Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в стеклянный город»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: познакомить детей со свойствами стекла: гладкость, прозрачность,

хрупкость, водонепроницаемость, окрашиваемость, мелодичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_o_stekle.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №76»

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в стеклянный город»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Заболотнева Елена Николаевна

Старшая группа

г. Челябинск – 2019

Цель: познакомить детей со свойствами стекла: гладкость, прозрачность,

хрупкость, водонепроницаемость, окрашиваемость, мелодичность.

Задачи:

Образовательные: учить детей обследованию изделий из стекла, выделяя

ее свойства: приемы практического действия с предметами путем выделения

признаков предметов.

Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность,

способность анализировать, связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение поддерживать беседу, высказывать

свою точку зрения; воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.

Оборудование: коробки: большая и маленькая, стеклянные

предметы (бутылочки от духов, вазы, камешки,

стеклянный стакан, кружка, разноцветные тарелки, лампочка, очки,  лупы),

цветныекубики,сосуд с песком, сосуд с содой, мел, карандаши для проверки

звонкости стекла, сосуды с водой, песня «Облака» К.Румянова, мелодия для

стеклянного оркестра, звук разбитого стекла, оборудованные стульчики для

полёта, бумажные «облака», дидактическая игра «Стеклянные пазлы»

(разрезные картинки с изображением стеклянных предметов), мелкие

игрушки.

Предварительная работа:рассматривание изделий из стекла, чтение

стихотворенияДж. Родари «Стеклянная»,

А. Барто «Однажды я  разбил  стекло…»

Словарная работа: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.

Ход  НОД:

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А

теперь давайте с вами поиграем. Хотите? Встаньте в круг.

«Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки),        

Будем дружно мы играть,

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)»

В:Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите вместе со мной

совершить путешествие по сказочному городу Стекляндия? Вы готовы

встретиться счудесами и преодолеть все препятствия? (ответы детей)

Тогда – в путь! Путешествие начинается! Аотправимся мы с вами на

волшебныхоблаках. Доставайте их иполетели!(дети достают из-под

стульев вырезанные облака ,встают на них, кладут руки на плечи друг другу и,

подпеваяпесне «Облака», «летят» в город Стекляндия, затем кладут облака

подстульчики).

В: Мы благополучно приземлились в стеклянном городе(на столе лежат две

коробки).

Интересно, какую мне коробку открыть первой: большую или маленькую.

(дети подходят к воспитателю, предлагают свои варианты).

В: Вы тоже хотите посмотреть, что в коробках? Открываем большую коробку.

Знакомьтесь – это Стекляша  (стеклянная кружка, она житель

этого стеклянного города. Пришла очередь открыть другую коробку.

Знакомьтесь – это Стеклышко(маленький стеклянный стакан, он тоже житель

этого города.Они приглашают нас в свой город, чтобы рассказать о нем.

Вы, ребята, хотите познакомиться с жителями стеклянного города? (ответы

детей)

Стекляша и Стеклышко предлагают отгадать, из чего же сделаны

жители стеклянногогорода (загадка):

«Его не видишь, а потрогать можно.

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено» (стекло).

В: Стекляша и Стеклышко приглашают вас в стеклянный город.

Дети, а вы знаете, как появилось стекло? Сейчас мы вам расскажем  (показ

иллюстраций)

Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и

решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они

обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости

не было,и тогда они обложили костёр на песке камнями из соды и мела,

которые у них были накорабле. Костер горел ярко и выделял много тепла,

расплавляя все вокруг себя. Ночьюкамни мела, соды и песок расплавились.

Утром, проснувшись, мореплаватели, увидели на песке блестящие камушки-

капельки, это было стекло. Так впервые люди получили стекло. Что плавилось

вогне, чтобы получилось стекло? (ответы детей)

В: Да, правильно и досих пор люди берут эти три части: сода, песок, мел,

нагревают и получают стекло. Постепенно из стекла делали все больше и

большепредметов.А какое оно стекло? Давайте его обследуем (проходят к

одному из столов)

В: А вот и жители стеклянного города (дети рассматривают представленные

предметы из стекла). Они все сделаны из стекла. Назовите, кто живет в

городе Стекляндия?(дети называют предметы: ваза, сахарница, бутылочка,

флакон,чаша, стакан,кружка и т. д.)

В: Стекляша приглашает нас в лабораторию стекла, чтобы узнать, какое

оно стекло,и его свойства(дети подходят к столам).

 Перед вами стеклянные стаканы, возьмите их в руки. Скажите, ребята,

какойстакан на ощупь? (ответы детей)

ВСтекло гладкое, за это свойство оно и нравиться людям, его приятно

трогать, и из него получаются гладкие, красивые изделия.

(воспитатель кладет в свой стакан цветной деревянный кубик).

В: Угадайте дети, что у меня в стакане? (ответы детей)

      Вы, ребята, кубик видите? Почему? (дети объясняют).

 Действительно, сквозь стекло все предметы видныСтекло прозрачное. Это

первое свойство стекла.

В: У вас есть стаканы, как вы узнаете, что вашистеклянные стаканы

прозрачные?

(дети кладут приготовленные кубики в стаканы).

