Главные вкладки

    Занятие "Путешествие с геометрическими фигурами"
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Мешалкина Ирина Евгеньевна

    Развитие у детей интереса к математике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл закрепление и игры с фигурами68.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности

    по ФЭМП в подготовительной группе

    «Путешествия с геометрическими фигурами»

    Подготовила:

    Мешалкина Ирина Евгеньевна

    МБДОУ №67 «Буратино»

    Мытищи

    2014

    Цель занятия:  

    развитие познавательных процессов,  зрительной, тактильной  памяти.

    образовательные задачи:

    • тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных  заданий;
    • учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах;
    • формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;

    коррекционно-развивающие задачи:

    • коррекция и развитие памяти;
    • коррекция графомоторных навыков;
    • развитие произвольной регуляции деятельности, самоконтроля;

    воспитательная задача:

    • создание  интереса к саморазвитию через игровые приемы.

    продолжительность урока:   30 минут

    оборудование:  компьютер, цветные карандаши, трафареты на каждого ребёнка с шестью кругами по 6 серий,  геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник в частях на каждого ребёнка.

    Организационный этап.

    Цель: подготовка детей к занятию.

    Приветствие: прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям.  Тихонько пожмите ручки стоящим рядом с собой ребятам.

    Посадка на рабочие места: сядьте правильно, чтобы между вами и столом было расстояние равное вашему сжатому кулачку.

     Проверка готовности к занятию:  нам сегодня на занятии  необходимы цветные карандаши  и ваше внимание.  

    Проверка домашнего задания.

    Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки.  

     Вам, было, необходимо вместе с родителями ,  по образцу   сделать трафареты с шестью кругами, в шесть рядов. Давайте проверим,  как у вас это получилось.  Дети  предъявляют  выполненные трафареты, необходимо определить и исправить имеющиеся недостатки.

    - Молодцы, вы хорошо постарались и все выполнили задание верно, положите трафареты на край стола, они нам понадобятся в процессе работы.

    Введение в тему занятия.

    Цель: организовать познавательную деятельность детей, сообщение темы, цели и задач данного занятия;  привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемому материалу.

    Сегодня мы с вами будем путешевствоавть с геометрическими фигурами и по этому   наше занятие имеет название – "Путешествие с геометрическими фигурами".    слайд №1   

    Мы будем выполнять различные  упражнения, которые помогут нам  улучшить память.  Вместе с кругом выполним гимнастику для глаз. Будем запоминать в какой  цветовой  последовательности расположены круги в ряду. В конце занятия мы с вами сможем поиграть в игру  "Собери с закрытыми глазами"

    В процессе занятия необходимо применить те знания, которые вы уже накопили: это знания о цвете, геометрических формах, умение правильно работать с трафаретом – не выходить за линии.  Вам необходимо будет четко и точно выполнять задания за определенное время.   Свои работы вы будете анализировать самостоятельно и сравнивать с образцом.

            Для начала, представьте  предмет – карандаш.  Все помнят, что это за предмет? Опишите мне его, как он выглядит  (дети описывают предложенный для представления предмет, если у детей не получается начать, то придется помочь).  А как вы смогли это сделать?  Можно для активизации детских ответов задавать наводящие вопросы:  вы раньше много раз видели карандаш?   вам много раз говорили на карандаш, что именно он карандаш? И вы запомнили?

    Вот и сегодня мы будем запоминать и зарисовывать то, что запомнили.  Садитесь поудобнее,  отправляемся в путешествие.

    Работа по теме.

    Цель: дать детям  конкретное представление о  способах и методах развития памяти.

    Создание ситуации успеха, через оказание посильной помощи в припоминании элементов в заданиях.

    1 упражнение       "Какая фигура была первая "   Слайд "2

     цель: развитие  зрительной памяти.

    Инструкция:  на экране монитора будут появляться  геометрические фигуры – круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал.   Вам необходимо запомнить все геометрические фигуры, в какой последовательности они появлялись и  какого  цвета данные фигуры.

    Ход  упражнения:  на экране в определенной последовательности появляются геометрические фигуры - круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Затем они исчезают.

     Детям необходимо  выполнить предложенное задание.   Перечислите какие геометрические фигуры и каким цветом вы увидели?                  В заключение задается вопрос: "Какая фигура была первой и какого цвета?"  Ответы детей  подкрепляются проверкой  - на экране монитора высвечиваются все фигуры.  И дети определяют, что первая фигура была круг. (чтение стихотворения)

    Послушайте стихотворение :      ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ
    Мы живём с братишкой дружно,
    Нам так весело вдвоём,
    Мы на лист поставим кружку,
    Обведём карандашом.
    Получилось то, что нужно -
    Называется ОКРУЖНОСТЬ.
    Мой брат по рисованию
    Себя считает матером,
    Всё, что внутри окружности,
    Закрасил он фломастером.
    Вот вам красный круг, кружок,
    По краю синий ободок.
    КРУГ - тарелка, колесо,
    ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
    ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
    Я смотрю на наш листок,
    Стал искать у круга угол,
    Но найти его не смог.
    Брат смеётся - вот дела!
    Да у круга нет угла,
    У тарелки и монеты
    Не найдёшь углов, их нету.

