Непосредственная образовательная деятельность ОО «Познание» - развитие элементарных математических представлений в старшей группе «Занимательное путешествие с цифрой 7»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Занятие составлено в форме игры – путешествия. Игра способствует формированию и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развивает у детей  любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.

Решает задачи развития познавательных способностей:

- Развивать у детей умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

-Формировать представление о составе числа 7 из единиц и 2-х меньших чисел, закрепить умение обозначать число цифрой; закрепить пространственные представления, счет до семи в разных направлениях, показать независимость числа от пространственного расположения.

- Совершенствовать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

- Закрепить знания о последовательности дней недели посредством решения логических задач познавательного характера.        

- Упражнять в отгадывании загадок.

- Упражнять в правильном графическом воспроизводстве мнемотаблицы.

- Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, смекалку. Тренировать внимание детей.

Задачи развития связной речи:

- Развивать монологическую и диалогическую форму речи: умение связно мыслить, четко и ясно излагать свои мысли, составлять рассказы, перекодировать информацию. Упражнять в чтении стихотворных произведений, четком произношении чистоговорок.

- Развивать доказательную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями.

- Развивать интонационную выразительность речи, умение согласовывать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

- Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию занятия.

- Развивать умение слушать и слышать воспитателя и сверстников.

- Самостоятельно находить пути решения поставленных задач.

- Доводить начатое дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zanimatelnoe_puteshestvie_s_tsifroy_7.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность ОО «Познание» - развитие элементарных математических представлений в старшей группе «Занимательное путешествие с цифрой 7».

Цель: развитие интересов детей – любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.

Программное содержание.

Задачи на развитие познавательных способностей:

      1. Развивать у детей умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

      2. Формировать представление о составе числа 7 из единиц и 2-х меньших чисел, закрепить умение обозначать число цифрой; закрепить пространственные представления, счет до семи в разных направлениях, показать независимость числа от пространственного расположения.

      3. Совершенствовать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

      4. Закрепить знания о последовательности дней недели посредством решения логических задач познавательного характера.        

      5. Упражнять в отгадывании загадок.

6. Упражнять в правильном графическом воспроизводстве мнемотаблицы.

      7. Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, смекалку. Тренировать внимание детей.

Задачи на развитие связной речи:

  1. Развивать монологическую и диалогическую форму речи: умение связно мыслить, четко и ясно излагать свои мысли, составлять рассказы, перекодировать информацию. Упражнять в чтении стихотворных произведений, четком произношении чистоговорок.
  2. Развивать доказательную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями.
  3. Развивать интонационную выразительность речи, умение согласовывать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию занятия.
  2. Развивать умение слушать и слышать воспитателя и сверстников.
  3. Самостоятельно находить пути решения поставленных задач.
  4. Доводить начатое дело до конца

Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки Шаинского, 2 ширмы, изображение цифры 7, блоки Дьенеша, карточки, обозначающие  толстые и тонкие блоки, карточка-схема для строительства железной дороги, в которой зашифрованы 3 свойства блоков; зеленый и красный обруч, игрушка-паровозик, тележка с мячом и символами дней недели, образец лисы к игре «Танграм», бибабо-лиса, домино – «фонтаны» от №1 до №7, мнемотаблица на число 7, алгоритм частей занятия.

Раздаточный материал: числовые фигуры с изображениями 7 предметов; подносы с палочками Кьюзенера, домино-«фонтаны» №7, форма таблиц, цветные карандаши, наборы к игре «Танграм».

Предварительная работа: заучивание стихов о цифре 7

«Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога» (С. Маршак)

Семь – точно острая коса,

Коси, коса, пока остра» (Г. Виеру)

«Цифра семь! Цифра семь!

Цифра легкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!» (В. Бакалдин)

Физминутка:

«В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов,

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят» (А. Стройло)

Игры детей: «Лови, бросай, дни недели называй», «Запрещенный день недели».

Развивающие игры с блоками Дьенеша, с палочками Кьюзенера, «Танграм».

Ход занятия.

Дети входят в группу под музыку и строятся полукругом.

Восп.: Сегодня к нам в гости пришла цифра 7.

            Кто знает стихи про эту цифру?

Дети читают стихи.

