Конспект НОД в старшей группе: "Путешествие в город Математики" Январь 2015г
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Чумичева Татьяна Дмитриевна

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по формированию элементарных математических     представлений в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в город Математики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Берёзка»

Ступинского муниципального района

                                   

                               

                                    Конспект

         непосредственной образовательной

                         деятельности детей

по формированию элементарных математических     представлений в старшей группе

компенсирующей направленности

   на тему «Путешествие в город Математики»

    Составила и провела: Чумичева Татьяна   Дмитриевна

воспитатель высшей квалификационной категории.                                                    

                                                                                     

                                                            2014г

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Образовательные задачи. 

- Упражнение в ориентировке в пространстве, закрепление в речи порядковых числительных в пределах десяти в упражнении «Назови соседей»

- Формирование представления о явлении природы – торнадо, знакомство с правилами  безопасного поведения при  приближении смерча.

- Знакомство с новой геометрической фигурой – конусом на примере эксперимента с воронкой.

- Совершенствование навыка выполнения прыжков на носках, приседания без опоры, лёгкого бега в подвижном упражнении «Капли».

-  Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (куб, цилиндр, шар) в упражнении «Построй новый дом».

- Формирование количественного счёта в пределах десяти с участием зрительного анализатора в упражнении «Покорми утят», закрепление в речи количественных числительных, ответов на  вопрос «Сколько всего?», совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.

- Формирование навыков порядкового счета в пределах десяти в пальчиковой гимнастике «Утята»

- Упражнение в соотнесении числа и цифры, работая по схеме в упражнении «Помоги утятам найти свой дом»

- Формирование представлений о временном отрезке – неделя, об очерёдности дней недели в упражнении «Неделя».

- Совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги в графическом упражнении «Лабиринт»

Развивающие  задачи. 

- Развитие  мыслительной и речевой деятельности в игре «Да - нет».

- Развитие координации речи с движением, общих речевых навыков, чувства ритма в подвижном упражнении «Капли».

- Развитие любознательности при проведении эксперимента.

- Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания и восприятия, памяти, творческого воображения, умения работать по заданной схеме в упражнении «Построй новый дом».

- Развитие тонкой моторики, чувства ритма в пальчиковой гимнастике «Утята».

Воспитательные задачи. 

- Воспитание взаимопомощи, навыков сотрудничества.

- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности.

- Воспитание уверенности в себе.

Демонстрационный материал: 

Иллюстрации с изображением торнадо,  объёмные геометрические фигуры, схема сооружения, плоскостные изображения утят и жучков, карточки с цифрами от 1до15.

Раздаточный материал:  

Карточки с цифрами от 1 до 15,  схематичное изображение озера с утятами, схемы лабиринтов, карандаши, ёмкости с речным песком, палочки для размешивания воды, звёздочки и флажки.

Предварительная работа. 

Разучивание текстов подвижного упражнения и пальчиковой гимнастики, знакомство с цифрами от 1-10, конструирование по схемам, знакомство с лабиринтами.

Методы. Игровой, словесный, наглядно-практический, исследовательский.

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей, эксперимент.

Организационный момент:

Подойди ко мне дружок,

Встанем вместе мы в кружок,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие на поезде в город Математики. Приобретайте билеты и занимайте свои места в вагоне. (Воспитатель раздаёт карточки с цифрами от 1-15. Дети находят место с этой цифрой)

 1 часть. Упражнение: «Назови соседей»

Егор,  какое у тебя место? (спросить 3-4 детей) Назовите своих соседей справа или слева от вас (слева от меня стоит Марина), впереди или сзади. Молодцы все правильно.

Поезд отправляется (слышится звук отъезжающего поезда). Можете сдать свои билеты.

И пока мы с вами едем, я хочу проверить вашу смекалку, отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет».

2 часть. Игра: «Да -нет»

- В пустом стакане есть орехи? Снег идёт летом?

-У квадрата есть углы?  Суп едят вилкой?

- Понедельник после вторника? Берлога у медведя на ветке?

- Сейчас зима?   Сегодня пятница?

- На руке семь пальцев?

Приехали, остановка город Математики, все выходите.

Ребята, смотрите, здесь лежит письмо (открывает и читает). «Дорогие друзья, пишут вам жители города Математики. Над нашим городом пронёсся торнадо. Он разрушил всё вокруг. Помогите нам: постройте новое жильё и сделайте доброе дело покормите, пожалуйста, наших уточек на  пруду, а потом покажите им дорогу домой».

3 часть. Эксперимент «Что такое торнадо?»

Ребята, а вы слышали, что такое торнадо? Как вы думаете? (ответы детей)

ТОРНАДО или по другому СМЕРЧ– это вихрь или крутящийся ветер, который образует воронку. Послушайте звуки смерча, они похожи на звуки реактивного самолёта.  А теперь посмотрите на экран (дети слушают звуки смерча, затем рассматривают его на большом экране).

Похожа воронка  иногда на цилиндр или на хобот, а иногда имеет форму конуса (показывает конус). Смерч очень опасен, поэтому от него нужно прятаться. Как вы думаете, где? (в подвале или подземном сооружении, а если вы на улице, то нужно спрятаться подальше от деревьев и зданий, в любой яме, канаве или овраге и плотно прижаться к земле).

Мы с вами тоже можем увидеть воронку. Подойдите к столу по 3 человека около каждой кружки. Посмотрите: в кружках налита вода, а на дне насыпан песок. Попробуйте палочками сильно размешать воду (дети выполняют опыт). Что вы увидели? (ответы детей) Да, песок поднялся со дна и стал крутиться в образовавшейся воронке. А какая форма у воронки? (форма конуса). Молодцы.

