РЭМП
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Искандарова Аделина Геннадьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remp_.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

РАССМОТРЕНО:

на заседании  Педагогического совета

Протокол № __

от «___»  августа 2013 года

Председатель Педагогического совета: ____________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по ВМР_______ Фомина Г.М.

от «__»  августа  2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Золушка» ___________Жукова Л.Г.

 от «__»  августа  2013 года

Образовательная область «Познание»

Рабочая программа

по образовательному компоненту

«Развитие элементарных математических представлений»

для детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

(с 6 до 7 лет)

(непосредственно образовательной деятельности в неделю – 2,  

всего непосредственно образовательной деятельности в год – 72)

                                                                                                             Составитель:

     Искандарова А.Г.

                   Бердник С.А                            

         

                       

2013-2014

учебный год

Содержание рабочей программы:

 

1.

Пояснительная записка .....…………………………………………………………………

2.

Требования к результатам освоения образовательного компонента «Развитие элементарных математических представлений»………………….............................

3.

Тематический план ...……………………………………………………………………….

4.

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Развитие элементарных математических представлений»  ……………………………

5.

Способы проверки усвоения элементов содержания  образовательного компонента «Развитие элементарных математических представлений» ...............................................

ПРИЛОЖЕНИЯ  

6.

Календарно-тематический план  …………………………………………………………...

7.

Методика определения уровня освоения программы воспитанниками подготовительной к школе группы  .......…………………………………………………

             


Пояснительная записка

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

На седьмом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Главное направление в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста – развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.«Математика в детском саду: конспекты занятий (6-7 лет)», В.П.Новикова, - М.:Мозаика-Синтез, 2005 г.

2. «Занятия по математике в детском саду», Л.С.Метлина, - М.: Просвещение, 1985 г.

3. «И учёба, и игра: математика», Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина, - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

4. «Праздник числа», В.В.Волина, - М.: АСТ-Пресс, 1996 г.

5. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,З.А.Михайлова,- М.:Просвещение, 1990 г.

7. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада», Т.М.Бондаренко,-Воронеж, 2007 г.

Данная рабочая программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 72 учебных часа (согласно календарному учебному графику). Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 2 раз в неделю в первой половине дня, продолжительностью 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённые темы.
  • Фронтальные формы работы: речевая гимнастика; речевые игры, упражнения и задания; игротека; речевые минутки; разучивание стихов, потешек, скороговорок.
  • Интеллектуальные досуги.
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.
  • Подгрупповая и индивидуальная работа.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений направлена на реализацию содержания образовательной области «Познание» и учитывает следующее:

  • познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
  • для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры, как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей формирования основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира, развитие их способностей посредством решения как общих,  так и основных задач психолого-педагогической работы:

  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В соответствии с целью и основными задачами психолого-педагогической работы по образовательной области, в рабочей программе сформулированы следующие задачи:

  • систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по каким-либо двум основаниям (например, по высоте, и по форме); сравнивать группы объектов по разным основаниям, объединять объекты в общую группу и выделять в группе объектов подгруппы; анализировать расположение групп объектов на плоскости с соответствующими словесными обозначениями и отдельных объектов в пространстве; развивать представление об осевой и центральной симметрии в расположении объектов;
  • продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования с различными объектами, находящимися в разных агрегатных состояниях; создавать условия для развития  детского экспериментирования; использовать графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования; изображать предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений;
  • продолжать развивать наглядно-образное мышление: решать задачи в наглядном плане, совершать преобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу; строить и применять наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях; передавать основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели; делать выводы на основе анализа модели; развивать предвосхищающие представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования; прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; сравнивать с изменениями, происходящими на этой стадии с другими объектами; развивать обобщения, устанавливать причинные зависимости; классифицировать один и тот же набор предметов по разным основаниям.

Новизна данной рабочей программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.

В программе также представлены: 

  • новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
  • единое творческое пространство – комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 

Обновление содержания рабочей программы связано с тем, что в основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, поэтому темы непосредственно образовательной деятельности подобраны с учетом примерного календаря праздников, событий; предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, что отражено в календарно-тематическом планировании к рабочей программе (раздел «Сопутствующие формы работы»).

Содержание рабочей программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямала – Ненецкого автономного округа.

  • окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (День города, День оленевода,  Праздник весны и труда, День матери и др.);
  • наиболее «важным» профессиям (нефтяник, газовик, воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Целью реализации национально-регионального компонента является формирование толерантного отношения к людям другой национальности, раскрытие мира национальных культур, расширение у детей представлений об образе жизни людей, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Работа направлена на решение задач:

  • продолжать знакомить с животными, обитающими на Ямале (звери: горностай, песец, тюлень, морж, бурундук; птицы: кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан; рыбы: ерш, окунь, щука, язь; рептилии: змея, живородящая ящерица, лягушка);
  • учить различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам (деревья: ель, сосна, кедр, осина, береза; кустарники: багульник, карликовая береза, ива; травянистые растения: пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма; ягоды: черника, голубика, брусника, клюква, морошка; грибы: сыроежки, подберезовик, боровик, маховик);
  • формировать представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам;
  • обогащать представления детей о природных богатствах Ямала и их значении в жизни людей;
  • закреплять представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.

В рабочей программе учитывается компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: в каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.

В подготовительной к школе группе основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является фронтальная с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей, предусмотрено также проведение подгрупповых занятий (работа над проектами), индивидуальная работа. 

