Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Кострикина Марина Николаевна

Ознакомление детей с достопримечательностями родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по познавательному развитию

в старшей группе на тему:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ГОРОДА МИЧУРИНСКА»

(Козловский Троицкий монастырь)

Программное содержание: Воспитывать в детях любовь к родному

городу Мичуринску, формировать интерес к  его истории, к людям простым и знаменитым. Учить образовывать формы глагола «звонить» (звонит, позвони). Развивать диалогическую речь, память мышление. Воспитывать в детях желание бережно относиться к достопримечательностям нашего города.

Ход Занятия: 1 ЧАСТЬ .

Дети, хотите, я расскажу вам историю, которая произошла с маленьким медвежонком?

  • В нашем городе Мичуринске жил-был маленький медвежонок. Однажды, когда медвежонок крепко спал, у него зазвонил телефон. Что сделал телефон? (зазвонил)
  • Телефон звонит и звонит, а медвежонок продолжает спать. Ребята, давайте вместе скажем: «Медвежонок, телефон звонит!». Молодцы, громко сказали! А что же медвежонок? Он перевернулся на другой бок и продолжал спать.
  • Прошу Катю, и Алёшу К. подойти к медвежонку со словами: «Медвежонок, телефон звонит!».

Медвежонок просыпается, отдаю его вместе с телефоном кому-то из детей. Если ребенок затрудняется с началом разговора, спрошу: «Как ты думаешь, что сказал медвежонок, подняв трубку?».

Медвежонок:                «Алло! Слушаю!»

Зайчик (в-ль):        «Здравствуй, медвежонок! (пауза). Тебя

беспокоит Зайчонок. Ты почему так долго не подходил к телефону?»

  Медвежонок:                 «Я спал».

  Зайчик:                        «Пойдем сегодня в краеведческий музей».

  Медвежонок:                «А я там уже был».

  Зайчик:                        «Как здорово! А что там тебе больше всего

понравилось?».

Выслушиваются ответы медвежонка. Предлагаю передать его нескольким детям, чтобы они рассказали о своих впечатлениях от экскурсии по краеведческому музею.

  Зайчик: (после того, как ребенок берет медвежонка в руки)

«А что ещё тебе запомнилось?»

Если никто из детей не вспомнит о макете военной крепости Козлова, то от имени Зайчика продолжаю:

«А не видел ли ты в музее макета города Козлова? Говорят его сделал старшеклассник школы искусств из спичек, палочек и щепочек».

Медвежонок:                 «Видел».

Зайчонок:        «Я тоже хотел бы её увидеть. Сходи со мной в музей».

Медвежонок:        «Хорошо».

Зайчонок:        «Тогда быстрее собирайся. Я жду тебя на автобусной остановке».

Воспитатель:        «Медвежонок быстро умылся, попил чай и побежал к своему другу».

        Дети, по дороге в краеведческий музей медвежонок и зайчонок увидят столько интересного: памятники и много других достопримечательностей. Что же они увидят? (можно показать фотографии).

  • памятник И.В. Мичурину,
  • бюст  Герасимова,
  • дом-музей Герасимова,
  • церкви: Ильинская, Боголюбская, Всех Скорбящих Радосте, и др.

Да, медвежонку и зайчонку можно позавидовать. Ребята, а вы помните, зайчонок и медвежонок говорили по телефону о какой-то крепости Козлов? Что такое Козлов? (город Мичуринск).

(Побудить детей к ответу: наш город Мичуринск раньше назывался Козлов).

  • Правильно! Молодцы! Ребята, как бы мне хотелось побывать в тех далеких годах, когда Козлов только начинал строиться …   А вам? Как же это сделать?

(проходим через временную дыру – подлезаем под дугу).

