Главные вкладки

    Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»
    учебно-методический материал на тему

    Мастер – класс

    для родителей детей подготовительной группы №2

    МБДОУ №9 г. Шахты

    на тему:

    «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

    для родителей детей подготовительной группы №2

    МБДОУ №9 г. Шахты

    на тему:

    «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»

    Подготовила и провела: воспитатель – Басова С.А.

    Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов и родителей – помочь ему сохранить и развивать стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

            Важную роль в этом играют развивающие игры и игровые упражнения, основанные на применении универсального дидактического материала.

            Сегодня я хотела бы представить различные варианты использования таких игр в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего возраста.

             Одна из таких игр – «Сложи узор».  Автором этой игры является Н.Н.Никитин.  В своих работах он предложил различные варианты игры, постепенное усложнение узоров. Изучая методическую литературу, мне удалось выделить этапы работы с данными кубиками для каждого возрастного периода. Но такое деление весьма условно, и все зависит от уровня развития ребенка, возраста, когда он начал осваивать эту игру.

            Для игры «Составь фигуру» дети составляют фигуры из набора фигур.

    Задания могут быть следующие:

    - составь прямоугольник из квадратов, прямоугольников;

    - составь квадрат из прямоугольников, треугольников;

    - составь такую же фигуру (предлагается чертеж треугольника с указанием составляющих его фигур) и тд.

               Материалом для игры «Составь картинку» служат одинаковые по форме фигуры. Дети составляют картинку только из одинаковых фигур ( например, из равнобедренных треугольников, трапеций и т.д.0

                   Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.

                  Игровая деятельность организуется по-разному и может осуществляться двумя путями.

                   Организуя игру по первому пути, должны понимать, что составляя силуэт по расчлененному образцу, ребенок просто копирует его,  но тем не менее усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру, соотношению сторон, что способствует развитию глазомера и комбинаторных способностей.  Приобретенные  умения позволяют ребенку постепенно переходить к составлению силуэтов только  по рисунку или собственному замыслу.

                      Второй путь организации игровой деятельности  в большей мере основан на развитии творчества ребенка. На этом этапе игры можно использовать нерасчлененные образцы и рисунки реальных предметов в качестве образца.

                      Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, т.е. художественное слово.

                       Выкладывание узоров чередую с выполнением логоритмических игр и упражнений, пальчиковых гимнастик.

                       Осваивая игру дальше, я предлагаю детям самостоятельно сложить узор по предложенной схеме.  Причем схема может быть как в натуральную величину, так и в уменьшенном размере. Складываем такой же узор как на схеме, но другого цвета.  Могу предложить зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков.

                        Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.  Развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, числами в цвете.  В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.  Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

                 Освоение игр с палочками происходит в два этапа.

    На первом этапе дети играют с ними, как с обычными палочками, кубиками, создают различные конфигурации. Их привлекают цвет, размер, форма.  Я предлагаю вашему вниманию игру «Построим мост». Материалом для игры выступают полоски синего цвета и палочки. Нужно построить мост, чтобы можно было перейти на другой берег.  Какие вы выбрали полоски? Какой по цвету мост длиньше?

                             На втором этапе дети начинают осваивать пространственно-количественные характеристики в совместной деятельности со взрослыми.  В игре «Вверх по лестнице, ведущей вниз» дети осваивают последовательность чисел в натуральном ряду, способ образования числа, отношения между числами. (Задания на размышление для взрослых).

                      В процессе ознакомления с палочками и дальнейшего освоения их возможны следующие игры и игровые упражнения:

    1.  Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

    2. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели , разные домики гаражи.

    3. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну палочку. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

    4. Разложите палочки на две кучки: в одной 10 штук, в другой 2. Спросите, где палочек больше?

    5. Попросите показать вам красную полочку, синюю, желтую.

    6. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.

    7. Попросите найти две  абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?

    8. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным.  Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

    9. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

    10. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1- белая, 2 – розовая и т.д.)

    11. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

    12. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

    13. Возьми любые две палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.

    14. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

    15. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

    16. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.

    17. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.

    18. Из каких двух палочек можно составить красную?

    19. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине как красная.

    20. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

    Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактичческое средство. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщенной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

    Развивают у детей мыслительные операции (*анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

             Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

              Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.

              Данные игры осваиваются в два этапа. На первом этапе дети выкладывают различные сюжеты, узоры по схемам, по представлению. Однако уже на этом этапе педагог помогает ребенку выделять и обозначать свойства с помощью кодовых карточек.

    На втором этапе в играх на группирование играющие разбивают множества по какому-либо одному признаку на несколько групп.

               Предлагаю вам посетить наш магазин. Эта игра предназначена для детей 3-5 лет.

    Материалом в этой игре выступает товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.

    Цель игры: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

    Содержание игры:

    Мы пришли в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого по три фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Что вы можете купить? Почему?  

    Однако данную игру можно использовать и для детей  старшего дошкольного возраста. Купив игрушку,  они могут указать, где она находится на полке? (Дети определяют в речи местонахождение предмета среди других  ).  Таким образом, активизируется использование предлогов в речи, т.е. способствует формированию грамматического строя речи.

                   

            «Украсим елку бусами».

    Материал: изображение елки на каждого играющего, 15 карточек с символами, комплект логических фигур.

    Цель:  развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему»; закрепление навыков порядкового счета.

    Содержание игры:

    Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус ( карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая- большой желтый квадрат, третья – маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оптимизация работы воспитателя по использованию развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей

    Описаны возможности использования разнообразных развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. К выступлению имеется презентация....

    Оптимизация работы воспитателя по использованию развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей

    Оптсаны возможности использования развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста....

    Мастер - класс для родителей, детей подготовительной группы "Эти трудные звуки"

    Практический материал  по преодолению речевого дефекта у ребенка при постановке звуков "Л" и "Р".  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"10269625","attributes":{"al...

    Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения по обучению дидактическим играм, направленным на формирование пространственных представлений.

    материал могут использовать как педагоги коррекционного направления, так и массовых детских садов для привлечения родителей к формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений...

    Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»

       Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...

    Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы №9 «Цветики»

    Актуальность: у детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вни...