Восп.: Цифра 7 приглашает нас в путешествие. А на чем, догадайтесь сами:

«В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит»

Дети: На поезде.

Восп.:           По какой дороге ходят поезда?

Дети: Поезда ходят по железной дороге?

Восп.: Пройдем в наш строительный уголок и построим железную дорогу.

Дети садятся на модули в строительном уголке.

Восп.: Мы будем строить железную дорогу из блоков Дьенеша. Давайте сначала рассортируем строительный материал: толстые блоки мы положим в красный обруч, а тонкие – в зеленый (показывает карточки с условными обозначениями).

Дети классифицируют блоки.

Восп.: Какие блоки вы положили в красный обруч?

Дети: В красный обруч мы положили толстые блоки.

Восп.: А какие блоки в зеленом обруче.

Дети: В зеленом обруче тонкие блоки.

Восп.: (показывает карточку - схему)

           Посмотрите, с какой фигуры мы начнем строительство?

Ответы детей (С большого красного квадрата!)

Восп.: Какую фигуру мы поставим за большим красным квадратом?

Дети: Большой синий прямоугольник

Восп: Маша, начни строительство и расскажи, какую фигуру ты положила первую.

Дети последовательно выкладывают блоки и рассказывают о положенной ими фигуре.

Восп.: Железная дорога готова и мы отправляемся дальше на поезде.

Воспитатель дает  «гудок» и вместе с детьми начинает движение со словами: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща».

Восп.: Первая остановка «Отгадай-ка».

Дети выстраиваются вокруг столика с числовыми фигурами, обозначающими дни недели.

Восп.: Отгадайте загадку – «Братьев этих ровно семь,

                                                 Вам они известны всем,

                                                 Каждую неделю кругом

                                                 Ходят братья друг за другом:

                                                 Попрощается последний,

                                                 Появляется передний».

Дети: Дни недели.

Восп.: Как называется первый день недели? ….

Сейчас мы поиграем в игру «Запрещенный день недели».

Нужно, подбрасывая мяч, называть последовательно дни недели, а запрещенный день называть нельзя. Запрещенный день недели – четвертый. Как называется этот день?

Дети: Четверг.

(Проводится игра)

Восп.: Нам пора в дорогу.

Дети изображают движение поезда и произносят слова: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща»

Восп.: Следующая остановка «Лесная».

(Дети останавливаются у ковра. Воспитатель заходит за ширму и с помощью игрушки-лисы из театра «БИБАБО» разыгрывает сценку)

Лиса: «Я – лисонька, я – рыженька, хвост у меня пушистый, мех золотистый, по деревне я хожу, себе курочек ищу. Ребята, если вы сумеете собрать из геометрических фигур к игре «Танграм» мой портрет, я ваших курочек не трону. Вот он!» (Вывешивает из-за ширмы портрет)

Восп.: Дети, рассмотрите внимательно портрет лисы: из каких фигур составлена голова, уши, туловище, передние и задние лапы, хвост, и составьте портрет»

Дети составляют фигуры-силуэты лисы.

Восп.: Кто справился с заданием, сосчитайте, сколько всего фигур в игре «Танграм»?

Дети: В игре «Танграм» - семь фигур.

Восп.: Расскажите, как вы составили портрет лисы. Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники в игре «Танграм» разных размеров (назовите расположение составных частей по порядку).

Ребенок: «Я составил так: голову – их квадрата, уши – из двух маленьких треугольников, туловище и задние ноги - из двух больших треугольников, передние лапы – из треугольника средней величины, хвост – из четырехугольника».

Восп.: Катя, расскажи, как ты составила портрет.

Дети  отвечают на вопрос.

Восп.: Все отлично справились, теперь лиса не тронет курочек и других домашних птиц. А нам пора в путь.

Дети имитируют движение поезда: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща».

Восп.: Следующая остановка «Парковая».

(Дети садятся за столы, на которых разложены подносы с палочками Кьюзенера и материал к игре «Посади цветы вокруг фонтанов»).

Восп.: Дети, сосчитайте, сколько всего фонтанов в парке.

Дети: В парке семь фонтанов.

Восп.: Обозначьте количество фонтанов цветной палочкой.

