Итоговая деятельность по ФЭМП в подготовительной логопедической группе. Интеллектуальная игра-соревнование «На помощь тетушке Совуньи»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Бухарева Диляра Нафеевна

Интеллектуальная игра-соревнование

 «На помощь тетушке Совуньи»

 

Цель: Выявить уровень освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие».

Активизировать мышление, память, внимание.

Формировать положительное отношение к  овладению новым знаниям, книге, школе.

Обучающие задачи:

- Совершенствовать навык  порядкового счета до 20. Умение находить недостающее число, фигуру.

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах, о последовательности дней недели, цветах радуги.

-Совершенствовать умение решать  арифметические задачи.

Развивающие задачи:

- Развивать смекалку, зрительную память, слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику.

- Развивать  способность свободно  выражать свои мысли. Развивать  диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математике.

- Воспитывать умение работать в команде, устанавливать коммуникативные отношения  между сверстниками, взрослыми.

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое  развитие;

- Речевое развитие;

- Физическая культура;

-Социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, музыкальное сопровождение, магнитные доски,

Раздаточный материал: лепестки цветов с цифрами, элементы радуги, картинки с днями недели,  счетные палочки.

Предварительная работа: заучивание загадок, пословиц, поговорок, скороговорок про цифру семь; задачек в стихотворной форме.

 

Ход деятельности:

 

Воспитатель: Здравствуйте  участники интеллектуальной игры - соревнования «Умники и умница», а так же уважаемые родители, которые будут сегодня выступать в роли жюри.   Итак, начинаем!!

Звучит торжественная музыка, в зал заходят дети, и выстраиваются в две колоны напротив друг друга.

Воспитатель: Хочу представить вам наших участников. Это дети из группы № .... И их команда называется «Дельфины».  Девиз команды такой: «Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает. Всегда поступит  по уму,  в беде поможет другу» Капитан этой команды Рома.

А теперь представим другую команду «Дракончики». Их девиз: « Мы крылатые, головастые. Нам сегодня повезет! Гранит науки мы грызем!».   Капитан команды - Вадим.

Сегодня ребята будут не просто соревноваться, а покажут нам, чему они научились за все эти годы в детском саду, какие знания усвоили, и готовы ли они пойти в школу. Ну и какие же соревнования без жюри, сегодня это наши уважаемые родители. Давайте поприветствуем их. 

Идет представление членов жюри.

- И конечно же соревнования не могут проходить без болельщиков, которые находятся в этом зале. Они будут поддерживать наших игроков, и если наши команды не смогут справиться с тем или иным заданием или вопросом, мы обратимся за помощью к залу. Но что бы такого, ни произошло, необходимо соблюдать тишину во время игры, не подсказывать с места, не выкрикивать ответ, потому что это нарушение правил игры. Итак, начинаем!

 

Команды занимают места. В зале стоят: стол, стулья по количеству детей - для каждой команды. На стене висит  полотно для проекции слайдов.

 

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, откуда человек берет свои знания?

Дети: Человек читает книги,  журналы, газеты,  смотрит телевизор, пользуется компьютером, интернетом. Учится в школе по учебникам.

 

-Абсолютно верно. Человек получает новые знания из книг. Как мы поняли, книги бывают разные. Сегодня мы с вами познакомимся с одной такой книгой: энциклопедией. Эта книга хранит в себе много интересного и увлекательного. В ней собрана вся информация, знания многих веков.

 

На слайде появляется картинка с изображением  Совы держащей ЭНЦИКЛОПЕДИЮ.

 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на сову. Эта птица издавна считается эталоном ума,  мудрости. Во многих сказках к ней за советом обращались различные герои сказок. И всегда она помогала своим советом. Наверное, все потому, что она пользуется той самой умной книгой, энциклопедией, где можно найти ответ на любой вопрос.

 

Голос за кадром. « Здравствуйте, ребята!  С вами говорит Совунья. я очень рада, что сегодня познакомилась  с вами. Да, действительно, я пользуюсь энциклопедией, она мне очень помогает. Но случилось неприятное происшествие. Кто-то уничтожил, стер   информацию  из этой книги, и теперь я не смогу ею пользоваться. Я очень вас прошу, помогите мне  восстановить знания, которые здесь находились»

 

Воспитатель: Уважаемая Совунья. Не расстраивайтесь так, мы с ребятами обязательно  вам поможем. Правда, ребята? Тогда приступим.  Но сначала проведем разминку.

