Итоговое занятие по математике в средней группе "Клад"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Конспект открытого занятия для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_matematike.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по математике в средней группе.

«Клад»

Задачи:

1.Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений. Обогащение словаря детей.

2.Закрепить использование усвоенных понятий - «большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький»; «маленький», «побольше», «ещё больше», «самый большой» - в характеристике признака величины. Развитие глазомера.

3.Совершенствовать счётные навыки в пределах 5. Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.

4.Конкретизировать и обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях между двумя группами предметов: « столько же, сколько», « больше, чем», « меньше, чем».

5.Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве.

6.Формировать культуру труда, умение целесообразно располагать материал на рабочем столе, поддерживать порядок во время работы.

7.Воспитывать в детях любовь к подвижному и здоровому образу жизни, к природе и всему живому.

Материалы и оборудование:

-конверт с письмом, карта; мяч; пять ключей разного цвета с нумерацией от 1 до 5;

-цифры от 1 до 5 на тесёмочках в геометрических фигурах (по одному комплекту красного, зелёного, синего цветов); кольца – 15 штук, бубен;

-раздаточный материал - ёлочки и грибочки, цифры и числовые карточки от 1 до 5; иллюстрация – грибы на опушке; аудиозапись – крик филина.

-мольберт с геометрическими фигурами и цифрами от 1 до 5;

-кукла Незнайка,4 картинки по здоровому образу жизни;

-2 мольберта с иллюстрациями к сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят», отдельные силуэты героев и предметов к сказочным иллюстрациям; клей, кисти, тарелочки, салфетки, подставки под кисти;

-сундук с письмом и математической игрой.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Дети приветствуют гостей и проходят в спальню на ковёр.

Обыгрывается ситуация с письмом. Открываем конверт, находим в нём лист бумаги, рассматриваем.

-Ребята, что это? (дети приходят к выводу, что это карта).

-Посмотрите, здесь ещё что-то есть (достаю из конверта письмо). Это письмо (читаю).

«Ребята, это непростая карта. Она указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по островам. Их ровно 5. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключ-помощник. Необходимо собрать 5 таких ключей, только тогда вы сможете отыскать клад»

-Ну что, попробуем? Тогда в путь.

2.Основная часть.

-Итак, первый остров-остров «Зазеркалье» (обращаемся к карте).

-А на чём же мы поплывём? (-на корабле).Обыгрываем ситуацию с кораблём.

-Вот мы и на острове. На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется «Наоборот». ( Детям напоминаются правила знакомой игры «Наоборот»).

В игре используются следующие пары слов:

низкий - высокий                         длинный – короткий                        узкий – широкий

большой – маленький                мягкий – твёрдый                        лёгкий – тяжёлый

мокрый – сухой                        горячий – холодный                        чистый – грязный

пустой – полный                        горький – сладкий                        старый – новый

худой – толстый                        громкий – тихий                        трусливый – смелый

добрый – злой                        быстрый – медленный                тёмный – светлый

-Молодцы, справились с заданием! А вот и ключ (снимаю ключ - помощник).

-Ребята, какой это ключ? (-Первый, синий). Правильно, у нас есть первый ключ. Отправляемся дальше (обращаемся к карте).

-Нас ждёт следующий остров- остров «Потерянных цифр».

 Обыгрывается ситуация с кораблём- дети друг за другом переходят в группу на коврик, руками имитируя плавающие движения.

 На полу разложены обручи трёх цветов (синий, зелёный, красный) в три ряда по 5 обручей в каждом (буквой «П»). На детях до начала мероприятия одеты цифры от 1 до 5 (синего, зелёного, красного цветов) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

-Ребята, вот мы и на острове. Здесь живут цифры 1, 2, 3, 4, 5. А вот и их домики ( обручи).

-Странно, а где же сами цифры? Почему пусты их домики? (дети ищут цифры и находят их у себя на груди).

-Чтобы получить ключ- помощник на этом острове, нам нужно выполнить задание- вернуть все цифры по порядку в домики. Посмотрите внимательно, запомните какая у вас цифра и какого она цвета, ведь поселить её можно только в домик такого же цвета. Синие и зелёные цифры строятся в прямом порядке, а красные – в обратном.

