Игровой проект " Моя любимая математика"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Филиппова Ирина Владимировна

Паспорт проекта

Вид   проекта: игровой.

Продолжительность   проекта: средняя (2 месяца).

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: создание условий для развития и поддер­жания интереса дошкольников 6-7 лет к формированию математических предоставлений у дошкольников посредством игрового проекта.

Задачи

Основными задачами математического развития детей до­школьного возраста являются:

•         развитие   у   детей   логико-математических   представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

•         развитие сенсорных (предметно-действенных) способов по­знания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

•         освоение детьми экспериментально-исследовательских спо­собов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

•         развитие у детей логических способов познания математиче­ских свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрица­ние, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

•         овладение детьми математическими способами познания дей­ствительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

•         развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: на­ходчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремле­ния к поиску нестандартных решений задач;

•         развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

•         развитие активности и инициативности детей;

воспитание готовности к обучению в школе: развитие само­стоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Предполагаемый   результат:

у детей сформировать математические представления: количественные представления, представления о величине и геометрических фигурах, представления об особенностях ориентировки в пространстве и во времени.

Роль родителей в организации проекта:

консультации: «Математика и организация экспериментирования в жизни ребенка дошкольного возраста» и др.;

включённость в проект и заинтересованность проблемой.

Участие   специалистов   ДОУ:

 изобразительная деятельность. Работа   с   воспитателями:

•   консультации;

•   творческо-игровые занятия .

Продукт проектной деятельности: после завершения проекта дети составляли собственное Портфолио, а успехи каждого ребенка были отмечены в Книге открытий. Об интересных фактах, которые были получены в ходе организации игрового проекта мы сообщили родителям на собрании, а также в рубриках «Математика в вазе и чашке», «Превращение формы».

Методические рекомендации к работе над проектом

Данный проект включает три последовательных этапа, каждый из которых направлен на решение определённых задач.

1 этап. «Вопросы в вопросах»

В ходе данного этапа работы используются проблемные вопросы.

2 этап  «А что будет, если...»

Цель: развивать целеполагание, уме­ний выдвигать гипотезы, намечать план и проводить обследование, обоб­щать результаты, устанавливать связи и формулировать выводы в процессе установления разных зависимостей, закономерностей, отношений, освоения принципа сохранения.

Ор­ганизация экспериментирования с разными веществами, в процессе которой дети осваивают количественные, пространственные отношения, используют разные способы познания.

3-й этап («Комбинации») направлен на активизацию поиска в процессе решения сложных логических задач, развитие у детей комбинаторных уме­ний, самостоятельности в процессе познания.

Цель: самостоятельное использование логико-математического опыта на новом качественном уровне (уточнение, систематизация, обобщение, установление связей и зависимостей).

Целесообразной является активизация действий в умственном плане с последующей практической проверкой (моделирова­ние условия задачи с помощью эквивалентов, геометрических или числовых фигур).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование работы по развитию математических представлений у дошкольников 7-го года жизни посредством игрового проекта

1 этап. «Вопросы в вопросах»

название

программное содержание

содержание

материалы

1

Игровое упражнение «Веришь или не веришь»

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств

«Веришь, что всегда количество углов соответствует количеству сторон?», «Веришь (согласен), что чем больше углов у фигуры, тем лучше она катится (фигура с большим количеством углов приближается к кругу)?»;

плоские геометрические фигуры

2

Игровое задание «Найди как можно больше способов превращения фигуры в другую фигуру

Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких малень­ких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из  четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и пере­числению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

Получить разные фигуры из основы квадратной, прямоу­гольной форм, круга)»

логико-математические игры

3

Игра «Нарисуй (вырежи) фигуру с заданным количеством углов

Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отде­льных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Рассказать, как выглядит фигура, у которой 10, 12, 14 углов»;

бумага, карандаш, ножницы

4

«У всех ли фигур бывают «половины»?

Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких малень­ких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из  четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и пере­числению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

Если есть полукруг, то что будет, если разделить пополам квадрат, прямоугольник, треугольник?»,

бумажные геометрические фигуры

5

«Можно ли считать, не используя слова-числительные?»

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

(«пальцевый счет», эквиваленты),

 

 

 

6

«Может ли быть предмет и большим, и маленьким одновре­менно?»