Разминка:

Какое число встречается в сказке о Царевне, которая заснула мертвым сном? (7 богатырей)
Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3)
Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика? (8)
Какая цифра похожа на висящий замок? (6)
Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? А у маленького слоненка? (2)
Если цифра 6 перевернется, что получится? (9)
Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика? (1)
Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника? (5)
Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный стульчик для куклы. (4)

Воспитатель: Ребята, а чем отличаются цифры и числа? Вот бы  сейчас заглянуть в энциклопедию. Может вы знаете, ребята?

Дети: Цифр всего 9, а чисел – множество.

Воспитатель: Молодцы. Правильный ответ. А теперь самое время помочь Совунье вернуть для ее книги знания. Первое задание на внимательность.

 

«Найди пропущенное, недостающее».

На слайде картинка : открытая книга с первой страничкой, на которой написан  ряд цифр от 1 до 10 с пропущенными цифрами. Дети просматривают числовой  ряд, и называют недостающие цифры. Сначала команда «Дельфины», затем «Драконы». Для каждой команды - свой ряд.

Воспитатель: Ну а теперь попробуем найти не достающие фигуры. Как вы думаете, чего не хватает в первом ряду? В последнем ряду?

Дети: Звездочки и треугольника. Круга и треугольника.

Воспитатель: Отлично, восстановили первое задание. Обе команды справились легко и быстро,  за это получают по одному очку. Переходим к следующему.

«Загадочный рисунок»

На слайде появляется картинка с изображением  сказочного персонажа, составленного из геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эту картинку, назовите все геометрические фигуры, из которых она составлена и назовите их, перечислите.

Воспитатель: Кто готов первым отвечать? Команда «Драконы».

Дети называют и перечисляют геометрические  фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, ромб, трапеция.

Воспитатель: А теперь команда «Дельфинов» посчитает, сколько здесь прямоугольников? сколько кругов?  Квадратов? Треугольников? Ромбов?  Трапеций? Полукругов?

Отлично! Каждая команда зарабатывает за свою внимательность по одному очку.

На слайде появляется следующая картинка с перевернутой цифрой 7.

Под ней изображение бесцветной радуги. Под радугой календарь с днями недели.

 

Воспитатель: Ребята, что это, как вы думаете? Правильно, цифра семь. Только она перевернутая. Чтоб она приобрела правильную форму, нужно про нее рассказать стихи, загадки, пословицы или поговорки.

Дети по очереди загадывают загадки, рассказывают пословицы, поговорки, скороговорки

 

Загадки:

«Вышел старик-годовик, махнул рукавом, 
И полетели двенадцать птиц, 
У каждой птицы по четыре крыла, 
В каждом крыле по семь перьев, 
Каждое перо с одной стороны чёрное, 
А с другой — белое»
Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день.

- А теперь объясните, кто такой  старик- годовик? (это год)
- А почему птиц 12?  (птицы - это месяца,  в году 12 месяцев)

-Почему у птицы по 4 крыла? (это недели, в месяце 4 недели)

-Почему в каждом крыле 7 перьев? (это дни недели, в неделе 7 дней)

-Почему перо с одной стороны - черное, с другой – белое? (это день и ночь) 

 

«Раскинулся золотой мост 
На семь сёл, на семь вёрст»
Ответ: Радуга

- Что это за золотой мост? (потому что в радуге присутствует желтый, оранжевый- цвет золота)

-Почему  радугу сравнивают с мостом? (потому что начинается в одном месте, а заканчивается в другом?)

- Что такое верста? (верста- это расстояние, раньше так говорили в старину)

-А чем в наши дни  можно измерить расстояние? (сантиметрами, метром, километром)

 
«Есть семь братьев: 
Годами равные, 

Именами разные»

Ответ: Дни недели

 

«Вьется по ветру коса,

А средь спинки полоса.»

Ответ: Цифра 7

 

Пословицы.