(Дети ставят черную палочку)

Восп.: Какой палочкой вы обозначили число семь?

Валя: Я обозначила семь фонтанов черной палочкой.

Восп.: Попробуйте составить число семь из двух других чисел. Можно придумать несколько вариантов.

(Дети составляют число семь).

Восп.: Расскажи,  из каких двух чисел ты составил число семь.

(Воспитатель спрашивает несколько человек).

Восп.: Ребята, вокруг какого фонтана не хватает цветов?

Дети: Не хватает цветов у седьмого фонтана.

Восп.: Нам надо посадить цветы так, чтобы с каждой стороны фонтана их было по семь. Сколько цветов должно быть сверху?

Дети: Сверху должно быть семь цветов.

Восп.: Справа?

Дети: Справа должно быть семь цветов.

Восп.: Снизу у фонтана сколько цветов должно быть?

(Дети отвечают, сколько цветов с каждой стороны от фонтана)

Восп.: Возьмите и подберите домино так, чтобы у ваших фонтанов с каждой стороны было по  семь цветов.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель просит ребенка, справившегося первым, выполнить задание у ковролина.

Восп.: Дети, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Восп.: Сколько светов справа от твоего фонтана?

Восп.: Маша, расскажи, сколько цветов с каждой стороны у твоего фонтана.

Ребенок: Сверху…, справа…, снизу…, слева…

Восп.: Дети, семерка зовет нас в дорогу.

Дети: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща»

(Строятся полукругом)            

Восп.: Станция «Деревушка».

(Проводится физминутка: дети читают стихотворение про деревушку и показывают руками: «В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь дымков, семь щенков,

Семь драчливых петухов.

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят»)

Восп.: Наш поезд отправляется дальше, следующая станция «Запоминай-ка».

(Дети садятся за стол, на котором лежат заготовки таблиц и стоят в стаканчиках карандаши)

Воспитатель показывает детям мнемотаблицу: Посмотрите, какая цифра изображена в середине таблицы?

Дети: В середине таблицы цифра 7.

Восп.: Какое число обозначает цифра 7?

Дети: Цифра 7 обозначает число 7.

Восп.: Рассмотрите таблицу последовательно, начиная с левой верхней клетки, и расскажите, как составлено на таблице число 7.

Дети: На таблице число 7 составлено из одной капельки и шести лепестков цветка; из трех комков и четырех углов квадрата; из трех углов треугольника и четырех точек; из числа 2 и пяти углов звездочки.

Восп.: Маша, расскажи все, что можно, о цифре 7 по этой таблице.

Ребенок составляет рассказ по таблице.

Восп.: Дети, посмотрите еще раз внимательно на таблицу и запомните расположение всех предметов.

Дети рассматривают таблицу 15 секунд.

Восп.: Возьмите простые карандаши и зарисуйте таблицу.

Восп.: (спрашивает детей, которые первыми справились с заданием) Катя, расскажи,  что и где нарисовано на твоей  таблице.

Ребенок: В центре моей таблицы нарисована цифра 7, она обозначает число 7. Это число можно составить…

Восп.: Наше путешествие подошло к концу. Семерка очень довольна, ведь вы о ней так много рассказали. Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали, чем занимались.

Дети: Мы были на станции «Стройка», там мы строили железную дорогу».

На станции «Лесная» мы собирали портрет  лисы из наборов к игре «Танграм».

На станции «Парковая» сажали цветы вокруг фонтанов.

Восп.: А что мы делали на станции «Деревушка»?

Дети: Разминку.

Восп.: Цифра 7 принесла вам угощение: вот такое красивое печенье, похожее на какую цифру?

Дети: На семерку! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.

Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...

Непосредственно образовательная деятельность по познанию ( формированию элементарно математических представлений) в средней группе « Кто, кто в тереме живет"».

Программное содержание: Упражнять в порядковом счете, формировать умения соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерности в ряду. Закреплять знания о геометрических фигурах. Упражнять...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познание-формирование элементарных математических представлений) На тему: «Из чего же сделан снеговик?» для детей 2 младшая группа.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, формировать понятия «много», «один», «большой», «маленький», формировать навыки выполнять аппликацию по заданию воспитателя,развивать пространственное ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) Старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений)Старшая группа...