Мастер - класс для родителей, детей подготовительной группы "Эти трудные звуки"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Бабась Лариса Владимировна

 Практический материал  по преодолению речевого дефекта у ребенка при постановке звуков "Л" и "Р".

 

 

                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 37

МАСТЕР КЛАСС

для родителей подготовительной к школе группы

по теме: "Эти трудные звуки "Л" и "Р""

Подготовила: учитель-логопед Бабась Л.В.                                                                                        

Цель: Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.

Задачи:

  1. Привлечь   родителей к совместной работе над коррекцией   звукопроизношения;

  1. Показать важность участия родителей в работе над звукопроизношением;

  1. Познакомить родителей с приемами постановки сонорных звуков (Л и Р);

  1. Вызвать интерес и добросовестное отношение родителей к выполнению «домашних заданий» учителя-логопеда.

Материал: индивидуальные зеркала, подносы,  салфетки.

     

      У детей часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенное среди них нарушение произношение звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения безобидным дефектом, но это неверно, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

 Ребенка неправильно выговаривающего звуки, в школьном детском коллективе часто передразнивают, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются необычные ошибки, что создает дополнительные психологические проблемы, которые можно избежать,  вовремя оказав ему помощь.

     Совместная работа учителя-логопеда и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Индивидуальные занятия с учителем-логопедом проводятся 2-3 раза в неделю, остальное время ребенок занимается с родителями . Занятия дома проводятся ежедневно и носят кратковременный характер (5-15 минут).  И насколько ответственно родители подходят к обучению, настолько и результативна эта работа.

Сегодня я познакомлю Вас с основными приемами постановки звуков "л"и "р".

Расскажу и покажу,  какие упражнения надо выполнять дома, и на что обратить основное внимание.

Среди нарушений звуковой системы речи дефекты звуков "р" и "л" наиболее распространены и труднопреодолимы. Поэтому работа над этими звуками требует больше времени и сил.

Мы с вами произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений у ребенка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Упражнения артикуляционной гимнастики объединены в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

С артикуляционной гимнастикой вы знакомы, поэтому переходим к постановке звука.

(Предлагаю родителям  вместе со мной выполнять предложенные упражнения используя индивидуальные зеркала)

Звук "Л".

   При правильном произнесении звука "л" губы растянуты  в улыбку, кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, язык в форме чашечки.

(показываю правильное положение для звука «л»)

1. По подражанию:

Улыбнуться, открыть рот и пропеть гласный "аааа". Во время пропевания ритмично нажимать на верхнюю губу языком. Получается "ал-ал-ал-ла-ла-ла".

(показываю  и предлагаю родителям выполнить данное упражнение, используя зеркала)

2. От опорного звука:

а)"Пароход гудит" - широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть звук "ыыыы", получается "л".

Затем соединяем звук с гласными. Тянем звук "л" и с силой открываем рот на звук "а", "о", "у", "ы". Получается: "ллллаааа", "ллллоооо", "ллллууу", "лллыыы".

(показываю и предлагаю  выполнить данное упражнение, используя зеркала)

!!! Следить, чтобы губы были растянуты в улыбку и нижняя губа не поднималась за языком.

Такое межзубное произношение закрепляем в словах и фразах.

ла-ла-ла - лопата и пила,

ло-ло-ло - на улице тепло,

лу-лу-лу - купили иглу,

лы-лы-лы - моем полы.

Маланья - болтунья,

молоко болтала, болтала,

да не выболтала.

Все бело, бело, бело.

Много снега намело,

Вот веселые деньки

Все на лыжи и коньки.

(предлагаю самостоятельно повторить речевой материал)

После того как правильное звучание звука "л" будет без ошибочно, нужно переводить язык за зубы, что обычно получается без всякого затруднения.

б) Улыбнуться, положить широкий распластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть звук "аааа", затем прикусить язык, продолжая тянуть "а". Получается: "аааалл". Далее добавляем другие гласные "у", "о", "ы".

Получается: "ооолл", "ууулл", "ыыылл".

(показываю и предлагаю  выполнить данное упражнение, используя зеркала)

Межзубное произношение закрепляем в словах и фразах.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась видно очень устала.

Плясала,  плясала по дому метла,

Полы подмела от угла до угла.

(предлагаю родителям повторить чистоговорки,  прикусывая кончик языка)

!!! Следить за тем, чтобы ребенок прикусывал язычок на каждый звук "л".

Затем из  межзубного положения язык переводим в зазубное.

Звук "Р".

При правильном произнесении рот открыт, язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе.

(показываю правильное положение для звука «р»)

  1. От опорного звука:

а) Рот открыт, язык у альвеол. Начинаем  выполнять  упражнение «Барабан» -  единичные удары по альвеолам, затем чередование единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе – «д-дддд», далее соединяем звук «д» с гласными в открытых и закрытых слогах «ддда, дддо, ддду, ддды, аддд, оддд, уддд, ыддд», затем подключаем упражнение «Пулемет» - это сильный толчок выдыхаемой струи, заставляющий кончик языка вибрировать.

!!! Если нет сильной выдыхаемой струи упражнение «Пулемет» не получится.

б) Произносим звук «з» при поднятом к верху языке, что напоминает звук «д». Если слышится другой звук, надо подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю.

(показываю и предлагаю  выполнить данное упражнение, используя зеркала)

в) Соединяем вместе звуки «д» и «з». При поднятом у верху языке это звучит «дз». Это упражнение выполняется перед зеркалом для того, чтобы видеть быстрые колебания кончика языка. Темп ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка производятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки «др»  соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дро-дру-дры».

Затем отрабатываем эти звуки в словах и фразах.

  1. Механический способ:

а) Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка находится за верхними зубами. Длительно произносим звук «з», «ж» или «д», в это время чисто вымытым пальцем ребенка, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, «заводим мотор».

(показываю выполнение данного упражнения)

Вначале вы сами должны совершать движения кистью ребенка, в дальнейшем он может действовать самостоятельно.

!!! Следите, палец ребенка должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет.

б) Выполняем предыдущее упражнение. Начинаем вибрацию с помощью пальца, а продолжаем без него -  «завели мотор».

!!! При использовании механической помощи, палец ребенка, необходимо располагать под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости.

После того как у ребенка получится хорошая устойчивая вибрация языка, переходим к произнесению слогов, слов и предложений.

Не экономьте время на общении с ребенком! Хвалите его даже за незначительные успехи,  и  вы увидите результат!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»

Мастер – классдля родителей детей подготовительной группы №2МБДОУ №9 г. Шахтына тему:«Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»...

Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения по обучению дидактическим играм, направленным на формирование пространственных представлений.

материал могут использовать как педагоги коррекционного направления, так и массовых детских садов для привлечения родителей к формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений...

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»

   Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...

Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового а...

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы №9 «Цветики»

Актуальность: у детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вни...