Особенности организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений»

Формы работы

Средства, методы и приемы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Создание коллекций

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Конструирование

Экспериментирование

Развивающие игры

Наблюдение

Проблемные ситуации

Рассказ

Беседа

  • организация практической деятельности детей с предметами и материалами (обследование и сравнение);
  • продуктивные виды деятельности,
  • экспериментирование с различными предметами и материалами;
  • игра во всех ее проявлениях и видах;
  • проектный метод для ознакомления со свойствами и качествами разных предметов;
  • создание условий для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира;
  • целевые прогулки, экскурсии в природу;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе;
  • экологические игры;
  • использование различных календарей, моделей;
  • рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
  • знакомство с фотографиями и видеоматериалами;
  • привлечение детей к сбору и составлению коллекций семян, камней, осенних листьев;
  • изготовление поделок из природных материалов.

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

Структура каждой непосредственно образовательной деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая непосредственно образовательная деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной непосредственно образовательной деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности).  В структуре каждой непосредственно образовательной деятельности предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:

Образовательная область

Интеграция

«Коммуникация»

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми

«Чтение художественной

литературы»

использование художественных произведений для формирования целостной картины мира

«Здоровье»

расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

«Социализация»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

«Труд»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

«Безопасность»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

«Музыка» и

«Художественное творчество»  

расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства; использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания образовательного компонента

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития воспитанников, с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также необходимостью реализации национально-регионального компонента и компонента ДОУ.

В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников умений и навыков (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями), интегративных качеств, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (диагностика) проводится 1 раз в год (май) с использованием низкоформализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.

Требования

к результатам освоения образовательного компонента

«Формирование элементарных математических представлений»

 образовательной области «Познание»

воспитанниками подготовительной к школе группы

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Самостоятельно расширяет представления о сохранении здоровья. Имеет представления о занятиях спортом, правильном питании, режиме, культурно-гигиенических навыках и культуре питания. Владеет правилами поведения в быту, природе, на улице и в транспорте, раскрывающими безопасность жизнедеятельности, представлениями о действиях при возникновении ситуаций, опасных для своих жизни и здоровья.

2. Любознательный,

активный

Познавательная активность ярко проявляется как в совместной деятельности со взрослым, так в самостоятельной деятельности ребёнка. Четко прослеживаются познавательные интересы и предпочтения. Устойчивая любознательность проявляется в углублённом исследовании не только нового, но и уже известного.

Задаёт вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «Давайте попробуем узнать…», «Предлагаю провести опыт». В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, даёт советы. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.

3. Эмоционально

отзывчивый

Активно проявляет положительные эмоции от сотрудничества в познавательно-исследовательской деятельности. Испытывает удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной познавательной деятельности, умеет контролировать отрицательные проявления эмоций. Способен радоваться успехам сверстников.

4. Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Проявляет умение обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач. Умеет сотрудничать на познавательном содержании. Охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми. Расширяет собственные познавательные интересы и потребности за счёт познавательных вопросов.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения

Проявляет умения обсуждать построение поисковой или исследовательской деятельности, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач. Умеет сотрудничать на познавательном содержании. Охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми. Расширяет собственные познавательные интересы и потребности за счёт познавательных вопросов.

6. Способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения.

Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач. Расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности. Выявляет и анализирует соотношение цели, процесса и результата. Решает задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию. Устанавливает причинные зависимости на основе имеющихся представлений, классифицирует предметы по разным основаниям. Благодаря сформированному кругозору ставит интеллектуальные задачи по преобразованию объектов окружающего мира.

7. Имеющий первичные

представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Кругозор представлен в других образовательных областях и отражает различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе имеет представления о достижениях науки и техники, об изобретениях человечества, их использовании в современном мире.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками учебной деятельности.

Использует вариативные способы выполнения интеллектуальной задачи. В процессе усвоения познавательной информации широко использует способы организованной и самостоятельной познавательной деятельности. Усиливается возможность восприятия и переработки информации посредством слова.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и навыками

Использует в разных видах деятельности представления о предметах, явлениях и событиях, как ближайшего окружения, так и выходящих за пределы непосредственного восприятия;

устанавливает элементарные связи и зависимости с опорой на имеющиеся представления; выделяет основания для классификации;

высказывается об индивидуальных познавательных предпочтениях, потребностях и интересах;

использует различные источники информации (человек, познавательная литература, журналы, кино- и видеопродукция, компьютер и пр.).

Тематический план по образовательному компоненту

 «Формирование элементарных математических представлений»  

образовательной области «Познание»

в подготовительной к школе группе

№ недели

Тема

непосредственно образовательной

деятельности

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том

числе

практической

1, 2, 35, 58, 64, 67 68, 69, 72

Повторение

11

11

3, 4, 70, 71

Диагностика

4

4

5, 11, 31

Геометрические фигуры

3

3

6, 29

Величина

2

2

7, 25, 40, 60, 61, 63

Ориентировка в пространстве

6

6

8

Знакомство с тетрадью

1

1

9

Знаки «равенство», «неравенство»

1

1

10, 24

Многоугольник

2

2

12

Быстро, медленно

1

1

13

Состав числа три

1

1

14, 19, 23, 33, 51, 56, 59, 62, 65

Измерение

9

9

15, 18

Деньги

2

2

16

Состав числа четыре

1

1

17

Тетрадь

1

1

20

Состав числа пять

1

1

21

Далеко, близко

1

1

22

Состав числа шесть

1

1

26

Знак «плюс»

