Оптимизация работы воспитателя по использованию развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей
статья по математике на тему

Евлампьева Марина Борисовна

Оптсаны возможности использования развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Оптимизация работы воспитателя по использованию развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»

     Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

     Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Важную роль в этом играют развивающие игры и игровые упражнения, основанные на применении универсального дидактического материала.

     Сегодня мы хотели представить различные варианты использования таких игр в воспитательно-образовательном процессе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Слайд 1)

    Но вначале важно выделить сущность и особенности развивающих игр.

  • Каждая игра – набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, палочек, блоков, фигур из картона и т.д.
  • Развивающие игры знакомят ребенка с разными способами передачи информации (модель, плоский рисунок в изометрии, чертеж, письменная или устная инструкция).
  • Задачи в играх располагаются в порядке возрастания сложности, в них используется принцип от простого к сложному.
  • Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступного иногда 2-3 — летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  • Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
  • Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.
  • Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  • Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми в пособиях заданиями, можно самим придумывать новые варианты заданий, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
  • Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет более успешно.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил решить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей  с самого раннего возраста;

- во — вторых, их задания — ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- в-третьих, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- в-четвертых, взрослый учится в таких играх не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. (Слайд 2-3)

     Для успешного освоения развивающих игр детьми дошкольного возраста очень важно соблюдать следующие правила:

  • Радоваться успехам, но не захваливать
  • Ни пресыщения, ни принуждения! Интерес к играм легко притупить принуждением, длительным ее использованием в воспитательно-образовательном процессе. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней.
  • Самостоятельно – без подсказки! Взрослый не должен выполнять заданий за ребенка, не должен подсказывать ему. Даже если появляются ошибки в ходе выполнения, то необходимо научить ребенка находить и исправлять их самостоятельно. А для этого можно идти на небольшую хитрость, выполняя задание самому допустить ошибку или неточность и попросить малыша проверить.
  • По воле «волн». Неразумно знакомить детей сразу с большим количеством игр, избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Интерес к развивающим играм подчинен закону «волны». Дети, познакомившись с какой-нибудь игрой, играют в нее каждый день, а потом все реже и реже. В это время на «волне» интереса другая игра и так бесконечно.
  • Метод «ледокола»,  или шаг назад – два шага вперед. Начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но если ребенок дошел до трудного задания, необходимо попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или уже с преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Если же выполнение задания не поддается, то необходимо обойти его, и вернуться к нему позже.
  • С помощью сказки и без нее. Большинство развивающих  игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Поэтому в начале освоения игры необходимо прибегать к образному «оживлению» разных игровых ситуаций. По мере освоения игры происходит закономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самом начале. Постепенно ребенка будет увлекать цель самой игры добиться чего-то, сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания.
  • Непринужденная обстановка. Для таких игр необходимо создавать непринужденную обстановку, когда все внимание уделяется содержанию игры. Важно не одергивать ребенка фразами: «не болтай ногами», «не крутись» и т.п. (Слайд 4)

     Вашему вниманию мы хотели бы представить несколько развивающих игр, которые педагоги нашего ДОУ активно осваивают и используют в воспитательно-образовательном процессе.

     Одна из таких игр – «Сложи узор». Автором этой игры является Н.Н.Никитин. В своих работах он предложил различные варианты игры, постепенное усложнение узоров. (Слайд 5)  Изучая методическую литературу, нам удалось выделить этапы работы с данными кубиками для каждого возрастного периода. Но такое деление весьма условно, и все зависит от уровня развития ребенка, возраста, когда он начал осваивать эту игру. (Слайд 6-8) Предлагая различные узоры, мы пытаемся их органично включить в содержание небольшой сказки. Давно известно, что язык сказки, ее стиль доступны и понятны ребенку, сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущунию.

     К нам в детский сад поступают дети в возрасте 3-4 лет. Для этих детей предлагаем 5 или даже 10 узоров в течение одной игры-сказки, дети выкладывают по образцу, предложенному взрослым или по простейшей схеме. (Сказка 1.) Важно отметить, что используя в образовательно-развивающем процессе развивающие игры, мы реализуем не только математическое содержание, которое согласно приказа Минобрнауки  России от 23.11.2009г. №655 включено в образовательную область «Познание», но стараемся интегрировать содержание с  образовательными областями  «Коммуникация», «Безопасность», «Художественной творчество» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Выкладывание узоров чередуем с выполнением логоритмических игр и упражнений, пальчиковых гимнастик. Такие игры мы включаем как в содержание образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности, так и в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и в самостоятельную деятельность детей.