Звучит музыка - дети кружатся по «острову», музыка затихает- дети занимают свои места в обручах. Проводится проверка – один группа цифр проверяет другую. Затем обращаем внимание на фигуры на груди (круг, квадрат, треугольник).

-Катя, посмотри внимательно на зелёные цифры, в какую геометрическую фигуру они спрятались? ( в круг).

-Посмотри, все круги одинакового размера? (нет). Что ты можешь сказать о них? (самый маленький, побольше, ещё больше, самый большой).

-Хорошо, верно!

Аналогично строится беседа о синих и красных цифрах.

-Вот мы и справились со вторым заданием (снимаю ключ-помощник, дети называют его порядковый номер и цвет).

-Нам нужно двигаться дальше (обращаемся к карте). Нас ждёт следующий остров - остров «Математических загадок». (Обыгрывается ситуация с кораблём).

-Вот мы и на острове (дети рассаживаются за столами). Чтобы справиться с заданием этого острова, нам нужно внимательно слушать, считать и действовать. Итак, приготовились.

На столах перед детьми тарелочки с игрушками (ёлочки, грибочки) и тарелочки с цифрами и числовыми карточками.

1.-Выложите на столе столько же грибочков, сколько на опушке растёт подосиновиков. Рядом положите цифру и числовую карточку.

По ходу выполнения задания, дети, справившиеся быстрее других, проводят проверку – объясняют последовательность своих действий.

Проверка:

-Сколько грибочков выложил на стол Матвейка? (3)

-Почему 3? (Потому что на опушке растёт три подосиновика).

-Какую цифру положил рядом? (Цифру 3).

-Приготовьтесь к следующему заданию (дети убирают всё обратно в тарелочки).

2.-Выложите на столе грибочков на один больше, чем на опушке лисичек (грибов).

Выполняется задание и проверка.

3.-Выложите на столе столько ёлочек, сколько раз услышите крик филина, рядом положите цифру и числовую карточку.

Дети выполняют задание, аналогично проводится проверка.

4.Перед детьми на доске размещены геометрические фигуры (5 квадратов, 4 круга, 3 треугольника, 2 овала, 1 прямоугольника) в определённой последовательности.

-Поднимите цифру, которая показывает, сколько здесь треугольников.

Дети выполняют задание, проверка. Аналогичная работа с другими фигурами.

5.Продоложается работа с доской

-А сейчас последнее задание – нужно найти и исправить ошибку. Закрывайте глазки крепко-крепко.

Дети закрывают глаза, меняются местами цифры 3 и 4, фигуры овалов и прямоугольника меняются рядами, убирается один квадрат. Итого 3 ошибки.

На исправление и комментирование каждой ошибки вызывается по одному ребёнку.

-Молодцы! Вот и этот ключ - помощник наш. (Снимаю ключ, дети называют его порядковый номер и цвет).

-А сейчас мы поплывём к следующему острову (обращаемся к карте) – это остров «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

- Ребятки , к этому острову мы не сможем подплыть на корабле, а то сядем на мель. Придётся плыть самим. (Встаём у столов и имитируем движения пловцов).

- Посмотрите, какие мы стали мокрые, отряхивайте ручки, ножки. (Дети отряхиваются).

В это время ставится мольберт, обозначающий остров, рядом Незнайка.

- Вот мы и на острове. Посмотрите, кто нас встречает? (Незнайка).

- Незнайка, а ты почему такой грустный? (Незнайка рассказывает о том, что на острове ему грустно, потому что здесь нет компьютера, телевизора с мультфильмами, нет сладостей – и поэтому он заболевает).

- Ребятки, а разве это помогает быть здоровыми?

- А давайте подскажем Незнайке, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. Помогут нам в этом замечательные «малыши - крепыши».

На мольберт выставляется картинка с изображением зимы и лыжников.

- Андрюша, что делают ребята, чтобы быть здоровыми? (Дети катаются на лыжах с горы).

Далее идёт обсуждение – для чего это полезно? (Полезно дышать зимним морозным воздухом,; закаливание; тренировка для рук, ног; хорошее упражнение для равновесия).

- А что мы делаем с вами зимой? (Гуляем, катаемся на лыжах, санках, с горок, играем в снежки и т.д.).

- Молодцы!

На мольберте появляется ещё одна картинка.

- Карина, что делают «малыши - крепыши»? (Ребята плавают в бассейне наперегонки).

