Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Карта путешествий"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Мурашова Елена Анатольевна

Конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений "Карта путешествий" (по программе Мир открытий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_plan_.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять расположение предметов в пространстве;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения (на основе рефлексивного метода);

закрепить умение определять и называть свойства предметов;

закрепить геометрические и пространственные представления.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: план пути к домику лисы (карта путешествий), карточки с разным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы.

Раздаточный: планы на каждого ребенка, карандаши, конструктор, схема постройки.

Ход занятия:

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

1.        Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать их на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей.

- Как вы думаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи?

- Кому вы помогаете?

-Мы сегодня с вами тоже будем помогать сказочным героям. Но для начала, нам надо попасть в сказку. На чем мы можем добраться до сказки? (варианты)

- Мы с вами отправимся на поезде. Но сначала нужно купить билеты на поезд и занять свое место!

2.        Актуализация знаний.

2.1. Игра «Покупка билета».

Дидактические задачи: актуализировать знания детей поездке на поезде, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

Дети подходят к кассе.

— Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? (Встать в очередь.) Дети встают друг за другом, и воспитатель (кассир) продает им билеты.

Воспитатель рассказывает, что, купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место, на котором находится точно такая же картинка.

— Куда надо пройти с билетами? (поезд.)

На каждом месте лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Билеты у детей надо забрать.

- Отправляемся.

3.        Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Сказка».

Дидактические задачи:

создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о плане -  карте;

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Воспитатель начинает рассказ (используются картинки).

Жили-были заяц и лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласил  заяц лису в гости.

- А где ты живешь? — спрашивает лиса.

- Сначала надо идти прямо до лесной опушки, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до пенька, повернуть еще раз налево — тут и мой дом! Запомнила?

Расстроился лиса, потому что ничего запомнить не смогла.

Воспитатель предлагает детям помочь лисе и еще раз рассказать ей, как дойти до домика зайчика. Возникает затруднение, так как дети не могут повторить рассказ лисы.

— Смогли ли вы помочь лисе? (Нет, не смогли.)

— Почему не смогли? (Потому что не запомнили рассказа зайца.)

4.        Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

сформировать представление о плане-карте и умение ориентироваться по нему;

сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

— Что же нужно сделать для того, чтобы лиса все же смогла добраться до домика зайца?

Выслушиваются все предложения детей.

Если дети не предложат сами нарисовать нужный путь, можно их спросить:

- Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?

После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья - все то, что поможет отыскать это место.

Заяц тоже нарисовал план.

Воспитатель выставляет план на магнитной доске.

— Что нарисовано на плане?

Кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик зайца, полянку, пруд и т. д.

Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с лисой до домика зайца.

Идти помогает воспитатель, задавая при необходимости наводящие вопросы. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально, — важно лишь, чтобы путь до домика лисы был указан правильно.

— Иду прямо, прохожу мимо дерево (она у меня справа), иду дальше, дохожу до лесной опушки (она слева), поворачиваю направо около берлоги медведя, иду до елки и т. д.

Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь лисе, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1.        Игра «Деление на пары».

Дидактические задачи:

закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры в предметах окружающего мира;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.

- Лиса и заяц благодарят вас, но просят еще им помочь. Но сначала, чтобы в сказочном лесу не заблудиться, надо встать парами.

Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку, на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет, имеющий такую же форму, например: на одной карточке большой красный мяч, а на другой - маленький синий клубок ниток и т. п.

После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:

— Какой формы ваши предметы?

5.2.        Игра «Укажи путь».

Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться по плану, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.

Дети по два человека садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы и карандаши.

— Сказочный лес очень большой и в нем легко заблудиться. Вот наши герои просят вас, составить карту, по которой можно добраться до пруда за водой, до большого дерева за хворостом и до поляны.

Нарисуйте дорожки от домика к пруду, к дереву, к поляне разными карандашами.

Дети самостоятельно рисуют линии внутри дорожки, изображенной на плане.

- Лиса и заяц благодарят вас. Теперь они не заблудятся.

5.4    Игра «Строители»

Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться по плану, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.

- Ребята, как вы думаете, а зайчику с лисой будет тесно.

- Давайте для лисички сделаем свой домик на этой опушке. Строить мы будем по схеме.

Воспитатель раздает детям схемы постройки. Дети сами подбирают материал для постройки.

Конструируют дома.

5.3.   Игра «Танец»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.

- Вы словно потрудились. Пора и отдохнуть. Лиса и заяц предлагают детям потанцевать.

Дети под музыку танцуют.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

- Помогли мы Лисе. Пора и домой возвращаться.

Дети садятся в поезд и возвращаются в группу.

Дети собираются около воспитателя.

- Где вы сегодня побывали? Кому вы помогли?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь лисе добраться до домика зайца, смогли набрать шишек, потанцевать на поляне, потому что умеют пользоваться планом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)

Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

Конспект ООД Формирование элементарных математических представлений. «Путешествие по сказочному лесу»

Педагогические технологии: соц. игровая (игры в кругу, личностно-ориентированная модель обучения и воспитания детей, здоровьесберегающая технология: двигательная активность.Форма организации НОД: Игра...

Конспект НОД (формирование элементарных математических представлений) «Путешествие с солнышком» (для детей 3-4 лет)

Конспект НОД (формирование элементарных математических представлений)«Путешествие с солнышком» (для детей 3-4 лет)Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных ...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическое королевство» в средней группе

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в математическое королество" в средней группе...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математических знаний»

Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект по формированию элементарных математических представлений "Путешествие по сказке "Теремок"

Тренировать детей в использование математических знаний в игровой форме...