     Осваивая игру дальше, мы предлагаем детям самостоятельно сложить узор по предложенной схеме. Причем схема может быть как в натуральную величину, так и в уменьшенном размере. Складываем такой же узор как на схеме, но другого цвета. Можем предложить зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков. (Сказка 2, 3)

     Осваивая игру уже в старшей, подготовительной к школе группе, мы значительно расширяем спектр игр с кубиками. И уже можем предложить схемы с нерасчлененным изображением предметов (ребенку нужно мысленно расчленить узор и затем экспериментально проверить свою догадку), самостоятельно придумать  и составить узоры из кубиков и зарисовать его на листе в клеточку. Устраиваем игры-соревнования: «Составь больше предметов из кубиков», «Кто первый составит», «Придумай узор». (Сказка 4) Предлагаем вашему вниманию Сказку, у которой 4 конца. Рассказывая эту сказку, мы предлагаем детям самим выбрать по какой дороге пойдем. Эту сказку можно обыгрывать несколько раз, каждый раз изменяя набор узоров, которые можно выложить из кубиков.

     Еще одна игра, которую мы осваиваем – «Уникуб». На сегодняшний день она используется у нас на индивидуальных занятиях учителя-логопеда. (Слайд 9)

    Палочки Киюзенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.  Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. (Слайд 10-11)

      Освоение игр с палочками проходит в два этапа. (Слайд 12)

На первом этапе дети играют с ними, как с обычными палочками, кубиками, создают различные конфигурации. Их привлекают цвет, размер, форма. И мы предлагаем вашему вниманию игру «Построим мост». Материалом для игры выступают полоски синего цвета и палочки. Нам нужно построить мост, чтобы можно было перейти  на другой берег. Какие вы выбрали палочки? Какой по цвету мост длиньше?(Слайд 13)

На втором этапе дети начинают осваивать пространственно-количественные характеристики в совместной деятельности со взрослыми. При этом взрослый не должен ограничиваться внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а давать возможность выбирать действие самому ребенку. И мы предлагаем посмотреть, как это происходит на примере игры «Разноцветные вагончики». Эта игра позволяет детям установить соответствие между цветом, длиной и числом. (Слайд 14)

      В игре «Вверх по лестнице, ведущей вниз» дети осваивают последовательность чисел в натуральном ряду, способ образования числа, отношения между числами. (Задания на размышление для взрослых). (Слайд 15)

В процессе ознакомления с палочками и дальнейшего освоения их возможны следующие игры и игровые упражнения:

1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.

10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить  такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.

28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.

29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.

31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

   32. Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.

33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с  закрытыми глазами).

35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?

37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.

38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.

39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.

40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.

42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)

44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.

48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

49. Составь поезд  из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.

53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой а или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

     Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

 Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. На практике используются три цвета, четыре формы, по две характеристики величины и толщины. Однако, можно использовать  и другие цвета и формы, а также более двух характеристик величины и толщины. Всегда важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи. Играя с блоками, ребенок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом. (Слайд 16)

     Данные игры осваиваются в два этапа. На первом этапе дети выкладывают различные сюжеты, узоры по схемам, по представлению. Однако уже на этом этапе педагог помогает ребенку выделять и обозначать свойства с помощью кодовых карточек. На втором этапе в играх на группирование  играющие разбивают множества по какому-либо одному признаку на несколько групп. (Слайд 17-18) Изучая методическую литературу и осваивая игры с детьми, мы выделили группу игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста и для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаем вам сегодня посетить наш магазин. (Игра с блоками «Магазин») Эта игра предназначена для детей 3-5 лет.  Материалом в этой игре выступает  товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.  Цель игры: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства,  рассуждать, аргументировать свой выбор. Содержание игры: Мы пришли  в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого из вас по 3  фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку. Что вы можете купить? Почему? Однако данную игру можно использовать и для детей старшего дошкольного возраста. Купив игрушку, они могут указать, где она находится на полке? (Дети определяют в речи местонахождения предмета среди других). Таким образом, мы активизируем использование предлогов в речи, т.е. способствуем формирование грамматического строя речи. И таки образом решаем задачу интеграции таких образовательных областей как «Познание» и «Коммуникация». (Слайд 19)

     Для детей старшего дошкольного возраста мы можем использовать и такую игру, как  «Украсим елку бусами».