1

1

27

Состав числа семь

1

1

28

Знак «минус»

1

1

30

Состав числа восемь

1

1

32

Состав числа девять

1

1

34

Состав числа десять

1

1

36

Второй десяток

1

1

37

Счёт до двадцати

1

1

38

Часы

1

1

39

Время

1

1

41

Ориентировка во времени

1

1

42

Год

1

1

43

Получас

1

1

44

История часов

1

1

45

Задачи

1

1

46, 49, 52, 66

Решение задач

4

4

47

Счёт двойками

1

1

48

Часы в быту

1

1

50

Деление на равные части

1

1

53

Сантиметр

1

1

54

Счёт тройками

1

1

55

Чётные, нечётные числа

1

1

57

Отрезок

1

1

Итого

72

72

Содержание программы по освоению образовательного компонента «развитие элементарных математических представлений»  образовательной области «Познание»

Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
- Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Развитие представлений о величине:
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Способы проверки усвоения образовательного компонента «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание»

В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий

Кроме этого, в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, педагоги целенаправленно наблюдают за поведением и деятельностью детей, с целью определения уровня сформированности следующих интегративных качеств:

  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),  адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Характеристики интегративных качеств приведены в соответствующих таблицах общего мониторинга. Оценка результатов данных наблюдений проводится один раз в год (в конце учебного года) и является составляющей результатов наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и пр.

Одной из форм подведения итогов реализации данной рабочей программы является проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество». Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни. Москва, 1997.
  2. Новикова В.П. «Математика в детском саду: конспекты занятий (6-7 лет)». Москва, 2005г.
  3. Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику»: методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет. Москва, 2005 г.
  4. Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников». Книга для воспитателя д/с. Москва, 1992 г.  
  5. Михайлова З.А «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Москва, 1990 г.  
  6. Волина В.В. «Праздник числа». Москва, 1996 г.
  7. Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» (рабочая тетрадь). Москва, 2006г


Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Развитие элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе

Месяц

Планируемая  дата

Фактическая   дата

Тема НОД

Содержание

Компонент ДОУ

Материал

Опорные слова, выражения

Количество и счёт

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве и времени

сентябрь

1

Повторение

Упражнять в счёте в пределах 10, учить сравнивать две группы предметов.

Учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа

Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»

Педагогу: цифры

Детям: «Математический набор», лист бумаги, карандаш

2

Повторение

Круг, квадрат, прямоугольник,  овал, треугольник

Учить сравнивать два предмета по величине с помощью условной мерки

Закрепить названия геометрических фигур

Физминутка «Листья»

Детям: геометрические фигуры, игрушки разной величины, мерка

3

Повторение

Выявить знания умений счёта, знания цифр, знания о количественном составе числа, умения соотносить количество предметов с цифрой, умения увеличивать и уменьшать число на единицу, умения решать задачи на сложение и вычитание

Выявить умения измерять с помощью линейки, умения считать по заданной мере

Выявить знания о геометрических фигурах

Выявить умения ориентироваться в пространстве, знания о днях недели и месяцах

Физминутка «Ветер тихо клён качает»

Педагогу: набор цифр, игрушечные овощи, «Математический набор», лист бумаги с начерченным отрезком длиной 5 см, линейка, миска с крупой, чайная ложка, набор геометрических фигур разной величины и формы

4

Повторение

Выявить знания умений счёта, знания цифр, знания о количественном составе числа, умения соотносить количество предметов с цифрой, умения увеличивать и уменьшать число на единицу, умения решать задачи на сложение и вычитание

Выявить умения измерять с помощью линейки, умения считать по заданной мере

Выявить знания о геометрических фигурах

Выявить умения ориентироваться в пространстве, знания о днях недели и месяцах

Пальчиковая игра «На берёзе, на осине…»

Педагогу: набор цифр, игрушечные овощи, «Математический набор», лист бумаги с начерченным отрезком длиной 5 см, линейка, миска с крупой, чайная ложка, набор геометрических фигур разной величины и формы

5

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры

Упражнять в счёте в пределах 10

Учить классифицировать предметы по величине, форме, цвету

Закрепить названия геометрических фигур

Физминутка «Ветер»

Педагогу: мяч

Детям: набор геометрических фигур

6

Величина

Короткий, длиннее, самый длинный, тяжёлый, легче, самый лёгкий

Упражнять в счёте в пределах 10, учить отсчитывать по предложенной цифре, упражнять в счёте на ощупь

Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по  признаку величины

Игра  «Назови скорей»

Педагогу: обручи, фишки, шарик

Детям: «Математический набор», «Чудесный мешочек»

7

Ориентировка в пространстве

Впереди, позади, слева, справа

Учить составлять фигуру из восьми треугольников

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, закрепить названия дней недели

Игра  «Найди своё место»

Педагогу: 2-3 набора цифр от 1 до 7

Детям: по 8 треугольников, сделанных из бумажного квадрата

8

Знакомство с тетрадью

Знаки «больше», «меньше», тетрадь

Упражнять в счёте в пределах 10, учить соотносить цифру с количеством

Познакомить детей с тетрадью, её назначением

Игра  «Найди себе пару»

Педагогу: 10 красных и синих кружков, цифры и числовые карточки в пределах 10

Детям: «Математический набор», знаки «больше», «меньше», тетрадь, карандаши

октябрь

9

Знаки «равенство», «неравенство»

Равенство, неравенство

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, учить называть «соседей» данного числа, познакомить со знаками «равенство», «неравенство»

Закрепить временные представления

Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»