 Демонстрирую на держателе картинку и говорю:

  • Что же мы видим? Речка. На ней парусные лодки – струги. Высокий холм, весь покрытый деревьями. И на этом холме, кажется, появились люди. Это царские слуги, выполняя приказ царя Михаила Федоровича, 11 октября 1635 года приехали сюда строить город – крепость для защиты Руси от набегов татар. Дети, как вы думаете, из чего мастеровые стали строить башни, стены крепости, избы?

(на коромысле картинки с изображением кирпичей, дерева, камней).

  • Как вы думаете, почему? (из дерева, т.к. кругом были леса).
  • А какой город ещё начинали строить из дерева? (Москву).
  • Правильно, Москва тоже, как Козлов вначале была деревянной.
  • Город – крепость Козлов обрастал избёнками, землянками, в которых жил простой люд. Внутри крепости построили церквушку. Город разрастался и давал отпор татарам, не пропуская их к Москве и другим городам.

В нескольких километрах от Козлова строили Троицкий мужской монастырь (строительство его началось в 1627 году, т.е. раньше, чем строительство Козлова). Этот монастырь 43 года простоял деревянным. Хотя стены, которые окружали монастырь, сразу же строились из камня. Были они высокие, с башнями, бойницами. Шло время. Троицкий монастырь продолжал расширяться. Монахи трудились, не покладая рук: выкорчевывали деревья, копали землю, засеивали её семенами различных растений, строили новые церкви.

Монахи расчистили дорогу от монастыря к Козлову. Она и сейчас сохранилась. И люди из Козлова потянулись к монастырю. Кто-то приходил помолиться в церкви, кто-то, чтобы попросить семян для посева на своих огородах. А в начале лета, в праздник Святой Троицы, жители города Козлова с 10-11 часов вместе с детьми толпой шли к Троицкому монастырю, у стен которого была ярмарка. Эту ярмарку называли «детской». Как вы думаете, почему? Что там должны были продавать, чтобы её назвали «детской». На ярмарке каждому находилось развлечение: крутились карусели, раскачивались качели, веселые скоморохи приглашали на представление.

Здесь можно было купить сладости, глиняные игрушки, тряпичных кукол с нарисованными лицами для малышни. А взрослые здесь могли вкусно поесть, поучаствовать в кулачных боях. Здесь же можно было купить и коров, и свиней, и овец.

И взрослые, и дети с удовольствием играли в народные игры. Мне кажется, на этих праздниках люди с удовольствием играли в игру «Горшки». Давайте и мы с вами поиграем в неё.

Дети становятся парами по кругу. Один садится – «горшок». Другой стоит – «продавец». Водящий подходит к продавцу, кладет руку на голову «горшку»:

  • есть продажный горшок.

Продавец: «Купи! Что дашь?»

Водящий: «Мыльце, рыльце, белое белильце».

Продавец и водящий бегут в разные стороны, стремясь первыми прибежать к горшку. В зависимости от результатов кто-то из них становится «горшком», кто-то «продавцом», а «горшок» - водящим.

Вот так горожане Козлова веселились у монастырских стен в светлый праздник Святой Троицы, а заодно и делали покупки для детей, для себя. Ярмарка продолжалась до самого вечера. А затем жители Козлова шли по домам.

Да и нам пора возвращаться из старого Козлова в современный Мичуринск.

(проходим под дугой, садимся на стульчики)

  • Вот мы и дома. Я надеюсь, вам понравилось путешествие в древний Козлов на ярмарку. Мне хочется, чтобы у вас осталась память об этом путешествии. Давайте-ка с вами сейчас сделаем стены Козловской крепости (деревянной).

Каждый сделает по 1 башне и стены с боков от неё (демонстрирую), а, соединив всё вместе, мы получим большую крепостную стену с бойницами.

ОБЪЯСНЕНИЕ:

  1. Как следует вырезать детали башни – бревна.
  2. Цветовое решение.

АНАЛИЗ:

  1. Найти работы, где самые ровные, прочные стены башни.
  2. Полюбоваться результатами коллективного труда.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.