  Чтобы быстро нам  летать,

  Надо крыльями махать (машут руками).

  Стали птицы собираться,

   На полянку все садятся (садятся на корточки).

   Предстоит им долгий путь,

   Надо птичкам отдохнуть («спят»).

   И опять пора в дорогу.

   Все на юг! Ура! Ура! (бегут по кругу).

   Приземлятся нам пора (садятся на корточки).

   

Дети проходят и садятся за столы.  

Проблемная ситуация №3: разложить геометрические  фигуры в карточку  на пересечение цвета и формы.

Инструктаж детям: наших птиц привезли в зоопарк, и  теперь рассадим  их клеткам. У каждой птицы своя клетка и перепутать ничего нельзя.

Дети раскладывают плоские блоки (геометрические фигуры) по клеткам.

 Проверка – подсказка: в каждой клетке живет 2 птички: мама и птенец. (Исправить, обращая  внимание на то, где какая форма и цвет).  

 

Проблемная ситуация №4: выкладывание по памяти ряда из трех геометрических фигур разных по размеру и цвету.

Инструктаж детям: а сейчас мы оформим выставку из новых привезенных птиц. На моей схеме нарисована первая витрина. Вы должны ее запомнить и выложить у себя.

Дети смотрят на карточку 5 сек. и  выкладывают на столе ряд из геометрических фигур.

Проверка: производится на ковролине с крупными геометрическими фигурами.

Дети называют поочередно геометрические фигуры, а воспитатель выкладывает их. Дети, допустившие ошибки, исправляют их, глядя на образец, выложенный на ковролине.

Проблемная ситуация №5: изменение ряда по одному из признаков (по цвету).

Инструктаж: после первой витрины оформляем вторую. Ее мы выложим под первой. Птицы должны остаться похожими на птиц с первой витрины, но должен поменяться цвет.

Образец логического рассуждения делает воспитатель.

 На первой витрине у нас первым стоит большой синий квадрат. А на второй витрине нужно изменить только цвет. Значит, на второй витрине останется тоже квадрат, тоже большой, но другого цвета. Какой это может быть цвет? (красный или желтый). Кладите у себя.

   Вторую и третью фигуру дети выкладывают у себя самостоятельно.

Проверка на ковролине: выполняют дети, которые быстрее всех справились с заданием.

 Остальные проверяют, выполнено ли условие, поменялся ли только цвет. В конце дети проверяют и исправляют ошибки, глядя на образец.

Заключительная часть: предложить детям из имеющихся фигур сконструировать сказочную птицу.

После выполнения задания дети убирают фигуры в коробочки (птицы улетели).

Мотивация на дальнейшую игру: « А кто хочет, может еще наловить птичек в лесу. Их осталось очень много» (предложить оставшиеся карточки).

Ожидаемые результаты: используя свои знания и свободу перемещения, имея возможность работать в своем темпе, дети выполняют все задания, контролируя себя по ходу игры с помощью сигнальных карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с блоками Дьенеша

Познакомить детей с блоками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни того или иного ребенка.   ...

Конспект занятия с блоками Дьенеша в коррекционной группе.

Конспект составлен в рамках лексической темы "Насекомые" и является частью цикла занятий с блоками Дьенеша....

Конспект занятия с блоками Дьенеша «ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ – ДОРОГУ» в коррекционной группе

Конспект предназначен для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста в коррекционной группе. Конспект привязан к лексической теме "ВЕСНА"....

конспект занятия с блоками Дьенеша в подготовительной группе

конспект путешествия с героями  сказок и  блоками дьенеша заданиями и схемами...

Конспект занятия с блоками Дьенеша «В ДЖУНГЛИ ЗА ЖИВОТНЫМИ»

Конспект занятия с блоками Дьенеша в группе компенсирующей направленности "В джунгли за животными" для детей старшего возраста....

Конспект занятия по блокам Дьенеша

Интеграция образовательных областей: "Познание"(формирование элементарных математических представлений), «Социально – коммуникативное». Цель: формирование элемент...

Конспект занятия с блоками Дьенеша для детей с ЗПР «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАРЛСОНА»

Конспект занятия  предназначен для ознакомления детей с понятием "толщина"...