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

по сравнению с двумя разными по размеру предметами

весы, предметы различной массы

7

«У всех ли предметов в группе детского сада есть высота (длина)?»

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

необходимо измерять предметы по величине

предметы группы разные по высоте, длине, ширине

8

«Что общего у пары, десятка и дюжины?»

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Познакомить с составом чисел от 0 до 10.

одна пара, один десяток и одна дюжина

 

9

Веселые» логические задачи и ситуации

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20.

Познакомить с числами второго десятка

Летели гуси: гусь, еще полгуся, еще две четверти гуся. Сколько всего гусей летело?

 

10

Измерение различными мерками

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной мер

сажень, дюйм, фунт, их сопоставле­ние, обсуждение, активизация использования разных средств и способов по­знания и «перепроверки» результатов.

 

11

Ситуация «Волшебные половины»

Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

 

Винни-Пух и Ослик запутались: у Винни есть квадрат. У Ослика тоже есть квадрат, но в два раза больше квадрата Винни. Винни считает, что если разделить фигуру Ослика пополам, на две половины, то эти половины будут точно такие же, как и у него. Прав ли Винни?

Развитие ситуации: детям предлагается сначала подумать и высказать вер­сии, потом с помощью моделирования на геометрических фигурах, вырезан­ных из листа бумаги в клетку (чтобы были видны квадраты), разыграть ситуа­цию деления большого квадрата пополам и проверку накладыванием одного квадрата и половины второго друг на друга.

 

12

Ситуация «Рассадим гостей за столы»

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств

Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отде­льных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению

Нужно помочь Винни-Пуху рас­садить гостей за столы.

Развитие ситуации: «Какой стол лучше поставить: круглый, квадратный или прямоугольный? За эти столы поместится одинаковое количество гостей или нет? Как проверить?» (условие моделируется с помощью геометрических фигур-«столов» и фишек-«гостей»)

В заключение ситуации предлагается выбрать самую оптимальную форму стола. Обосновать.

 

13

Ситуация «Экономное печенье»

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств

Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отде­льных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению

Винни-Пух готовится к приему гостей и решил испечь печенье разной формы. Ему хочется быть очень экономным. Помогите ему наилучшим образом использовать пласт теста (разделить без остатка).

Развитие ситуации: до начала практического решения детям предлагается высказать предположения. Затем — осуществить исследование, пересчитать количество печенья, определить самую экономичную форму.

 

14

Ситуации «Делим яблоки» (А.А. Смоленцева)

Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

 

У Винни-Пуха и Ослика два яблока: большое и маленькое. Как справедливо разделить яблоки, чтобы каждому досталось поровну?

Развитие ситуации: детям предлагается самостоятельно найти аналог для построения эксперимента (нарисовать на листе бумаги, выбрать две картон­ные фигуры), осуществить задуманное.

(нарисовать на листе бумаги, выбрать две картон­ные фигуры)

15

Ситуация «Угощение для друзей»

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

К детям в гости приходит Винни-Пух, приносит пакет конфет (драже), конфеты в конфетнице и пустую конфетницу. Он хочет угостить друзей конфетами, но конфет в пустую конфетницу нужно положить столько же, сколько лежит в заполненной.

Развитие ситуации: детям предлагается найти разные способы осущест­вления задуманного (с помощью взвешивания, с помощью определения объе­ма, пересчитывания). Детские предположения проверяются, далее определя­ются самый быстрый способ проверки, самый точный и т. п.

 

16

Сюжетно-ролевая игра в «лабораторию юных исследователей»

активизировать и поддержания интереса к экспериментированию на ма­тематическом содержании

использование выразительного персонажа: «Умного компьютера», «Лупы и Пинцета», «Математика Винни-Пуха», «Самого главного ученого Карлсона»; торжественное посвящение детей в «ученых», присуждение призов, использование атрибутов

В совместной со взрослым деятельности необходимо предусматривать ис­пользование методов и приемов, обеспечивающих повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?); использо­вание методов и приемов, ориентированных на развитие у детей умений за­мечать проблемы, задавать вопросы.

Организовать обмен интересными фактами («Я сегодня узнала что-то интересное», «Я хочу узнать о...»: детям предлагается выбрать пред­мет из нескольких предложенных, внимательно рассмотреть и рассказать о том, что бы он хотел узнать о предмете) или использовать варианты приема «Исследователи» (детям предлагается заметить что-либо необычное, краси­вое или неизвестное в объекте, привлечь внимание всех, пояснить, что вы­звало его интерес: «Кто увидит самое главное, самый интересный, самую необычную...»).

