Комплексное занятие по математике с элементами экспериментирования и использованием ИКТ: «Путешествие в страну математики»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Бобкова Ольга Владимировна

Данное занятие было разработано как один из этапов работы над проектом "Секретное письмо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx102.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок».

                                                                         http://files2.fatakat.com/2013/4/13663239891908.gif

Комплексное занятие по математике с элементами экспериментирования и использованием ИКТ:

 «Путешествие в страну математики»

Иллюстрация детей Проведение эксперимента Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Image 10823973.

http://files2.fatakat.com/2013/4/13663239891908.gif              Подготовила:  Бобкова О.В. ,воспитатель                

                                                                           1 квалификационной категории

С.Дивеево, 2015 год.

Задачи:

• Упражнение в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке

• Закрепление  знаний о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

• Закрепление  знания о последовательности дней недели

• Закрепление  представлений  детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

• Создание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

 • Выявить возможность использования различных веществ  вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная  настойка;

• Развитие у детей самостоятельности.

• Воспитывать  самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать  интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой  (использование сюрпризных моментов).

Наглядный  (использование ИКТ).

Словесный  (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры, ноутбук, проектор, магнитофон.

Демонстрационный материал: «письмо»,  презентация.

Раздаточный материал: набор цифр ,  геометрическая фигура – круг.

Материал:

-лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки - невидимки.

Ход занятия:

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте,  пожалуйста,   в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

  Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5!

Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -

Дружно мы в кругу стоим!

Молодцы! (Звучит  музыка).

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы «Колокольчик». Интересно, от кого оно?  Давайте откроем его и посмотрим, что внутри, прочитав его,   нам все станет ясно.

Открывает конверт, обнаруживает чистый лист бумаги. Кто же над нами так пошутил?

Дети рассматривают конверт, письмо. Может быть, оно написано какими-то светлыми чернилами? Может быть, поднести письмо ближе к окну? Может быть, возле настольной лампы будет лучше видно? Обнаруживается, что при нагревании появляются буквы, но сложно прочитать, текст получился нечеткий.

  Что же делать? Однажды я рассказывала об одном способе проявления невидимых чернил. Что это способ? В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом. Давайте попробуем вместе и увидим,  что у нас получиться.

Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать: «Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написала королева математики. У нас в Математической стране все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то вы сможете отправиться в путешествие. Желаю удачи. Королева математики ».

Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? (Ответы детей)

Ребята, давайте пройдем за столы, на которых находятся различные вещества. Назовите знакомые  вещества: белая гуашь, акварель, пищевой краситель( если  не знают , объяснить) .С помощью этих веществ мы попробуем  найти самые невидимые чернила.

Какое вещество вы хотели бы испробовать первым. Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью, пищевыми красителями.

Какое  из этих веществ можно использовать вместо ручки? (Ответ детей) Ребята, а теперь проверьте,  проявляются ли буквы при нагревании над лампой и смазывании йодной настойкой. Что у вас получилось? (Дети проверяют и делают выводы).

 Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодной настойкой ничего не изменяется, буквы не проявляются. Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.

 Что можно использовать еще вместо чернил?  Можно ли использовать  сок разных фруктов или овощей? Давайте проверим. Но перед работой надо надеть передники, так как сок фруктов и овощей плохо отстирывается.

Дети берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона . Дети приходят к выводу, что лучшие невидимые чернила получаются  из лимона.

 Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное,   проступает  в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.

 Молодцы, вы разгадали секрет чернил правильно,  теперь мы можем отправляться в путешествие по математической стране.

 Но что нам мешает? (Ворота)

Ой, ребята, кто- то  повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? (Дети называют) Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (Сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Круг – не имеет углов). Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

А нас встречают первые жители -  это цифры.

Посмотрите ребята,   все числа  забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку,  от  меньшего к большему. (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд,  при помощи деревянных цифр от 1 до 10).

Катя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

Женя, попробуй посчитать по -  другому  (обратный счёт от10 до 1)

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5?

Какое число вы поставили между числами 7 и 9?

Какое число вы поставили между числами 1 и 3?

какое число вы поставили между числами 4 и 6?

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Молодцы, вы отлично справились . Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

2. Посмотрите,  в стране математики для чисел построены числовые домики, но домики сейчас пустые. Послушайте, что я вам расскажу.

Они в лесу спокойно жили

И друг с другом все дружили.

Днём играли в чехарду,

Заблудились в лесу.

  Королева математики во всем любит порядок. Помогите  заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцов можно поселить  в домик  вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем. (Дети выполняют задание у магнитной доски). Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

3.Идём  дальше. Перед нами остановка «Подумай». Вам необходимо решить задачи. Посмотрите на экран.

- На столе лежит 3 яблока, одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок на столе осталось? (3)

- Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3)

А сейчас я предлагаю сесть на стулья, представьте, что ваш стул – это велосипед.

Физкультминутка:

 Мы ехали, ехали

К речке  подъехали,

Мост переехали,

Яму объехали,

Дальше поехали.

Ехали мы, ехали ,

К столам подъехали.

4. Пройдите  к своим рабочим местам. Что лежит у вас на столах. Вам нужно разделить круг на 4 равные части. На сколько частей мы уже умеем делить круг?  Разделите круг на две равные части. Как вы это делали? Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую из частей?( ½) Что больше: целый круг или его часть? Что меньше: часть круга или целый круг? Как получить четыре  равные  части?  Как теперь называется полученная часть круга?( ¼).

А теперь  давайте сделаем для   королевы , один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. Молодцы!

А сейчас давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно – неверно».

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- ночью люди обедают

- в неделе 7 дней

- за понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

- Весна наступает после лета

5. Упражнение «Спасибо за приятное занятие».

 «Ребята,  наше путешествие по математической стране,   заканчивается.  Давайте поблагодарим  друг друга за путешествие. Один из вас,  становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!»  Оба,  остаются  в центре,  по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий  участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все  держат друг  друга  за  руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким  троекратным  пожатием рук.

Ребята, а вам понравилось путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…