Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в страну геометрических фигур"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает». Закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_geometricheskikh_figur.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  • сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  • закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: карточки с рисунком из геометрических фигур для обозначения вагонов, карточки с изображением овальных и неовальных предметов.

Раздаточный: карточки с нарисованными в ряд геометрическими фигурами – билеты на поезд, 2 круга и 1 овал (белые), вырезанные из цветного картона часы, колесо и огурец, круги и овалы трех цветов (красного, оранжевого, желтого).

Ход занятия:

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель рассказывает о том, что их пригласили в гости жители страны геометрических фигур. Страна эта далеко.

- На чем можно добраться до страны геометрических фигур? (На самолете, на машине, на автобусе, на поезде и т.д.)

-Но страна эта необычная. Доехать до нее можно на необычном поезде.

- Хотите прокатиться на таком поезде?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Посадка в поезд».

Дидактические задачи: актуализировать умение распознать и называть изученные геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети покупают билет на поезд. Билет – это карточка, на которой нарисованы 3 геометрические фигуры:

На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, составленной из геометрических фигур, нарисованных на билетах:

Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, составленной из его набора фигур.

Дети садятся в свои вагоны. При проверке билетов воспитатель-контролер задает ребенку вопрос:

- Какие геометрические фигуры нарисованы на твоем билете и на вагоне?

2.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи: организовывать активный отдых детей, развивать внимание, фантазию, воображение.

После проверки билетов воспитатель предлагает детям изобразить стук колес (дети начинают стучать по полу ногами).

- Наш поезд едет все быстрее и быстрее (замедляет ход).

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Наведем порядок» (начало).

Дидактические задачи:

  1. актуализировать умение выделять круглую форму, создавать мотивационную ситуацию для формирования представлений об овале;
  2. сформулировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Жители страны геометрических фигур очень любят порядок. Но у них не получается навести порядок. Они просят детей помочь положить вещи в коробку (воспитатель показывает на вырезанный из альбомного листа круг).

Дети садятся за столы, на которых находятся вырезанный из альбомного листа круг, а также два вырезанных из картона круга немного меньшего размера – часы и колесо. Кроме этого, есть вырезанный из картона овальный предмет: огурец. Размер таков, что они вписываются в овал.

Как правило, дети кладут в коробку все предметы.

Воспитатель говорит, что жители просили коробки закрыть, и дает детям еще один круг, вырезанный из альбомного листа, точно такого же размера, как и предыдущий.

- Смогли ли вы закрыть коробки? (Нет.)

- Почему вы не смогли этого сделать? (Огурец не круглый.)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Наведем порядок» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. сформировать представление об овале, умение распознавать овал среди фигур разной формы;
  2. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

Воспитатель уточняет, что огурец имеет другую форму, и предлагает детям подобрать коробку для огурца.

Дети подходят к другому столу, на котором находятся вырезанные из альбомного листа квадраты, треугольники, круги и овалы, причем овалов столько же, сколько и детей. Дети должны выбрать нужную коробку и сесть с ней на свое место. Воспитатель при необходимости помогает детям сопоставить форму огурца и фигур и выбрать коробку правильно.

- Удалось вам положить все предметы по коробкам? (Да.)

- Ира, и тебе удалось? И тебе, Максим! Все молодцы!

- Сколько у вас круглых предметов?

- Сколько у вас некруглых предметов?

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1. Игра «Наведем порядок» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для знакомства с названием формы овала;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Раздался телефонный звонок. Воспитатель говорит, что позвонил Мишутка и рассказал, что у него в этом году очень богатый урожай огурцов, и он хочет сложить огурцы в коробки. Мишутка интересуется: коробку какой формы выбрали дети для огурца?

Как правило, дети самостоятельно не смогут назвать форму – овал

- Смогли ли вы объяснить Мишутке, как называется такая форма? (Нет.)

- Почему не смогли? (Не знаем, как правильно назвать.)

6. Преодоление затруднения.

6.1. Игра «Наведем порядок»(окончание).

Дидактические задачи:

  1. познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале;
  2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать инициативность, речь.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.)

После вопроса детей воспитатель рассказывает детям о том, что предметы, похожие по форме на огурец, называются овальными.

- Обведите пальчиком овальный огурец.

- Есть ли у него углы?

- У какой еще фигуры нет углов?

Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой формой предметов – овальной, и помещает на доску изображение овала.

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1. Игра «Положи в коробку».

Дидактические задачи: закрепить распознавать овальную форму среди предметов другой формы, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

- Какие еще овальные предметы вы можете положить в эту коробку?

Воспитатель показывает детям карточки, на которых нарисованы различные предметы как овальной, так и другой – квадратной, прямоугольной, круглой – формы. Дети должны назвать предметы овальной формы, например, овальный кабачок, овальная дыня, овальное зеркало.

7.2. Игра «Поезд».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать чувство ритма.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что принято из далеких путешествий привозить тем, кто человека ждал дома, что-либо приятное.

- Кто вас ждал дома, пока вы гостили в стране геометрических фигур?

Как правило, дети отвечают, что их ждала мама.

- Что можно привезти маме?

Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем привезти маме цветы.

Чтобы собрать цветы для мамы, жители страны геометрических фигур приглашают детей на цветочную полянку, до которой надо доехать на поезде.

Дети садятся на свои места в поезд, протопывают заданный воспитателем с помощью хлопков ритм.

7.3. Игра «На полянке».

Дидактические задачи: закрепить умение выделять овальную форму, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, фантазию, воспитывать культуру поведения.

Дети выходят из поезда и подходят к ковру, на котором хаотично лежат цветы – круги (по количеству детей) и овалы (по количеству детей) двух цветов. Половина кругов и овалов красная, половина – желтая. Размер их таков:

- Соберите все овальные цветы.

Может случиться, что кто-то из детей возьмет два овала. В этом случае кому-то овал не достанется – тогда другие дети должны с ним поделиться. В решении этой проблемы детям предоставляется самостоятельность.

После того, как у детей окажется по одному овалу, воспитатель задает вопросы:

 - Сколько у вас цветов? (1.)

- Какого цвета цветок ты сорвал?

- Какой формы цветок ты сорвал?

- Какой формы цветы остались на поляне? (Круглые.)

- Сорвите круглый цветок другого цвета.

- Сколько у вас цветов? (2.)

- Одинаковые ваши цветы или разные? (Разные.)

- Чем цветы отличаются? (Цветом и формой.)

Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, что форма у цветов разная?

С помощью воспитателя дети кладут круг на овал.

- Чем овал отличается от круга?

- Чем овал и круг похожи? (У них нет углов.)

Воспитатель предлагает сделать так, чтобы в букете было 5 цветов.

Дети подходят к другой полянке – столу, на котором лежат круги и овалы другого размера и цвета, и срывают еще по три цветка. Для удобства проверки каждый ребенок выкладывает свои цветы на отдельный стол.

Воспитатель задает вопросы каждому ребенку:

- Сколько всего цветов ты сорвал?

- Сколько среди них круглых (овальных) цветов?

- Какие слова ты скажешь, когда будешь дарить цветы маме?

8. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети садятся в поезд и отправляются обратно в детский сад.

- Где мы сегодня побывали?

- Кому помогли?

- Смогли помочь? Почему?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь жителям страны геометрических фигур разложить вещи в коробки, смогли помочь Мишутке купить нужную коробку, нарвали цветов для мамы, потому что узнали, что такое овал.

Используемая литература: Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.