 

2 этап  «А что будет, если...»

Цель: развивать целеполагание, уме­ний выдвигать гипотезы, намечать план и проводить обследование, обоб­щать результаты, устанавливать связи и формулировать выводы в процессе установления разных зависимостей, закономерностей, отношений, освоения принципа сохранения. Ор­ганизация экспериментирования с разными веществами, в процессе которой дети осваивают количественные, пространственные отношения, используют разные способы познания.

17

Ситуация 1.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

В двух сосудах одинаковое количество воды. Детям пред­лагается перелить воду из одного сосуда в сосуд другой формы (например, более широкий, но низкий). Затем предлагается ответить на вопросы: «Та же самая вода во втором сосуде? Изменилось ли ее количество? Как проверить?» Организуется проверка детских предположений.

Возможны варианты развития ситуации.

сосуды разной величины и формы

18

Ситуация 2

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

Детям предлагается до начала переливания высказать пред­положения о том, что произойдет, если воду из второго сосуда перелить:

6 маленьких сосудов;

в сосуд выше и уже исходного;

в точно такой же сосуд, как исходный;

добавить еще стакан воды («Воды будет больше или меньше?»);

отлить полстакана воды.

сосуды разной величины и формы

19

Ситуация 3

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

Детям предлагается рассмотреть разные по форме и разме­рам сосуды и спрогнозировать уровень воды в них при переливании из ис­ходного. В данном случае предлагается попарное сравнение сосудов, отметка предполагаемого уровня воды маркером на сосуде, с последующей практи­ческой проверкой. Дальнейшим эпизодом является обратная ситуация: детям демонстрируются два сосуда разной формы и размера, но с одинаковым уров­нем воды, предлагается ответить на вопросы: «Поровну ли воды в сосудах? В каком сосуде воды больше (меньше)? Почему так думаете?» Следующий эпизод: «Если весь сок разлить сначала в 2 стакана, потом его же в 4, а по­том в 5 стаканов и в каждом случае в каждый стакан наливать одинаковое количество сока, то в каком случае уровень будет ниже, а в каком — выше?» В процессе экспериментов детям предлагается самостоятельно проверить ре­зультат. Для активизации деятельности в центр экспериментирования могут быть помещены сосуды и емкости, разные по форме и размеру, предложены рабочие листы с вариантами сосудов и условий опыта.

сосуды разной величины и формы

20

Ситуация 4

Развитие ситуации на другом материале: «А что будет, если... вместо воды взять песок? Наши открытия повторятся?» Ситуации повторя­ются с использованием сосудов и песка. Выводы и результаты фиксируются с помощью символов и зарисовок.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

Строим бассейн

Условия: при одина­ковом количестве воды необходимы один бассейн для ныряния (глубокий) и бассейн для плавания на матрасах (широкий); проводится обсуждение, ка­кие основы бассейна лучше вырыть (использовать тазы или сосуды). Это мо­жет быть и обсуждение бытовых и литературных сюжетов и ситуаций: «Лиса и журавль» («Как сделать так, чтобы накормить животных?»).

сосуды разной величины и формы

21

Ситуация 5. «Измерим воду разными чашами»

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

Установление зависи­мости между меркой, количеством мерок в измеряемом веществе. Детям рас­сказывается история, в которой персонажи измеряли разными мерками (ста­канчиками и маленькими чашками) одинаковое количество воды и получи­ли разное число мерок. Предлагается объяснить ситуацию. Затем проверить рассуждения персонажей: измерить разными мерками, посчитать и записать символами-картинками и цифрами результат. С помощью вопросов взрослый подводит детей к пониманию, что чем больше мерка, тем меньше количество данных мерок в измеряемом веществе.

