Обучаем детей различать: большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий
консультация по математике (младшая, средняя группа) по теме

Обучаем детей различать: большой-маленький, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий 
Понятие маленький- большой
Цель  занятия.
Научить детей сравнивать предметы по величине: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький; познакомить с этими величинами, выработать умение сравнивать и правильно обозначать параметры: выше, ниже, шире, уже. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру.                                                       Развивающие задачи:

• формировать внимание, мышление, воображение, память,

• развивать слуховое восприятие.

 развивать мелкую моторику.

• развивать связанную речь.

Воспитательные задачи:

•  воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи,

•  воспитывать аккуратность.

 

Для того чтобы ребенок понял, какие предметы называют - маленькими, а какие - большими, необходимо показывать ребенку примеры. Например, поиграйте с ребенком в кубики. Попросите из кубиков построить башенку. Рядом постройте еще оду башенку, но меньшую по размеру. Попросите показать, какая башенка больше, а какая меньше, если малыш затрудняется в ответе - помогите ему. 
Попросите слепить из пластилина маленький и большой шарик и т.д.
Как только кроха поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к следующему этапу - обучать понятиям высокий - низкий, короткий - длинный и т.д.
Понятия высокий - низкий
Попытайтесь научить ребенка в нужном контексте употреблять слова высокий - низкий. Ведь, если употреблять слова маленький - большой относительно человека - можно легко запутаться (не понятно, что подразумевается под этими словами - рост или возраст). 
Прежде всего, подумайте, о чем или о ком мы говорим - низкий - высокий. Конечно, прежде всего о людях, о домах, о стульях и т.д. О чем мы говорим маленький - большой? О фруктах, овощах и т.д.
В ходе игры показывайте ребенку окружающие предметы. Описывать предметы можно и дома и на улице. Например, во время прогулки покажите ребенку дерево и кустик. Скажите: “Что выше дерево или куст?” Можно попросить ребенка определить, кто выше из деток и т.д.
Посмотрите с ребенком на небо. Расскажите - как высоко над вами расположено солнышко. Посмотрите на птичку, сидящую на дереве. Скажите малышу, что птичка сидит высоко на дереве. 
Понаблюдайте над высоко летящим самолетом и т.д.
Старайтесь в обыденной речи употреблять данные понятия. Постепенно малыш поймет, что они обозначают.
Понятие широкий - узкий
Что касается понятий широкий - узкий, то и здесь обстоит дело также. На примере показывайте ребеночку, что значит широкий и узкий. Вместо этих понятий малыши часто употребляют слова - большой - маленький. В ходе игры покажите ребенку, например, узкий шарфик и широкий, вначале самостоятельно покажите где из них широкой, а где узкий. Можно на улице показать малышу узкую тропинку и широкую дорогу и т.д.
Понятия длинный - короткий
Покажите ребенку длинную веревочку и короткую. Попросите вычислить какая из них больше. После этого скажите: “Та ниточка которая больше - она длинная, а та, которая поменьше - короткая. 
Можно показать на картинке зайчика и медвежонка. Попросите определить, у кого длиннее ушки.
На прогулке попросите кроху найти длинную палочку.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепить понятия количества: один - много, размера: большой - маленький, длины: широкий - узкий, конспект НОД

Конспект непосредственной образовательной деятельностиКонспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму»Программное содержание:-Закрепить понятия количества: один...

НОД по ФЭМП для детей 2 младшей группы «Высокий –низкий, широкий узкий».

Тема представленного занятия: «Высокий –низкий, широкий узкий». Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Задачи приоритетной образовательной области: Упражнять в сравнении д...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Широкий – узкий, шире – уже»

Программное содержание:учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения;обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже;про...

Конспект ООД Высокий — низкий, широкий — узкий, большой — маленький

Конспект по познавательному развитию во 2 младшей группе...

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"...

Занятие в средней группе "Сравнения: высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий"

Конспект занятия на тему: "Сравнения: высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий". Цель занятия. Научить детей сравнивать предметы по величине: высокий - ...

Система заданий Большой-маленький, высокий-низкий. Различаем величину предметов Для детей 3-4 лет.

Система заданийБольшой-маленький, высокий-низкий. Различаем величину предметовДля детей 3-4 лет.     Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика дете...