 

Воспитатель:

«Есть пословица у нас
И она известна всем -
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо … (Семь)»

Команды по очереди называют свои пословицы:

-1-Лиса семерых волков проведёт.
-2- У семи нянек дитя без глаза.
-3- За семь вёрст киселя хлебать.
-4- Семеро одного не ждут.
-5- Семеро одну соломинку подымают.
-6- Семь вёрст до небес и все лесом.
-7- Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
-8- Семь раз примерь, один раз отрежь.
-9- У ленивого семь праздников в неделю.
-10- Потерял пять, а нашёл семь.
-11- За семью печатями.

*****************************************************************************   

Скороговорки

Команда «Дельфины»

«У Антипа росла одна липа, 
 А Филипп посадил семь лип»

«У Степана есть сметана, 
Простокваша да творог, 
Семь копеек — туесок»

-Ребята, а что такое туесок? (это короб с крышкой, которую плели в старину, делали из  бересты, коры березы)

 

Команда «Дракончики»

«В семеро саней 
Семеро Семёнов 
С усами уселись 
В сани сами»

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Наша цифра семь снова стала прежней. Но это еще не все. Под нашей цифрой семь есть изображение радуги и календаря, как вы думаете, зачем эти картинки здесь?

Дети: Потому что в радуге семь цветов, а в неделе - семь дней.

Воспитатель: Правильно. Но эта радуга - бесцветная,  и нам нужно будет вернуть ей краски, а календарю - названия дней недели и правильное расположение их друг за другом. Давайте немного разомнемся и приступим к следующему конкурсу

«Ловкие, умелые, быстрые и смелые».

Динамическая пауза.

Воспитатель: Каждой команде нужно будет быстро добежать до куба по одному, друг за другом, где лежат картинки, принести их обратно, собрать и выложить по порядку. Команде «Дельфинов»  - радугу, а команде «Драконов»- дни недели.

Под музыкальное сопровождение проводится эстафета. Дети по очереди добегают до куба, берут по одной картинке, возвращаются на место. Затем команды собирают и выкладывают задание на своих столах.

Воспитатель: А пока команды выкладывают свои задания на столах, проведем викторину для болельщиков.

Викторина

-Сколько ушей у двух мышей?

-У животного две левые ноги, две правые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного?

-Что тяжелее килограмм ваты, или килограмм гвоздей?

- Бабушка своим внукам связала 3шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились. Посмотрите,  наша картинка оживает. Радуге вернулись все цвета. На календаре - дни недели нашли свое  порядковое  место.

Воспитатель: Хорошо, разминку для тела мы сделали, теперь разминка для ума.

Конкурс «Решалочки-смекалочки».

На следующем слайде появляются сюжетные картинки, с помощью которых дети будут загадывать задачки своим соперникам. Задачки выучены заранее. У каждой команды - свои.

Задачи в стихах. Команда «Дельфины»

1. Красиво вышила Татьяна

Две лилии и два тюльпана.

Какие чудные цветы!

А сколько их – нам скажешь ты. (4)

2. Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

Желтых пять и черных пять,

А всего…( десяток) .

3. У маленькой Светы

Четыре конфеты.

Еще дала три Алла.

Сколько всего стало? (7)

 

Команда «Дракончики»

 4. Три цыпленка стоят,

На скорлупку глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей? (5)

5. На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил? (3)

6. Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Пять спустились за ручей.

Сколько было всех гусей? (9)

 

Следующие вопросы на смекалку:

«У трех братьев по одной сестренке, сколько всего детей в семье? » (4)

«На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? » (3) .

«5 человек ждали поезда 5 часов. Сколько времени ждал каждый? » (5 часов).

«У бабушки Даши внучка Маша, внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? » (двое).

«На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? » (4) .

«Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето, а Сережа - целый год. Кто из них меньше времени ходил в детский сад? » (Таня)

«Катя прожила уже три весны, три лета, три зимы и три осени, а Сережа три года. Кто из них старше? Почему? (ровесники)

«Галя не ходила в детский сад пять дней, а Сережа - одну неделю. Кто из детей больше времени не ходил в детский сад? » (Сережа)

«У Оли есть сестричка. Она на два года старше ее. На сколько лет Оля моложе своей сестры? » (на два года)

Дети дают объяснения, доказывают свою правоту.