 

22

«Баба Яга учится счи­тать» - комбинаторная логическая задача

Дальнейшее развитие умений может предполагать решение ситуаций, основанных на приобретенном опыте

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

 

Условие логической задачи: дано 2 банки — 5 литров и 3 литра, необходимо, осуществляя переливание воды, налить 4 литра. Можно осуществлять любое количество переливаний и выливаний воды. Рассуждение и решение: набрать в банку 5 литров воды и перелить в банку 3 литра; оставшиеся 2 литра из большой банки перелить в предварительно опустошенную трехлитровую банку. Затем опять набрать воду в пятилитровую банку, начинать переливать в трехлитровую, пока она не наполнится (в нее поместится 1 литр). Оставшееся количество воды в пя­тилитровой банке — 4 литра. В компьютерной игре данные перемещения дети осуществляют методом проб и ошибок за ограниченное время. В ходе экспериментирования с реальными предметами и веществами (используются не литры, а условные обозначенные мерки, например чашки) не стоит торо­пить детей, подсказывать им.

Предложить детям записывать на бумаге полученное количество «литров-чашек» воды, направить внимание детей на сумму литров двух банок (5 + 3 = 8), предложить вспомнить состав числа 5 и способ образования чисел (на примере 3 и 4

 

23

ситуация «Необычные части, или «Математическое» угощение гостей».

Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соот­ношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

 

Условие-эпизод 1: «В гости к Винни-Пуху (Карлсону, Буратино) придут друзья. Нужно помочь Винни на­крыть на стол и разделить порции угощений. Для начала — разделить по­ровну (на равные части) торт». Детям предлагается разделить на две и че­тыре части, предположить, какая часть (половина или четверть) больше или меньше? Затем проверить предположения (моделируя ситуацию, сгибая и разрезая геометрическую фигуру). Затем педагог от лица персонажа задает детям загадки-вопросы («Что больше — две четверти или половина торта?», «Сколько это — три четверти торта?», «Четыре четверти торта — это сколь­ко?» (Торт целиком.}, «Отрежьте мне три половины торта!» (Не бывает трех половин одного торта.}, «А как сделать три половины торта?» (Разделить два одинаковых торта на половины и взять три части, то есть торт цели­ком и еще половину.}

Условие-эпизод 2: «Винни-Пух решил сварить чудо-кашу — угощение для друзей. Есть рецепт, согласно которому нужно взять две мерки (части) са­харного песка, мерку (четверть) муки, мерку (четверть) мороженого. Но как определить части? Ведь горшок не будешь резать ножом!» Детям предлага­ется .найти способы определения частей (половина, четверть). Предлагается с помощью маркера обозначить половину горшка (лучше использовать про­зрачный стакан или вазу), затем «обнаружить» четверти. Отмерить половину, четверть (всыпая песок или наливая воду). Задаются вопросы, аналогичные вопросам предыдущей ситуации: «Что больше -- половина или четверть? Что больше — половина или две четверти?» и т. п.

Условие-эпизод 3: «При подготовке к празднику Винни решил по справед­ливости разделить конфеты. Конфет всего 8. Как их можно разделить? Как определить половину и четверть конфет?» Организуется обсуждение гипотез и действий детей с предметами-заместителями (фигурами).

 

24

Ситуация по сказке «Два жадных медвежонка».

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 Познакомить со счетом в пределах 20

Детям предлагается вспомнить сюжет сказки: медвежата не смогли поровну разделить головку сыра, и их обманула лиса. Далее педагог от лица персонажей предлагает уго­стить медвежат пирогом, которой надо разделить на определенное количе­ство частей (например, на 6, 5 или 10 равных частей). Спрашивает: «Как раз­делить пирог на 6 (5, 12) одинаковых частей?»

Развитие ситуации: дети выдвигают предположения и проверяют их, ис­пользуя геометрические фигуры, игру «Дроби». Далее задаются вопросы: «Если пришли три медвежонка, а пирог поделили на две половины, всем мед­вежатам хватит пирога? А если на 6 частей, трем медвежатам по сколько кусков достанется? Как рассчитать и разрезать на 3, 5 частей?» и т. п.

Для развития умений выдвигать гипотезы, делать предположения, соглас­но им осуществлять проверку важным является включение в ситуации прие­ма «А что будет, если...»

 

25

Ситуация «Строительные фокусы»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой

Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких малень­ких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из  четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и пере­числению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

 

«Муми-тролль будет строить дома для друзей. Но есть особые условия! Дома нужно строить из одинакового количества кирпичей (ситуация моделируется с помощью кубиков двух цве­тов — красных и желтых). Нужно быть очень внимательным, так как Муми-тролль часто показывает фокусы и можно ошибиться!