Материалом для игры выступает изображение елки на каждого играющего, 15 карточек с символами, комплект логических фигур. Цель игры:  развитие умения выявлять и абстрагировать свойства,  "читать схему, закрепление навыков порядкового счета Содержание  игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. И так развешиваем остальные бусы.

                                         

     Еще одна игра с логическими блоками Дьенеша предназначена для детей старшего дошкольного возраста, которые научились читать – «Код в сундуке». Предлагаем поиграть. (Слайд 20)

    Разнообразные игры можно найти в следующих пособиях и альбомах:

  • Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)
  • Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)
  • Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
  • Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет),
  • Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
  • Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)

Некоторые из них представлены на нашей выставке.

Было бы неправильно пройти стороной такие игры, как знакомые нам самим с детства игры-головоломки.  (Слайд 23) Нам кажется, что может быть проще таких игр, предлагай ребенку схемы, и он с легкостью их соберет. Однако это не так. Данные игры носят большой развивающий эффект. Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень  их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Представленные на экране игры осваиваются именно в этой последовательности. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур, полученный в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора.

      Для освоения игр необходимо организовать систему подготовительных упражнений. Вначале ребенок  по представлению составляет то или иное изображение, выбирая для этого соответствующие геометрические фигуры. У 3-х, 4-хлетних детей подобные игры занимают продолжительный период времени. Позже, у детей 4-5 лет,  их следует рассматривать как один из этапов, освоение которого позволяет перейти к более сложным играм с фигурами.

      Для игры «Составь фигуру» дети составляют фигуры из набора фигур. Задания могут быть следующие:

- составь прямоугольник из квадратов, прямоугольников;

- составь квадрат из прямоугольников, треугольников;

- составь такую же фигуру (предлагается чертеж треугольника с указанием составляющих его фигур) и др.

     Материалом для игры «Составь картинку» служат одинаковые по форме фигуры. Дети составляют картинку только из одинаковых фигур (например, из равнобедренных треугольников, трапеций и т.д.).

     Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.(Слайд 24)

     Игровая деятельность детей организуется по — разному и может осуществляться двумя путями.

       Организуя игру по первому  пути, мы должны понимать, что составляя силуэт по расчлененному образцу, ребенок просто копирует его, но тем не менее усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей. Переходя затем к нерасчлененному образцу и пользуясь им, ребенок имеет возможность высказывать вслух предположения о размещении каждой части набора, учится практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. Благодаря образцу цель игры приобретает образную форму. Это усиливает мыслительную активность ребенка, создает у него положительное эмоциональное состояние, стимулирует интерес и целенаправленную поисковую деятельность. Приобретенные умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только по рисунку или собственному замыслу.

          Второй путь организации игровой деятельности в большей мере основан на развитии творчества ребенка. Взрослый сначала предлагает ему составить задуманный силуэт из неполного набора элементов игры. Дети таким образом ставятся в условия, когда необходимо проявить самостоятельность в постановке цели, отборе средств для ее реализации, выбора способа составления, оценки результата. На этом этапе игры можно использовать нерасчлененные образцы и рисунки реальных предметов в качестве образца.

     Предложенные игры нужно осваивать последовательно. По мере накопления умений в процессе накопления одной игры или снижения интереса к ней можно переходить к следующей. Каждая игра – это необходимый этап подготовки к следующей, содержащей освоенные способы действий и новые, более сложные.

     Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, т.е. художественное слово. Тексты художественный произведений должны быть небольшими по объему, ярко, образно характеризовать объект, соответствовать силуэтному изображению по содержанию.(Слайд 25)

    (Предлагаем слушателям выложить из набора фигур изображение по нерасчлененному образцу).

     Представленные нами развивающие игры – это далеко неполный спектр игр, которые можно использовать в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. На данном этапе мы приступили к освоению технологии развивающих игр «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, продолжаем осваивать игры с различным полифункциональным оборудованием.