- Для чего это полезно? (Физическое упражнение для всех частей тела – для рук, ног, головы, спины; закаливание прохладной водой; чтобы можно было плавать под водой и наблюдать за подводным миром).

- А где ещё можно купаться? (Ответы детей).

Аналогичная беседа ещё по двум картинкам (пешая прогулка по лесу; упражнения с мячом).

- Хорошо. Значит для того, чтобы быть здоровым, нам нужно выполнять физические упражнения, закаляться, правильно питаться. А теперь покажем Незнайке, как мы умеем выполнять гимнастику.

Дети встают у столов.

Мы по городу гуляем

За природой наблюдаем

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели

Птицы в гнёздышках сидят

Птицы по небу летят

И по веткам скачут

И никто не плачет.

- А теперь, Незнайка, мы можем взять ключ-помощник? (Снимаю ключ, дети называют порядковый номер и цвет).

Прощаемся с Незнайкой.

- Нас ждёт последний остров – остров «В гостях у сказки». (Садимся в корабль, смотрим в бинокль и находим последний остров).

Перемещаемся в последнюю зону. Там приготовлены два мольберта, на каждом висит по одной иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят». Рядом с каждым мольбертом - стол, на котором разложены недостающие части иллюстраций, кисти, клей, тарелочки, салфетки, подставки для кисточек.

- Вот мы и на остове. На нём, ребята, живут сразу две сказки, нам с вами очень хорошо знакомые. Хотите узнать какие? Тогда слушайте. Художник не все части сказки прорисовал красками, а оставил их белыми. Наше задание – закрыть эти белые силуэты нужными картинками с героями или предметами.

Дети делятся на две команды, одна отправляется к мольберту со сказкой «Колобок», другая к мольберту со сказкой «Волк и семеро козлят».

- Посмотрите, у вас на столах лежат те самые части, которые не раскрасил художник. Чтобы поместить их на иллюстрацию понадобятся клей, кисти, салфетки.

Проговаривается последовательность работы : сначала взять любую часть с разноса, подойти с ней к мольберту, найти её место, а потом уже брать кисть и наносить клей.

- Не забываем о правилах работы с клеем – пользуемся салфеткой, кисть кладём на подставку.

Дети выполняют задание.

По ходу выполнения работы, дети рассказывают о расположении предметов и героев в пространстве и относительно друг друга.

Когда работа заканчивается, задаётся вопрос:

- Итак, у каких двух сказок мы были в гостях? (Ответы детей).

- Верно. Молодцы!

- А вот и последний ключ-помощник. (Снимается ключ, дети проговаривают порядковый номер и цвет).

- Где же наша карта? (Достаётся карта – смотрим, где находится клад).

Отправляемся за кладом в спальню.

3. Заключительная часть.

На коврике в спальне заранее выставляется сундучок.

Дети проходят в спальню на стульчики.

- Что это, ребята? (Ответы детей).

- Верно, вод мы и добрались до клада. Интересно, что там внутри?

Вешаем на сундук по порядку все ключи. (Дети проговаривают порядковый счёт).

Сундук открывается.

Сначала вынимается письмо. Зачитывается:

«Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад».

Затем вынимается игра математического содержания.

- Мы с вами обязательно поиграем в игру, но чуть позже. А сейчас скажите, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)

- Что запомнилось больше?

- Какой остров был самый интересный? (Ответы детей). Самый сложный? (Ответы детей).

- Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.

Занятие заканчивается. Дети могут отправиться на любой остров, могут остаться в спальне рассматривать «игру-клад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике в средней группе« Королевство Математики» презентация.

Предлагаю конспект итогового занятия по математике и презетацию(средняя группа)....

Конспект итогового занятия по математике в средней группе "Увлекательное путешествие в страну Математики»

Цель:1. Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике. -  Уточнить знания о прямом счете в пределах 5, умение соотносить цифры от 1-...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе "Путешествие в страну Математики"

Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике. Уточнить знания о прямом счете в пределах 5, умение соотносить цифры от 1-5, совершенствов...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе " Путешествие в страну Математики»

Конспект итогового занятия по математике  в средней  группе " Путешествие в страну Математики»Цель:1. Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе " Путешествие в страну Математики»

Конспект итогового занятия по математике  в средней  группе " Путешествие в страну Математики»Цель:1. Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на...