Развитие ситуации: детям задаются условия: предстоит построить дома красного и желтого цветов, каждый — из 5 кубиков. Воспитатель спрашива­ет: «Как вы думаете, ребята, дома будут одинаковой высоты?» Предлагается проверить — построить оба дома на столе. Затем педагог предлагает версию: «А что будет, если... один из домов (красный) перенести на пол (или стул)? Изменится ли высота домов?» Детям предлагается сначала высказать предпо­ложения, потом проверить — перенести, сравнить, подумать, почему верхние точки — «крыши» у домов — не совпадают, найти разные способы проверки: посчитать кубики, измерить условной мерой. Затем педагог предлагает детям как «строителям-фокусникам» предположить, что будет, если... уровнять вы­соту домов — стоящего на полу или стуле до дома, стоящего на столе; пред положить, что будет, если вернуть дом со стула на стол («Дома будут одина­ковы? Какой будет выше? Почему?»).Дальнейшее развитие ситуации: нужно построить дома (на столе), каждый по 5 кубиков, но разные по размеру (большие и маленькие). Детям предлага­ется сначала предположить, какой дом будет выше, а какой — ниже (показать руками высоту домов), проверить версии. Затем уравнять по размеру дома, пересчитать кубики, перенести на пол один из домов, пояснить ситуацию.

В данном случае важным является перебор вариантов, стремление детей высказывать предположения. Следует использовать приемы «возвращения в исходное состояние», «компенсации» (обратить внимание на то, что разни­ца между верхними точками домов в первом эпизоде составляет ровно столь­ко, сколько составляет разница между высотой стола и стула, на которых дома расположены), счет и измерение для проверки.

 

3-й этап («Комбинации») направлен на активизацию поиска в процессе решения сложных логических задач, развитие у детей комбинаторных уме­ний, самостоятельности в процессе познания.

Цель: самостоятельное использование логико-математического опыта на новом качественном уровне (уточнение, систематизация, обобщение, установление связей и зависимостей). Целесообразной является активизация действий в умственном плане с последующей практической проверкой (моделирова­ние условия задачи с помощью эквивалентов, геометрических или числовых фигур).

26

Ситуация «Пробки на дорогах»,

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, свер­ху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие комбинаторных способностей

Детям-«водителям» предлагается пере­везти грузы по маршруту. Выдается карта с обозначением маршрутов. Нужно определить как можно больше маршрутов доставки грузов. Кто обнаружит самое большое число маршрутов — водитель-победитель! (Ответы: АБ, АГ, ВБ, ВГ, BE, ДГ, ДЕ, АЕ, ДБ.)

image

27

Ситуация «Тропинки Красной Шапочки и Волка»

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, свер­ху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

В сказке Красная Шапочка и Волк отправились к бабушке по разным дорожкам — короткой и длинной. Но у нас — волшебный лес.

Детям демонстрируется чертеж дорожек, предлагается определить воз­можные маршруты от точки А к точке Б, одинаково ли расстояние при разных маршрутах.

Развитие ситуации: дети первоначально пробуют высказать предположе­ния, определить на глаз длину и различия маршрутов, а затем проверить. (От­веты: вариант 1 -- шаг вверх, шаг вправо, шаг вверх; вариант 2 — 2 шага вверх, 1 шаг вправо; вариант 3 — шаг вправо, 2 шага вверх. Маршруты оди­наковы.)

 

28

Ситуация «Дама сдавала в багаж»

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, свер­ху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие комбинаторных способностей

Дама сдавала в багаж три предме­та: лампу, картину, картонку. У дамы чемодан, в который могут поместить­ся только два предмета, и сумка, в которую может поместиться только один предмет. Дама очень капризна: нужно определить разные варианты расположения ею вещей в чемодане и сумке. Сколько таких вариантов может быть? Помоги упаковщику распределить предметы разными способами.

Развитие ситуации: ситуация моделируется с помощью геометрических фигур или зарисовок на листе бумаги. (Ответ: 3 варианта.)

Чемодан (2 предмета)

Сумка (1 предмет)

лампа

картина

картонка

лампа

картонка

картина

картина

картонка

лампа

 

29

Ситуация «Рататуй»

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой

В ресторан к мышонку (сюжет по мотивам из­вестного мультфильма) приедут дегустаторы. Согласно условию конкурса нужно приготовить как можно больше блюд из четырех овощей (репы, кар­тофеля, свеклы и фасоли). Есть специальное условие: сочетание исполь­зуемых овощей не должно повторяться в разных блюдах, в одном блюде можно использовать только три из набора! Выиграет тот повар, который придумает большее число блюд. Помоги мышонку приготовить обед для дегустации!

