Конспект НОД по математике в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Бутырская Кира Станиславовна

Занятие направлено на формирование математических представлений о декодировании свойств геометрических фигур и представлено в виде путешествия в страну Логики. Детям предлагаются задания - загадки от друзей, героев книги М.В.Кралиной "Логика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_matematike_v_sredney_gruppe.docx267.66 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений у детей в средней группе МБДОУ «Детский сад № 6

«Золотой петушок»

Воспитатель: Бутырская К.С., высшая кв.категория

Область: «Познавательное развитие»

Тема: Путешествие в страну Логики «Загадки от друзей»

Цель: развитие у детей умения расшифровывать информацию о геометрических фигурах по знаково-символическим обозначениям 3-х свойств: цвет, размер, форма и «отрицание».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • закреплять навык счета в пределах 5;
  • учить определять свойство предмета по новому знаково-символическому обозначению символу «отрицание» с отрицательной частицей «не»;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Развивающие задачи:

  • развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма, размер по знаково-символическим обозначениям, познакомить с новым знаком-символом «отрицание» с отрицательной частицей «не»;

Воспитательные задачи:

  • формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.

Тип: закрепление материала.

Вид: формирование математических представлений о декодировании свойств геометрических фигур.

Предварительная работа: создание коллажа к стихотворению «Веселые мышата», придумывание и изображение пиктограмм - схем

Оборудование:

Демонстрационный материал: коллаж к стихотворению, числовой ряд от 1 до 5, персонажи веселые человечки: Карандаш, Самоделкин, Фитиль и Торопыжка, схемы - символы: цвет, форма, размер, пиктограммы с изображением действий: подумай, послушай, скажи, знак страны Логики, изображение дома из геометрических фигур, увеличенное поле с загадками, 3 фигуры: большой синий квадрат, большой оранжевый треугольник, маленький розовый прямоугольник, пособие «Коврограф».

Раздаточный материал: игра «Игровизор», наборы геометрических фигур: 3 квадрата - большой и маленький синего цвета, средний желтого цвета и маленький зеленого цвета; большой и маленький оранжевый треугольники и треугольники красного и оранжевого цвета разного размера, 2 прямоугольника: зеленый и средний и маленький розового цвета.

Индивидуальная работа:

  1. Совершенствовать навык самостоятельной работы у детей с высоким уровнем развития математических представлений: Руслан, Матвей Т, Арина Ш, Тима Ф.
  2. Оказывать помощь в виде наводящих вопросов подгруппе детей с неустойчивым средним уровнем: Матвей Ткачев, Лена К, Марк Б, Лера П.
  3. Детям с трудностями в ориентировке в пространстве предложить красные резинки на правую руку или красный круг-ориентир на поле игры «Игровизор»: Саша Лю, Поля О, Даша Я, Настя М, Варя Т.

Ход занятия:

1 часть. Дети стоят свободно на ковре

Воспитатель: Недавно мы с вами составляли интересный рассказ про мышат, которые нашли большой кусок сыра и смогли затащить его в маленькую норку? (показать картину) 

  • Как им это удалось? (Они обгрызли головку сыра с всех сторон)
  • Какими оказались мышата? (Сообразительными, умными, находчивыми)
  • А еще мы придумали картину про веселых мышат (Воспитатель жестом обращает внимание детей на сюжетную картину). Оказывается, с этой картиной можно поиграть.

1, 2, 3, 4, 5,

Предлагаю поиграть.

Всех мышей в большой семейке

Нужно нам пересчитать.

На картину посмотрите

И мышатам помогите.

Сколько? Два мышонка решили поспать (играть).

Сколько? Три мышонка пошли погулять,

Сколько? Четыре мышонка сидят на скамейке,

Сколько? Один мышонок льет воду из лейки.

Сколько? Пять мышат едут в машине,

Сколько? Один мышонок сидит в кабине.

Всех мышат мы смогли сосчитать,

1, 2, 3, 4 и 5 (воспитатель показывает на цифры, расположенные над картиной, по порядку.

Мини итог: вы отлично посчитали, цифры правильно назвали, дальше нам идти пора, ждет нас новая игра.

  1. часть.

Воспитатель: Есть много стран на свете, больших и маленьких, обычных и загадочных. Сегодня я снова приглашаю вас в волшебную страну – страну Логики, которую мы с вами обозначаем таким знаком (выставить символ).

  • Чему учимся мы в этой стране? (Рассуждать, думать, объяснять, отгадывать и загадывать – дети называют действия, а воспитатель выставляет пиктограммы)
  • В ней живут наши друзья, напомните, как их зовут: Карандаш, Самоделкин, Торопыжка и Фитиль (воспитатель выставляет фигурки, а дети их называют). Они очень любят загадывать своим гостям загадки и приглашают нас поиграть.

Дети садятся за столы.

  • В прошлый раз вы отлично разгадали их загадки с помощью знаков – символов. И хотя мы еще не умеем читать слова, но мы уже учимся «читать» символы. Давайте вспомним, какие свойства предметов обозначают эти схемы, цвет, форму или размер.
  • Что обозначает этот знак?  (Цвет)
  • Какое свойство обозначает этот символ?  (Форму)
  • А что значит этот знак?    (Размер, большой и маленький)
  • Сегодня для вас загадки приготовили Карандаш и Самоделкин. Карандаш предлагает разгадать загадки с помощью знаков-символов и найти три геометрических фигуры. А Самоделкин – придумать из этих фигур подарок для Торопыжки. Чтобы верно разгадать загадки, вам нужно быть очень внимательными.
  • 1, 2, 3, 4, 5 – предлагаю поиграть в игру «Назови знак». Я показываю вам знак, а вы называете его одним словом. 