Педагогу: куб с нарисованными на гранях цифрами, знаки, мяч, 10 квадратов двух цветов

Детям: «Математический набор», знаки

10

Многоугольник

Многоугольник, стороны, вершины, углы

Упражнять в счёте в пределах 10

Познакомить детей с многоугольником, его признаками

Физминутка «В лесу»

Педагогу: пятиугольник, обручи, цифры, фишки, два набора геометрических фигур

Детям: набор геометрических фигур, две карточки, на которых в различном порядке расположены геометрические фигуры

11

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры

Продолжать учить понимать количес-твенные отношения между числами в пределах 10, учить увеличивать и уменьшать число на единицу, упражнять в счёте на ощупь

Познакомить детей со способами рисования многоугольника в тетради

Физминутка «Урожай»

Педагогу: цифры, знаки, карточки с кружками, обруч

Детям: «Математический набор», счётные палочки

12

Быстро, медленно

Быстро, медленно

Упражнять в счёте в пределах 10, закрепить понятия «быстрее», «медленнее»

Учить составлять фигуру из восьми треугольников, закрепить названия геометрических фигур

Закрепить названия времён года и месяцев

Пальчиковая игра «Овощи»

Педагогу: предметы одного цвета, формы, величины

Детям: квадрат, разрезанный на восемь одинаковых треугольников

13

Состав числа три

Состав числа

Познакомить с соста-вом числа три, учить составлять число три из двух меньших чисел, упражнять в счёте по осязанию

Закрепить временные представления

Пальчиковая игра «Орех»

Педагогу: пять обручей, набор цифр, набор кружков двух цветов

Детям: «Математический набор»

14

Измерение

Измерение

Продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков

Учить измерять с помощью условной меры длину предмета, учить показывать 1/5, 2/5 и т.д., учить классифицировать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету

Пальчиковая игра «Орех»

Педагогу: цифры, группы игрушек, карточки с кружками, набор геометрических фигур

Детям: «Математический набор», полоска 15*2 см, мерка 3*2 см, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуре

15

Деньги

Деньги, рубль, монета, копейка

Познакомить детей с деньгами, их предназначением

Упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий, упражнять детей в ориентировке в пространстве

Физминутка  «Зайчата»

Педагогу: монеты и купюры, простые предметы, с которыми часто сталкиваются дети

Детям: тетрадь, карандаш, насадка на карандаш

16

Состав числа четыре

Состав числа

Учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел, упражнять в прямом и обратном счёте

Учить составлять фигуры из счётных палочек, а затем преобразовывать их

Физминутка «Капля»

Педагогу: синие и жёлтые квадраты, куб с цифрами на гранях, мелкий счётный материал

Детям: «Математический набор», красные и жёлтые кружки, счётные палочки

17

Тетрадь

Сверху вниз, слева направо

Упражнять в увеличении  и уменьшении числа на один

Закрепить знания о квадрате и прямоугольнике, учить обводить модели этих фигур и заштриховывать полученные контурные рисунки

Упражнять в проведении линии в направлении сверху вниз и слева направо

Физминутка «Зарядка бельчат»

Педагогу: числовые фигуры с количеством кружков от 5 до 8, модели прямоугольника и квадрата, доска, на которой проведена горизонтальная линия

Детям: модели квадрата и прямоугольника, карандаш, тетрадь

18

Деньги

Рубль, монета

Провести беседу на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра», упражнять в счёте в пределах 10

Учить составлять предмет из восьми треугольников

Физминутка «Отдых»

Педагогу: монеты, купюры, два куба с цифрами на гранях (1-6, 5-10)

Детям: по одной карточке с кружками, по восемь треугольников, сделанных из квадрата

ноябрь

19

Измерение

Мера

Упражнять в прямом и обратном счёте, упражнять в счёте на слух

Упражнять детей в измерении с помощью условной меры

Пальчиковая игра «Мои пальчики»

Педагогу: мяч, карточки с пятью по-разному расположенными геометрическими фигурами

Детям: по одной карточке с геометрическими фигурами, картинки, на которой нарисована наклонная лестница, мерка, карандаш, фишки

20

Состав числа пять

Состав числа пять

Познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел, упражнять в счёте в пределах 10, учить считать по заданной мере

Учить называть дни недели с любого дня

Физминутка «Колокольчики»

Педагогу: два комплекта цифр, пять фишек, восемь кружков одной величины

Детям: «Математический набор», жёлтые и красные квадраты в количестве 20 штук

21

Далеко, близко

Далеко, близко

Упражнять в счёте на слух

Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг к другу

 Упражнять в ориентировке в пространстве, закрепить знания детьми своего адреса

Физминутка «Мы топаем ногами»

Педагогу: два листа ватмана, на которых нарисованы перекрёсток дорог с двигающимися машинами, колокольчик

Детям: по восемь равнобедренных треугольников, клей, кисточки

22

Состав числа шесть

Состав числа шесть

Познакомить детей с составом числа шесть из двух меньших чисел, упражнять в сравнении чисел

Упражнять в сравнении предметов по длине и толщине

Упражнять в ориентировке на плоскости листа

Игра «Бывает, не бывает»

Педагогу: два комплекта цифр, шесть фишек, восемь кружков одной величины

Детям: «Математический набор», листы бумаги, геометрические фигуры

23

Измерение

Измерение

Упражнять в счёте в пределах 10, учить называть «соседей» названных чисел, различать и показывать цифры по порядку, учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре

Учить измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки

Физминутка «Рожки»