Детям предлагается с помощью геометрических фигур — заместителей овощей (или рисунков) придумать варианты-комбинации блюд. (Ответ: 4 ва­рианта блюд.)

 

репа

свекла

картофель

репа

картофель

фасоль

свекла

картофель

фасоль

репа

свекла

фасоль

 

30

Ситуация «Золушка-дизайнер»

Развитие комбинаторных способностей

Мачеха приказала Золушке сшить костю­мы для предстоящего бала. Но чтобы наказать Золушку, решила предложить ей невыполнимое условие: нужно сшить платья с тремя разными формами юбок, модными в этом сезоне (круглой, трапециевидной и треугольной), при этом — трех «королевских» цветов (красного, зеленого и желтого). Золушка совсем запуталась: сколько же платьев ей нужно сшить? Ведь платье с кру­глой юбкой может быть желтым? А красным? А зеленым? Кто быстрее всех поможет Золушке определить варианты платьев?

Развитие ситуации: детям предлагается использовать геометрические фи­гуры или нарисовать на листе бумаги. Затем предлагаются вопросы: «Сколь­ко всего платьев и каких цветов нужно сшить? Могут ли мачеха и сестры отправиться на бал в платьях одного цвета? Разных цветов?» (Ответ: Золушке нужно сшить всего платьев.)

круг

трапеция

треугольник

 

 

 

красный

красный

красный

 

 

 

желтый

желтый

желтый

 

 

 

зеленый

зеленый

зеленый

 

 

 

 

31

Ситуация «Угощение конфетами»

Развитие комбинаторных способностей

Сладкоежке подарили три конфеты, но Зубная фея разрешила съесть их за два дня и только в том случае, если он узнает, сколько разных вариантов угощения может быть. Можно сра­зу съесть все, или все три на второй день, или еще как-либо.

Детям предлагается определить разные варианты поедания конфет. Усло­вие задачи моделируется с помощью кругов (обозначающих первый и второй дни), а также трех геометрических фигур — заместителей конфет. Дети рас­кладывают конфеты в разных вариантах, зарисовывают их с помощью фигур цифр, приходят к выводу, что таких вариантов может быть 4 (3 и 0; 2 и 1: и 2; 0 и 3).

 

32

Ситуация «В магазин мы идем!»

Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).

Развитие комбинаторных способностей

Муми-тролль отправляется в магазин с друзьями. Каждому ребенку (как помощникам персонажа) выдается по 5 «монет» — геометрических фигур. Нужно набрать разных товаров: на ценниках товаров указана цена — 1,2, 3, 4, 5, 6, 7 точек-«рублей». Детям пред­лагается выбрать товары, предложить 2—3 варианта «покупок» («Что можно купить?»), например: 1 + 1+3;2+1+2ит. п.

В данной ситуации дети осваивают состав числа. Важно, чтобы дети не просто припоминали состав числа, а пытались обнаружить его, моделируя

мощью заместителей (кругов -«монетою>) и «покупки» (практического комплектования  «покупки»: купил на три «монетки», осталось еще три, можно ли купить на все три сразу, или на две и одну, или по одной — три «товара»).

Для активизации поиска необходимы вопросы: «Можно ли купить самые дорогие «товары? Два «товара» по три «монетки»? Шесть «товаров» по одной «монетке»?»

 

        

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой проект "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ТИП ПРОЕКТА: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевойУЧАСТНИКИ: дети, родители воспитанников, педагоги МБДОУСРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: II неделя каждого месяцаАКТУАЛЬНОСТ...

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспита...

Творческий, познавательно-игровой проект «Кошки – наши любимые домашние питомцы »(для 2 младшей группы)

В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных (кошке и её детёнышах) и п...

Игровой проект "Любимые игрушки"

Игровой краткосрочный проект для воспитателефй в 1-ой младшей группе....

Долгосрочный игровой проект "Любимые игрушки"

Долгосрочный игровой проект "Любимые игрушки"...

Проект: «Моя любимая игрушка» Вид проекта: творчески -игровой. младший возрост

. Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Игра и игрушка - неотделимы друг от друга. Игр...