Воспитатель показывает схемы:                    дети называют их одним словом.

Мини-итог: молодцы, вы  правильно назвали свойства предметов по знакам, были очень внимательными.  

  1. часть

Воспитатель: На поле «Игровизора» Карандаш нарисовал три загадки. Если мы правильно их разгадаем, то узнаем, какие геометрические фигуры понадобятся для подарка (см. Приложение 1)

  • Посмотрите внимательно на игру, все загадки нарисованы слева на цветных полях, отгадки - фигуры – посередине, а на пустом поле справа мы сделаем подарок для Торопыжки.
  • Первая загадка под цифрой 1 на белом поле с левой стороны. Разгадайте загадку, найдите нужную фигуру - отгадку и нарисуйте линию к этой загадке.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими трудности или допускающими ошибки, используя вопросы:

  • Какого цвета фигура?
  • Фигуру какой формы нужно выбрать?
  • Большую или маленькую фигуру возьмешь?
  • Кто разгадал первую загадку? (Предлагается сделать это ребенку с высоким уровнем)
  • Какая фигура нам нужна?
  • Почему именно квадрат? (Потому что нарисован знак, обозначающий квадратную форму; потому что знак формы обозначает квадратную форму…)
  • Прочитайте загадку (Большой синий квадрат)
  • Теперь разгадаем вторую загадку, на голубом поле, найдем фигуру-отгадку и также соединим линией с загадкой (Дети выполняют второе задание, воспитатель также проводит индивидуальную работу).
  • Про какую фигуру загадка? (Про треугольник)
  • Какого цвета треугольник? (Оранжевого)
  • Какой по размеру треугольник? (Большой) 
  • Почему большой, а не маленький треугольник? (Знак обозначает большой размер).
  • Прочитайте загадку (жестом показать очередность знаков)
  • Какая фигура будет разгадкой третьей загадки? (маленький розовый прямоугольник). Найдите такую фигуру на поле с отгадками.
  • Сколько фигур мы нашли? (Три)
  • Назовите их.
  • Молодцы, все загадки Карандаша вы разгадали правильно, нашли нужные нам фигуры.
  • Теперь найдите на подносах такие же геометрические фигуры и выложите на пустое поле справа (дети выкладывают фигуры у себя, а воспитатель - на Коврографе).
  • Какую картинку можно составить из этих фигур? (Домик)
  • Наклейте изображение домика в подарок для Торопыжки. (дети наклеивают домик, а воспитатель выставляет изображение домика)

Мини-итог: Вы отлично справились с заданием, запомнили, какими символами можно обозначить свойства фигуры: цвет, форму и размер, отгадали по ним загадки и построили для Торопыжки замечательный домик.

Физкультминутка Музыкальная игра «Магазин игрушек»                                                                                                                                    

3 часть

Воспитатель: Торопыжка вам очень благодарен за красивый домик, и предлагает поиграть с вами в знакомую нам игру, но по - новому (выставить демонстрационный вариант игры «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный) на Коврограф)

  • Как называется эта игра? («Игровой квадрат») 
  • Он принес собой новые знаки – символы (выставить знак       )
  • Что нарисовано на знаке? (Крестик)
  • Этот символ обозначает отрицание, слово НЕЛЬЗЯ или частицу НЕ.
  • Кто догадался, что обозначает этот знак?         (Не круг)
  • Как его можно «прочитать»?
  • Значит, какую фигуру нельзя называть? (Круг)? Почему? (круг зачеркнут, значит, его называть нельзя)
  • Какие фигуры можно обозначить таким символом? (Треугольник, прямоугольник, квадрат, овал)
  • А теперь, внимание, игра! С помощью двухцветного квадрата сложите фигуру -отгадку этого знака (показ детям знака      )
  • Какую фигуру ты сложил? (Квадрат, прямоугольник)
  • Почему я не вижу у вас треугольников? (Потому, что треугольник – это не круг)
  • Назовите этот знак? (Не треугольник)
  • Внимание, еще загадка! Покажите фигуру-отгадку.
  • Назови фигуру.  Почему у тебя не прямоугольник?
  • Что обозначает этот знак?

Мини-итог: Ребята, Торопыжка очень рад, что вы запомнили новый знак, правильно расшифровали его загадки и   быстро показали фигуры-отгадки. 

Ну, а нам с вами пришло время вернуться обратно в детский сад.

  • Вам понравилось в стране Логики?
  • Мы узнали новый знак – Отрицание.
  • Что он обозначает? (Что нельзя называть такое свойство: цвет, размер или форму)
  • Дома вместе с мамами и папами попробуйте с помощью знаков придумать для наших друзей загадки, пусть попробуют разгадать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспект НОД по математике в средней группе "Путешествие в страну математика"

Занятие -путешествие с использованием дидактических игр....

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике в средней группе Страна Математика

Конспект НОД по метематике в средней группе "Страна Математика"...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в средней группе на тему: «Путешествие в страну математики»

Цель. Закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом, составления взаимнооднозначного соответствия и на единицу больше и меньше. Закреплять знания детей о геометрических фигура...