Педагогу: две миски, в одну из которых насыпано три чашки риса, мерки: чашка, стаканчик, два комплекта цифр разного цвета

Детям: «Математический набор», набор геометрических фигур

24

Многоугольник

Многоугольник

Упражнять в счёте в пределах 10

Учить составлять геометрическую фигуру из счётных палочек, закрепить знания о геометрических фигурах

Пальчиковая игра «Моя семья»

Педагогу: набор геометрических фигур, фишки

Детям: «Математический набор», счётные палочки

25

Ориентировка в пространстве

Упражнять в определении количества групп и количества предметов в группах

Учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки

Уточнить представления об овале

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги

Физминутка «Ветер»

Педагогу: девять матрёшек, модели квадрата, прямоугольника, круга, овала, доска, разлинованная в клетку

Детям: тетради в клетку, простые и цветные карандаши

26

Знак «плюс»

Плюс, прибавить

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу, познакомить со знаком «плюс», учить называть «соседей» данного числа, упражнять в составе числа шесть

Учить ориентироваться на листе бумаги

Физминутка «Любопытная Варвара»

Педагогу: цифры, знаки, числовые карточки с кружками

Детям: «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь в клетку

декабрь

27

Состав числа семь

Состав числа семь

Учить составлять число семь из двух меньших чисел, упражнять в составлении числа семь из единиц, продолжать увеличивать числа в пределах 10 на единицу

Закрепить названия дней недели

Пальчиковая игра «Десять тонких пальцев»

Педагогу: цифры, фишки

Детям: «Математический набор», цветные карандаши

28

Знак «минус»

Уменьшить, минус

Продолжать уменьшать числа на единицу в пределах 10, познакомит со знаком «минус»

Продолжать учить измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры, понимать, что от этого зависит результат измерения

Физминутка «Снежная баба»

Педагогу: набор цифр, знак «минус», мяч

Детям: мисочка с пятью ложками риса, пустая миска, ложка, фишки, «Математический набор», волчок

29

Величина

Величина

Упражнять в счёте групп предметов, учить изменять количество групп и количество предметов в каждой из них

Закрепить представления о величине предметов, продолжать учить находить сходство предметов по признаку величины

Пальчиковая игра «Лыжники»

Педагогу: набор геометрических фигур, фишки

Детям: наборы геометрических фигур

30

Состав числа восемь

Состав числа восемь

Учить составлять число восемь из двух меньших чисел, учить называть «соседей» данного числа

Упражнять в ориентировке в пространстве, при определении положения предмета пользоваться словами «слева»,«справа», «впереди», «сзади»

Физминутка «Снегири»

Педагогу: цифры

Детям: бумажные треугольники двух цветов, «Математический набор»

31

Геометрические фигуры

Многоугольник

Упражнять в счёте в пределах 10, учить пользоваться цифрами и знаками

Учить составлять геометрическую фигуру из счётных палочек. Закрепить названия геометрических фигур

Физминутка «Весёлый Новый год»

Детям: «Математический набор», счётные палочки, геометрические фигуры

32

Состав числа девять

Состав числа девять

Учить составлять число девять из двух меньших чисел, упражнять в счёте по составленной мере

Закрепить названия дней недели, месяцев

Физминутка «Весёлый Новый год»

Педагогу: мяч, фишки, кружки с цифрами

Детям: «Математический набор»

33

Измерение

Мерка

Учить составлять число десять из двух меньших чисел

Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости

Закрепить временные представления

Физминутка «Снежная баба»

Педагогу: банка, в которую налито три стакана воды, маленькая чашка, фишки, пустая банка, комплект цифр

Детям: «Математический набор»

34

Состав числа десять

Состав числа десять

Учить составлять число десять из двух меньших чисел, учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку

Упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги

Пальчиковая игра «Лыжники»

Педагогу: цифры, мяч

Детям: «Математический набор», тетрадь, цветные карандаши

январь

35

Повторение

Упражнять в счёте в пределах 10, учить увеличивать и уменьшать число на единицу

Учить измерять с помощью условной мерки длину, ширину и высоту предмета

Учить составлять геометрические фигуры из счётных палочек

Упражнять в ориентировке на листе бумаги

Физминутка «Цветочки»

Педагогу: комплект цифр, геометрические фигуры, карточка для графического диктанта

Детям: «Математический набор», кубики, параллелепипед, мерка, фишки, тетрадь в клетку, карандаш

36

Второй десяток

Двадцать

Познакомить с составом и образованием каждого из чисел второго десятка, учить считать в пределах 20

Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция

Пальчиковая игра «Ладонь– кулак»

Педагогу: счётные палочки, набор цифр,

Детям: «Математический набор», счётные палочки

37

Счёт до двадцати

Два десятка

Продолжать учить считать до 20, знакомить с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка

Физминутка «Девочки и мальчики»

Педагогу: цифры, счётные палочки,

Детям: «Математический набор», счётные палочки, резинка

38

Часы

Часы

Упражнять в счёте в пределах 20

Познакомить с часами, их назначением, упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: впереди, позади, рядом и т.д.