Воспитатель: Отлично! Каждый проявил свою смекалку. Ну что ж, настало время проверить капитанов команды. Для них предстоит нелегкий конкурс «Палочкипревращалочки».  Капитанам команды нужно из «телевизора с антенной», сделать «дом», переложив только две палочки.

На слайде появляется схема, выложенная фигура из счетных палочек, которую нужно преобразовать в другую,  путем перекладывания или добавления определенного количества палочек.

Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли сделали капитаны это задание. Все правильно. Продолжаем  дальше.

Задание выполняется на магнитных досках, палочки прикрепляются с помощью приклеенных к ним магнитиков с изнаночной стороны.

Воспитатель: А теперь выложите из 6 палочек шестиугольник. Добавьте к нему только две палочки, так, чтобы получился один квадрат и да треугольника. Отлично! Капитаны справились с этим задание

-Из полученной фигуры сделать «оленя», переставив две палочки, и добавив еще две палочки. А теперь нужно переставить только две палочки так, что бы «олень» посмотрел назад.

-  И с этим заданием справились на «отлично». Капитаны приносят своей команде очко. А нам всем вместе предстоит выполнить следующее задание из книги Совуньи, чтоб восстановить энциклопедию. В ее волшебной стране, выросли необычные цветы, на лепестках которых есть цифры. Нам нужно будет на поле подобрать лепестки к каждому цветку свои. В центре цветка находится  какое-то число,  и вы выберете только те лепестки,  из которых можно будет составить это число.

Воспитатель: Для  команды «Дельфины» ромашка с цифрой 7. Для Команды «Дракончики» ромашка с цифрой 9. А болельщики помогают, громко хлопают в ладоши.

Команды выходят в центр зала и подбирают с полянки к своему цветку нужные лепестки.

На слайде появляется картинка с правильными ответами. Все вместе проверяют правильность выполнения.

Воспитатель: Вот и закончились  все задания.  Наша Совунья осталась  очень довольной, ведь вы сегодня были такими умными, находчивыми, смекалистыми и помогли вернуть ей все знания пропавшие этой из книги.

На слайде появляется цветная книга. 

 - А теперь попросим наше жюри подсчитать очки у каждой команды и объявить победителя.

 Если выясняется, что очков поровну проводится игра « Найди лишний предмет» или «Собери целое из частей».

Жюри подводит итоги. Выявляется  команда – победитель. Звучат фанфары.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня доказали, что не зря посещали наш детский сад. Вы научились считать, писать, решать, думать, узнавать новое. Вы стали умнее, и  теперь уже  сами можете научить младших ребят чему-то интересному. Продолжайте и дальше познавать все новое. Обязательно дружите с книгами и тогда будете мудрыми, как наша Совунья, которая передает вам награды в знак благодарности. Это нагрудный значок «Умник(ца) нашего сада». Носите его с гордостью, пусть все видят, какие вы молодцы. И,  конечно же,  всем ребятам сладкие призы.

Всем участникам мероприятия раздаются конфеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Планирование непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе « Путешествие по сказке "Гуси-лебеди»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развити...

Непрерывная-образовательная деятельность по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну Математики» Подготовил: воспитатель Андрюшина Наталья Геннадьевна. Цель: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу. Задачи: Образовательные зад...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень»Тема: «Порядковый счёт»...

Тематический план работы по ФЭМП в подготовительной логопедической группе на 2019-2020 учебный год.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72»     Тематический план работы по реализации образовательной области«Позн...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Деревья»

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень»Тема: «Деревья»Задачи: продолжать учить детей определять прост...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной логопедической группе. Тема ООД: «Повторение изученного»

Цель: выявить знания, представления, умения полученные в течение года; развитие у детей коммуникативных навыков, создание радостного, веселого настроения.Доминирующая образовательная область: «П...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной логопедической группе «Образование числа 12».

Цели:Познакомить с образованием числа 12 и новой счётной единицей – десятком. Программные задачи Познакомить детей с числом 12;Учить считать до 12;Познакомить с счетной едини...