Брызги воды разлетаются повсюду и превращаются в большие капли. Становитесь капли в круг.

4 часть. Физминутка: Подвижное упражнение «Капли».

Капля раз, капля два,                                    дети выполняют два прыжка по кругу                          

Капля медленно сперва,                             выполняют по одному прыжку на каждый слог

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.                         бегут по кругу

Мы зонты свои открыли,                             останавливаются лицом в круг, руки в стороны

От дождя себя укрыли.                                 приседают, руки сомкнуты  над головой.

5 часть. Упражнение «Построй новый дом».

Посмотрите, какая вокруг разруха из-за смерча. (на ковре разложены объёмные геометрические фигуры: шары, кубы, цилиндры разных цветов и размеров)  Давайте соберём весь строительный материал в корзины. В жёлтую нужно собрать все кубики, в красную – все шары, а в зелёную – остальные фигуры. Что вы положили в желтую корзину? В красную? В зелёную? (дети отвечают и выполняют задание).

А сейчас мы вместе из этих фигур построим большой  дом по схеме. Посмотрите на схему и приступайте к работе (дети конструируют).

Мне очень понравилось. А где в вашей постройке стоит желтый кубик? (желтый кубик находится внизу посередине). Где стоят большой красный и зелёный цилиндры по отношению к желтому кубику? (красный цилиндр стоит слева от желтого кубика, зелёный стоит справа от желтого кубика). Где находится большой, красный шар? (большой красный шар находится посередине наверху). Молодцы все с заданием справились.

6 часть. Упражнение «Покорми утят».

А теперь можно и доброе дело сделать для утят, покормим их жучками (подводит детей к озеру с утятами). Вероника, раздай каждому утёнку  по одному жучку. Всем хватило жучков? (нет, одному не хватило) Значит, что можно сказать о количестве  утят и жучков? (Значит, утят больше, чем жучков.  Жучков меньше, чем утят) Данила сосчитай, сколько утят? А  сколько  жучков? Сосчитай Рита.  Значит, на сколько десять больше, чем девять? (десять больше девяти на один) На сколько девять меньше десяти? (девять меньше десяти на один) Что нужно сделать, чтобы жучков стало столько же, сколько и утят? (добавить одного жучка) Что теперь можно сказать об утятах и жучках? (утят и жучков поровну; утят столько же, сколько и жучков; утят и жучков по десять, одинаковое количество) Всё верно, молодцы. А теперь давайте всех утят пересчитаем по пальцам.

7 часть. Пальчиковая гимнастика «Утята»

Раз, два, шли утята,

три, четыре, за водой,                                                Дети загибают по одному

А за ними плёлся пятый,

впереди бежал шестой.                                              пальцу на каждый счет,           

А седьмой от них отстал,

а восьмой уже устал.                                                   начиная с большого. Сначала 

А девятый всех догнал,

а десятый испугался,                                                  на левой, затем на правой руке.

Громко-громко запищал:                                         Ритмично разжимают и сжимают

пи-пи-пи – не пищи!                                                    кисти рук           

Мы тут рядом, поищи!                                                Хлопают в ладоши

8 часть. Упражнение «Помогите уточкам найти свой дом»»

А  чтобы наши уточки не заблудились, надо помочь им найти дорогу к своему домику. Садитесь на свои места. У вас на столах лежат схемы: круг – это озеро, а точки? (это уточки, которые плавают в озере) Цифры – это их домики. Пересчитайте утят в каждом озере и соедините линиями с соответствующей цифрой (дети выполняют задание).

Сколько утят живёт в домике номер три? (в домике номер три живёт три утёнка) Сколько утят живёт в домике номер четыре? (в домике номер четыре живёт четыре утёнка) Сколько утят живёт в домике номер пять? (в домике номер пять живёт пять утят). Молодцы, все справились с заданием. А сейчас давайте расскажем жителям города, чем вы любите заниматься всю неделю.

 9 часть. Упражнение «Неделя»

 (дети выполняют упражнение около стульев)

В понедельник – я купался (машут руками)

А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз)

В среду – долго умывался (моют лицо)

А четверг – в футбол играл (бегают)

В пятницу – я прыгал, бегал, (прыгают)

Долго, долго танцевал (кружатся)

А в субботу, воскресенье (хлопают)

Целый день я отдыхал (садятся на свои места, руки под щеку)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

10 часть. Графическое упражнение «Лабиринт»

(Дети карандашом «проходят» лабиринт)

Воспитатель:  Я приглашаю всех на ковер – самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад (дети садятся на ковре) Но сначала давайте сфотографируемся и оставим фото на память жителям города (делают совместное фото)  А теперь мы взлетаем (звучит звук самолёта).

Вот мы и дома. Сегодня вы совершили увлекательное путешествие в город Математики. Что вам понравилось в путешествии? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет  звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет флажок.

Дети делают свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект ОДД в старшей группе "Путешествие по родному городу".

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и во время организованной образовательной деятельности. Воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит св...

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в стеклянный город»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла: гладкость, прозрачность,хрупкость, водонепроницаемость, окрашиваемость, мелодичность....

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие матрешки по городам России"

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие матрешки по городам России" художественно- эстетическое развитие...

Конспект игры-путешествия по правилам дорожного движения в старшей группе "Путешествие по улицам города"

Цели:обучения:- повторить ранее изученный материал по ПДД;- познакомить с новыми группами дорожных знаков и их назначением;-пополнить словарный запас (транспортное средство, двустороннее движение, дор...