Физминутка «Тик-так»

Педагогу: картинки с изображением разных часов (настенных, напольных, наручных, каминных), макет часов с движущимися стрелками, мяч

Детям: макет часов с движущимися стрелками

февраль

39

Время

Время

Упражнять в счёте в пределах 20. упражнять в составлении десятка из двух меньших чисел

Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа

Физминутка «Шофёр»

Педагогу: палочки, цифры, игра «Подбери пару»

Детям: «Математический набор», счётные палочки

40

Ориентировка в пространстве

Справа, слева, вверху, внизу

Упражнять в счёте в пределах 20

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова «сколько»,«слева»,«справа»,«вверху», «внизу», закрепить названия месяцев

Пальчиковая игра «Зебра»

Педагогу: цифры, обруч

Детям: фишки, на каждую пару детей две одинаковые книги или иллюстрации

41

Ориентировка во времени

Год, месяц

Учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников

Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева»,«справа», «между»,«вверху»,«внизу», закрепить названия месяцев, объяснить, что 12 месяцев составляют год

Физминутка «Посуда»

Педагогу: лист ватмана, на котором нарисована ёлка

Детям: по восемь равнобедренных треугольников, клей

42

Год

Год

Продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц

Уточнить знания детей о годе, сформировать представления о необратимости времени, уточнить знания детей о календаре

Пальчиковая игра «Тесто»

Педагогу: разные календари, цифры, счётные палочки

Детям: «Математический набор», счётные палочки, карманный календарь

43

Получас

Получас

Закрепить названия геометрических фигур: трапеция, ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник

Учить определять время по часам с точностью до получаса, упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить словесно обозначать местоположение предмета

Физминутка «Оловянный солдатик»

Педагогу: макет часов с движущимися стрелками

Детям: макет часов, лист бумаги и по семь геометрических фигур разного цвета и величины

44

История часов

Часы

Упражнять в счёте в пределах 20, упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу

Познакомить с историей изобретения часов, учить определять время по часам

Физминутка «Часы»

Педагогу: иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, часы-свеча, песочные, часы-цветы), мяч, часы

Детям: часы с движущимися стрелками

45

Задачи

Задача

Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе, учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»

Закрепить названия месяцев

Пальчиковая игра «Силачи»

Педагогу: цифры, знаки, семь машинок и шесть собачек

Детям: «Математический набор»

46

Решение задач

Стало, осталось

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу, упражнять в счёте по осязанию

Закрепить названия геометрических фигур

Физминутка «Стойкий солдатик»

Педагогу: цифры, обручи, фишки, игрушки для решения задач

Детям: «Математический набор», по одному яблоку, сшитому из ткани, внутри которого по несколько фасолин

март

47

Счёт двойками

Счёт двойками

Учить считать двойками, учить называть общее количество предметов в группах

Закрепить названия геометрических фигур

Закрепить названия месяцев

Пальчиковая игра «Одуванчик»

Педагогу: геометрические фигуры, карточки с геометрическими фигурами, цифры

Детям: «Математический набор», геометричес-кие фигуры

48

Часы в быту

Циферблат, стрелки

Упражнять в счёте двойками, учить соотносить число с цифрой

Учить находить сходство и различие между предметами

Учить определять время по часам

Физминутка «Весна»

Педагогу: цифры, обручи, лист ватмана, разделённый по горизонтали на три части, 30 кубиков,

Детям: по одному рисунку, на котором изображены электроприборы с часами, клей

49

Решение задач

Условие, вопрос

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, познакомить со структурой задачи, упражнять в счёте в пределах 20, учить называть «соседей» названного числа

Пальчиковая игра «Пальчики кивают»

Педагогу: мяч, семь яблок на тарелке, восемь чашек

Детям: «Математический набор», счётные палочки

50

Деление на равные части

Часть

Упражнять в делении предмета на восемь равных частей путём складывания по диагонали, учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8, упражнять в счёте в пределах 20

Учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников

Упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова «между», «рядом», «сбоку»

Физминутка «Тук, тук, тук…»

Педагогу: лист ватмана, на котором нарисованы две полоски, на которые дети будут наклеивать свои предметы

Детям: по одному квадрату разных цветов и размеров, клей, ножницы

51

Измерение

Померить

Упражнять в счёте двойками, развивать наблюдательность, внимание, упражнять в счёте в пределах 20

Упражнять в измерении длины разными мерками

Физминутка «Зайчата»

Детям: счётные палочки, полоски одинаковой длины, по две мерки на каждую пару детей, ножницы, карандаш, фишки

52

Решение задач

Сложение, вычитание

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки, упражнять в счёте в пределах 20, учить увеличивать и уменьшать число на единицу

Закрепить названия дней недели

Пальчиковая игра «Дикие животные»

Педагогу: мяч, числовые карточки с кружками от 1 до 7

Детям: «Математический набор»

53

Сантиметр

Сантиметр, линейка

Упражнять в счёте в пределах 20, упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел

Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки, познакомить с единицей измерения – сантиметром, познакомить с линейкой и её назначением

Физминутка «Капля»

Педагогу: набор цифр, два комплекта карточек с кружками

Детям: полоска длиной 10*1 см, мерка – 1*1 см, карандаш, фишки, линейка

54

Счёт тройками

Три, шесть, девять

Учить считать тройками, учить называть общее количество предметов в группе

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам

Физминутка «Капля»

Педагогу: мяч, цифры

Детям: счётные палочки, геометрические фигуры

апрель

55

Чётные, нечётные числа

Чётные, нечётные

Познакомит с чётными и нечётными числами

Закрепить названия геометрических фигур

Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева»,«справа», «вдали»,«вблизи»,«рядом»,«около»

Пальчиковая игра «Ёжики»

Детям: «Математический набор»

56

Измерение

Линейка

Упражнять в счёте, развивать внимание, наблюдательность, учить различать чётные и нечётные числа

Упражнять в измерении длины с помощью линейки

Физминутка «Пила»