В: Расскажите, какое свойство имеют ваши стаканы?

(дети составляют предложения со словом прозрачный).

В: Как вы думаете, что люди делают из стекла, используя это свойство –

прозрачность?(из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры,

лампочки,аквариум, градусник и т. д.)

В: Ребята, оказывается, еще стекло может быть цветным. Оно может

окрашиваться.

Этоеще одно свойство стекла.

Посмотрите, в городе Стекляндия есть цветные изделия (дети называют

предметы изцветного стекла, и их цвет).

(Предметы из цветного стекла: солнцезащитные очки, пузырьки с йодом и

зелёнкой,фужер, цветная вазочка ипосуда.)

В: Зачем делают цветные стеклянные изделия?

(цветные стеклянные изделия делают: для красоты и уюта помещений, для

защиты глаз от солнца, для продления срока годности лекарств и вообще эти

изделиякрасочные и красивые).

Физкультминутка«Отражение в стекле»

«Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья –

Раз, два, три-

И снова повтори!»

(воспитатель показывает  различные  фигуры,

под музыкальную физминутку,  дети, как отражение их повторяют)

«Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! (Шагают)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают

ими прибеге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения.Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (Грозят пальчиком своему соседу)

Как скачешь? – Вот так! (прыгают)

А плачешь? - Вот так!(трут кулачками глаза)

Топаешь? -  Вот так!(топают ногами)

Хлопаешь? -  Вот так! (хлопают в ладоши)»

В:Стеклышко приглашает  всех подойти  к следующему столу.Что

произойдёт, если яупущу стеклянное изделие?) (ответы детей).Будем

проводить опыт? Конечно, нет,будет очень обидно и жалко, если разобьются

красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь

стеклянное? (ответы детей)

 Давайте, подумаем, как надо обращаться со стеклянными предметами.

(дети рассказывают, что со стеклянными изделиями нужно обращаться

осторожно, не бросать, аккуратно переносить).Как надо собирать разбитое

стекло?(ответы детей)

В: Вот и жители Стеклянного городка бояться, если их кто-нибудь уронит и

разобьёт. Хрупкость – это тоже свойство стекла.

(слышен звук разбитого   стекла)

Дидактическая игра «Стеклянные пазлы»

В: Давайте посмотрим, что может случиться со стеклянным

изделием (воспитательпоказывает части изображения). А если мы соберем

эти части картинок, то узнаем, что же было изображено.

(дети собирают части изображения в единые  картинки и рассказывают, что

изображено на них).

Молодцы, ребята. Обратите внимание, что изделия могут быть из толстого и

тонкого стекла. Из тонкого стекла делают окна, лампочки. А из толстого –

делаютувеличительное стекло, лупу (показ лупы). Давайте мы с вами

посмотрим через лупу на игрушку. Что произойдет, если лупу направить на

игрушки?(игрушка становится больше в несколько раз).

В: На этом свойства стекла не заканчиваются. Хотите познакомиться еще с

одним свойством стекла? Послушайте! (воспитатель стучит карандашом  по

стенкам стеклянных предметов).

В: Ваши стаканы тоже мелодичны и звучат? Возьмите карандаши и сами

постучите карандашом по стаканам. Стекло звучит и издает мелодичный звук.

Давайте мы с вами создадим музыкальный оркестр (дети создают оркестр

под мелодию).

В: Ребята, ваши стаканы пустые. Что можно налить в ваши стаканы?Давайте,

проверим, действительно ли это так. Налейте в свои стаканы воду.

Проливается водаиз стакана? (ответы детей)

      Конечно, нет, стекло водонепроницаемое. А еще, в какие изделия из стекла вы

      можетеналить воду? (дети называют)

      В: Стекляша и Стеклышко были очень рады познакомить вас с жителями

Стеклянного города и дарят вам стеклянные камешки, чтобы вы не забывали

их исвойства стекла.На этом наше путешествие подходит к концу и нам пора

возвращаться в детский сад.

(дети достают из-под стульев вырезанные облака и, подпевая

песне «Облака», «летят»в детский сад, затем кладут их под стульчики).

В: Вот мы и вернулись обратно!

Рефлексия:

В:Где мы были?С какими свойствами стекла, мы познакомились?

Давайте ещё раз назовём эти свойства (ответы детей)Правильно, ребята, вы

молодцы и хорошо запомнили свойства стекла.

В: Наше путешествие окончено, я вижу, вам понравилось, вы были активны,

молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"

Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие по улицам города Здоровья».

Конспект НОД для детей старшей группы "Путешествие по улица города". В этом занятие показанно совместнная работа с родителями по формированию ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ОДД в старшей группе "Путешествие по родному городу".

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и во время организованной образовательной деятельности. Воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит св...

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие матрешки по городам России"

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие матрешки по городам России" художественно- эстетическое развитие...

Конспект игры-путешествия по правилам дорожного движения в старшей группе "Путешествие по улицам города"

Цели:обучения:- повторить ранее изученный материал по ПДД;- познакомить с новыми группами дорожных знаков и их назначением;-пополнить словарный запас (транспортное средство, двустороннее движение, дор...