    2 упражнение  "Танец круга"  мультимедийная гимнастика для глаз.   

    слайд №3

    3 упражнение   "Цветные ряды"

    цель: развитие зрительной памяти.

    • развитие умения сравнивать с образцом;
    • развитие произвольной  регуляции деятельности и планирования деятельности;
    • развитие  мелкой моторики пальцев рук

    Инструкция:   У вас на  столах лежат карточки с кругами. Круги расположены по рядам, в каждом  ряду по 6 кругов, всего  6 рядов.  Я буду показывать вам ряд кругов в определенной цветовой последовательности, вам необходимо в течении 20 секунд запомнить как расположены круги в какой цветовой последовательности, затем разукрасить круги именно так, как было показано на образце.

    Сейчас мы попробуем, что у нас получиться.

    Дети  совместно с воспитателем  выполняют пробное  задание  - слайд №4 

    слайд №5

            

    1.

    2.

    3.      

    4.

    5.

    6.

    слайд №6      давайте проверим правильно ли вы зарисовали, то что запомнили.  Каждый ряд по очереди проверяется самостоятельно участниками занятия.  Самоанализ: напротив правильно выполненного ряда ставиться  "+". В конце проверки подсчитываются плюсы, дети сообщают о количестве плюсов.

    3 упражнение.  "Собери с закрытыми глазами"

    цель: развитие осязательной памяти и мышления.

    Детям предлагается круг, разделенный на части. Предлагается его  собрать, по окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема – образец. Слайд № 7

    Теперь нужно разделить и перемешать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. Тоже самое нужно выполнить с другими геометрическими фигурами. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: "Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?".

    Образцы деления на части:

            

            

            

    Подведение итогов:

    Цель: сделать вывод и подвести итоги, как  работали дети на занятии, отметить работу лучших, выяснить какие задания были наиболее сложными, что нового получили дети на уроке.

    Слайд №8    -    Урок закончен, всем спасибо

    Цель использования данной презентации:  

     Презентация используется на протяжении всего занятия, поддерживая основную цель занятия:

    Тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных  заданий.  

    Обеспечивая при этом:

    • усиление мотивационной направленности учебного поведения;
    • усвоение учебной информации в доступной и игровой форме;

    что позволяет  построить занятие динамично,  соблюдать  последовательность этапов занятия, логику изложения материала.

            Предъявленный  в презентации  материал  в наглядной форме позволяет детям лучше воспринимать  стоящую перед ними познавательную  задачу и легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий. Так же дети с легкостью осуществят самопроверку выполненных заданий, оценят самостоятельно свои способности к запоминанию.  

            Данная методическая разработка содержит  коррекционно-развивающий материал, дидактические игры, развивающие  у детей:

              1. психические процессы:

    • зрительную, механическую,  тактильную память;
    • мелкую моторику пальцев и кисти рук
    • графомоторных навыков.

      2.  сенсорные эталоны: цвет, форма.

     В процессе занятия от детей требовалось выполнение элементов заданий за определенный отрезок времени. За счёт этого происходит формирование адекватного оценивания своих способностей и тем самым у детей появляется мотив   на улучшение собственных достижений.

    При построении занятия  используются элементы технологии:

    • музыкотерапия;
    • рефлексия;
    • интеграционные технологии;
    • игровые технологии.

    Методы обучения:

    • объяснение;
    • демонстрация;
    • игра;
    • упражнения;
    • самостоятельная работа;
    • применение технических средств обучения;
    • художественное слово.

            Для реализации  поставленных задач на занятии использованы  дидактические игры:    "Какая фигура была первая ",  "Цветные ряды",   "Собери с закрытыми глазами",  мультимедийная гимнастика для глаз: "Танец круга".

            Использование ИКТ на занятии  позволяет обеспечить:

    • доступность  и наглядность демонстрируемого  материала для детей;
    • повышает продуктивность развития  познавательных возможностей детей;
    • снижает нагрузку воспитателя  в разъяснениях для детей и позволяет применять групповую форму работы.

    Использование музыки создает благоприятную обстановку и улучшает настроение.

    РЕСУРСЫ:

    1. Перечень используемых Интернет – ресурсов (ссылки): Картинки на узле www.yandex.ru.

    2. А.Ф. Ануфриева  С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении  – М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с.

    3. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

    Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с.

    Вывод:   Все занятие построено на игровом сюжете, в интересной,  наглядной и увлекательной форме без заучивания, запоминания, и повторения правил.

    Дети работают с интересом, активно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

    Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

    Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

    Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

    Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

    Интегрированное занятие в средней группе на тему  « Геометрические фигуры при обучении счету и  аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...

    Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный, геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).

    ·         Закрепить знания о цифре 2:·         Учить соотносить цифру с количеством предметов.;·...

    Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод

    Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...