Педагогу: числа от 1 до 20

Детям: тетрадь в клетку, линейка, карандаш

57

Отрезок

Отрезок

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру, упражнять в счёте тройками

Учить чертить отрезки и измерять их

Пальчиковая игра «Скомкай полиэтилен»

Педагогу: мяч, цифры

Детям: «Математический набор», тетрадь, карандаш, линейка

58

Повторение

Отрезок

Упражнять в счёте в пределах 20, учить понимать, что числа от 11 до 20 состоят из одного десятка и разного количества единиц, учить понимать количественные отношения между числами в пределах 20, пользоваться знаками «равно», «больше», «меньше»

Упражнять в ориентировке в пространстве, учить чертить отрезок определённой длины

Упражнение на дыхание «Ныряльщики»

Педагогу: десять бумажных яблок одного размера, пять половинок яблок такого же размера, счётные палочки

Детям: «Математический набор», карандаш, линейка, тетрадь, счётные палочки

59

Измерение

Мерка

Учить составлять и решать простые арифметические задачи по числовому примеру, упражнять в счёте

Упражнять в измерении жидкости с помощью составной меры

Пальчиковая игра «Земля»

Педагогу: цифры, знаки, четыре стакана и две банки. Кувшин с водой, песочные часы

Детям: «Математический набор», по толстому шнурку длиной

40 см

60

Ориентировка в пространстве

Страница, клетка

Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел. Закрепить знание чётных и нечётных чисел

Учить из треугольников образовывать новые многоугольники

Продолжать учить ориентироваться на тетрадной странице

Физминутка «Мотылёк»

Педагогу: цифры, мелкие предметы

Детям: тетрадь, карандаш, набор геометрических фигур

61

Ориентировка в пространстве

Слева, справа, вверху, внизу

Упражнять в счёте в пределах 20, учить называть предыдущее и последующее числа

Продолжать учить ориентировываться на странице тетради, учить перерисовывать рисунок, рассказывая при этом, в каком направлении необходимо двигаться при рисовании, упражнять в названии дней недели

Пальчиковая игра «Музыканты комары»

Педагогу: мяч, карточки с кружками от 1 до 7

Детям: «Математический набор», карандаш, тетрадь

62

Измерение

Литр, пол-литра

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 20. упражнять в составлении числа из двух меньших чисел

Упражнять в измерении жидкости, дать понятие «литр», «пол-литра»

Подвижная игра «Ручеёк»

Педагогу: две пол-литровые банки и одна литровая, кувшин с водой, карточки с кружками от 1 до 10, 15 цветов в вазе с водой

Детям: «Математический набор»

63

Ориентировка в пространстве

Вниз, вверх

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 20

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить выполнять задания под диктовку

Пальчиковая игра «На базаре»

Педагогу: цифры от 1 до 20, знаки

Детям: «Математический набор», тетрадь, карандаш

64

Повторение

Чётные, нечётные

Упражнять в счёте в пределах 20, закрепить знания о чётных и нечётных числах

Упражнять в составлении фигуры из восьми треугольников

Закрепить названия месяцев

Физминутка «Оловянный солдатик»

Педагогу: два листа ватмана, на которых посередине нарисована дорога, мяч, числа от 1 до 20

Детям: по восемь треугольников, вырезанных из квадрата, клей

май

65

Измерение

Измерение

Упражнять в увеличении числа на единицу в пределах 20, упражнять в счёте по заданной мере

Упражнять в ориентировке в пространстве, учить читать диктант по готовому рисунку, продолжать закреплять временные представления

Пальчиковая игра «Силачи»

Педагогу: мяч, три обруча, яблоки, вырезанные из бумаги

Детям: тетрадь в клетку, карандаш, карточка, на которой по  клеточкам нарисована бабочка

66

Решение задач

Условие, вопрос, решение, ответ

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20, развивать внимание

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», «под», «за»

Упражнение на дыхание «Подуй на бабочку»

Детям: карточка, на которой по-разному расположены шесть рисунков на один сюжет, фишки

67

Повторение

Увеличить, уменьшить

Упражнять в счёте в пределах 20, учить увеличивать и уменьшать число на единицу

Учить составлять фигуру из счётных палочек, закрепить названия геометрических фигур

Подвижная игра «Посмотри и повтори»

Педагогу: мяч

Детям: 20 геометрических фигур, счётные палочки

68

Повторение

Похожи, непохожи

Продолжать учить определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись», при помощи знаков и цифр, упражнять в счёте по осязанию

Закрепить названия геометрических фигур

Закрепить названия дней недели

Подвижная игра «Найди фигуру»

Педагогу: комплект карточек с кружками, комплект карточек с цифрами, обручи

Детям: «Математический набор», набор геометрических фигур разного цвета и величины

69

Повторение

Отрезок

Учить определять числа, предыдущее и последующее названному числу

Закрепить названия геометрических фигур

Учить чертить отрезки заданной длины

Физминутка «Облако»

Педагогу: мяч, 3-4 обруча, геометрические фигуры

Детям: геометрические фигуры, тетрадь, карандаш, линейка

70

Диагностика

Выявить знания умений счёта, знания цифр, знания о количественном составе числа, умения соотносить количество предметов с цифрой, умения увеличивать и уменьшать число на единицу, умения решать задачи на сложение и вычитание

Выявить умения измерять с помощью линейки, умения считать по заданной мере

Выявить знания о геометрических фигурах

Выявить умения ориентироваться в пространстве, знания о днях недели и месяцах

Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю…»

Педагогу: набор цифр, игрушечные овощи, «Математический набор», лист бумаги с начерченным отрезком дли-ной 5 см, линейка, миска с крупой, чайная ложка, набор геометрических фигур разной величины и формы

71

Диагностика

Выявить знания умений счёта, знания цифр, знания о количественном составе числа, умения соотносить количество предметов с цифрой, умения увеличивать и уменьшать число на единицу, умения решать задачи на сложение и вычитание

Выявить умения измерять с помощью линейки, умения считать по заданной мере

Выявить знания о геометрических фигурах

Выявить умения ориентироваться в пространстве, знания о днях недели и месяцах

Физминутка «На лужайке»

Педагогу: набор цифр, игрушечные овощи, «Математический набор», лист бумаги с начерченным отрезком длиной 5 см, линейка, миска с крупой, чайная ложка, набор геометрических фигур разной величины и формы

72

Повторение

Продолжать учить определять количественные отношения между предметами в пределах 20

Закрепить названия геометрических фигур, продолжать учить составлять рисунок из геометрических фигур

Продолжать учить «писать» графический диктант

Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю…»

Педагогу: цифры, геометрические фигуры

Детям: «Математический набор», тетрадь. карандаш


Приложение 1.

Методика определения уровня достижения детьми планируемых результатов

образовательного компонента «Развитие элементарных математических представлений»

образовательной области «Познание»

     

Задание № 1  «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»

1 часть Цель. Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.

Материал.

Демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (пуговицы), фишки – награда.

Раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.

Инструкция к проведению.

Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.

 Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2-х меньших.

Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.

Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.

        Задание № 2

        1 часть. Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.

        Материал.

        Демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.

        Раздаточный: карточки с цифрами до десяти.

Инструкция к проведению.

Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.

  1. Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.
  2. Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.
  3. Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
  4. Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.
  5. Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.
  6. Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.
  7. Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.
  8. Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)
  9. Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.
  10. Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.

Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.

Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.

Задание № 3 «Придумай и реши задачу»

2 часть Цель. Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Материал «Математический набор».

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.

Оценка.

Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.

Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)

Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.

Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.

Задание № 4

Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Материал: готовый графический план групповой комнаты.

Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.

1. Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.

2. Воспитатель предлагает два типа задач:

а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например кровать ребенка, стол);

б) найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).

Детям говорится: а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой». б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предмет, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.

Оценка.

Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.

Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.

Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).

Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.

Задание № 5

 Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.        

Материал: мяч.

Инструкция к проведению. Дети встают в круг.

1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).

2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий  между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.

Оценка.

Показатель – количество правильных ответов.        

Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.

Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.

Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.

Задание № 6

Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Оценка.

Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.

Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.

Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.

Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.

Задание  № 7 «Найди сосуд с живой водой»

Цель. Выявление умений измерять пользоваться меркой.

Материал. На каждого ребенка один широкий сосуд в нем 5 стаканов воды (5 мерок) и один узкий сосуд в нем  4 стакана воды (4 мерки), счетный материал, мерка-стакан (из набора кукольной посуды), баночка.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям найти сосуд с живой водой.

Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Определи где этот сосуд (ребенок пользуется мерным стаканчиком, счетным материалом).

Оценка.

Высокий уровень – дети самостоятельно справляются с заданием.

Средний уровень – при измерении дети нуждаются в помощи взрослого, однако точно могут определить по количеству фишек (модели), в каком сосуде мерок больше.

Низкий уровень -  дети не верно измеряют (получается большее количество мерок или меньшее), не могут определить в каком сосуде больше мерок.

Задание № 8

Цель. Выявление знаний о монетах их набором и разменом.

Материал: набор монет (1,2,5,10 рублей, 1,5,10 копеек), фишки.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям выполнить задания, показать с помощью монет, правильно выполнившим даются фишки.

1) Один набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Подумайте, какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?

2) Школьная ручка стоит 3 рубля. Какими монетами можно за нее заплатить?

3) Открытка стоит 6 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?

4) Как можно разменять 5 рублей? (2 рубля; 5,10 копеек)

Оценка.

Показатель – умение оперировать с монетами.

Высокий уровень – дети, набравшие 6-7 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 4-5 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 3 фишек.


Приложение 2

Протокол определения уровня достижения воспитанниками подготовительной к школе группы планируемых результатов

образовательного компонента «Познавательное развитие» образовательной области «Познание»

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Итого

Есть навыки прямого и обратного счета

Знает  состав чисел до 10, и состав чисел первого пятка из двух меньших, монеты их набор и размен.

Имеет представления о закономерностях образования чисел числового ряда.

Умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и  знаками.

 Делит предметы на несколько равных частей.

Умеет измерять с помощью условных мер.

Умеет сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (с помощью плана) и на плоскости.

Знает название текущего месяца, последовательность всех дней недели, времен года.

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по РЭМП во второй младшей группе на тему: «Весенние хлопоты»

Это занятие в игровой, увлекательной форме легко воспринимается детьми....

Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "

Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...

конспект НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по РЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "МАТЕМАТИКА В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ Шарля Перро"...

Конспект занятия по РЭМП "Число 7.Цифра 7"

Познакомить с числом и цифрой 7;закрепить представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы; закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа;закрепить порядковый счет;закрепить...

Конспект занятия по РЭМП на соответствие занимаемой должности

Конспект занятия по РЭМП на соответствие занимаемой должности вторая младшая группа...

Конспект занятия по РЭМП

Конспект по развитию элементарных математических представлений на умение сравнивать группы предметов методом приложения и наложения, используя, заместители....

Конспект образовательной деятельности по РЭМП "Математическая галактика"

Занятие по математике в подготовительной группе...