Знакомство с математикой для дошкольников
методическая разработка по математике на тему

Нейман Ирина Евгеньевна
Методическая разработка по теме Математика для дошкольников
Содержание [убрать]
1 Знакомство с Математикой для дошкольников
2 Начало обучения
3 Счет
4 Пространственные понятия
5 Итоги:
Знакомство с Математикой для дошкольников
 
 
 
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период.
 
Начало обучения
 
Много и мало, пустой и полный
 
 
Начинать обучать ребенка математике нужно в несколько этапов. Начнем с того, что объясним ребенку, что есть понятия «много и мало», «пустой и полный». Приведем пример: когда ребенок играет в песочнице, маме нужно попросить его в одно ведро положить много песка, а в другое мало, также с понятием пустой и полный.
Учить ребенка можно не только с песком, но и с водой, например, когда вы купаете ребенка. Детям очень нравиться играть в ванной с водой, так почему же не превратить игру в обучение математики? Попросите ребенка (предварительно подготовив пластмассовые стаканчики) набрать в один стакан много воды, в другой мало. Затем пусть ребенок нальет полный стакан, и выльет из него воду, чтоб он стал пустым.
Когда ребенок играет с игрушками влейтесь в его компанию предложив поиграть вместе. У любого ребенка есть кубики и машинки и даже здесь можно учить ребенка. Возьмите несколько кубиков и машинок себе и спросите у ребенка: «Чего у меня больше — машинок или кубиков?» Если ребенок засомневается объясните ему подробно.
Понятие равенства
 
 
Необходимо учить ребенка равенству. Например к вам пришли гости с детьми. Теперь в доме три ребенка и можно поиграть и поучить математику. Дайте своему сыну (дочери) 3 конфеты и пусть ребенок отдаст по одной конфете двум маленьким гостям. После чего объясните, что у каждого ребенка по одной конфете, т.е. столько же сколько у тебя. Также можно играть с игрушками (вместо гостей).
Возьмите две кружки и пусть ребенок бросит в них по одному шарику. Объясните ему, что в одной кружке столько же, сколько и в другой. Когда вы с ребенком собираетесь на прогулку, объясните, что у него столько же ботинок сколько и у вас. Таких примеров можно придумать очень большое количество, если вы читая статью уже что-то придумали, то обязательно напиши свои мысли в комментарии.
 
 
 
 
Понятие неравенства
 
 
 
Итак, ребенок стал понимать, что такое равенство или одинаковое количество, теперь нужно объяснить, что такое неравенство, я думаю вы уже догадались как это сделать.Приведем пример: на одной картинке нарисовано три дерева, а на другой 5 спросите у малыша, где больше деревьев.Вы можете использовать различные методы применения данной методики.
Счет
 
 
 
Если вашему сыну или дочери уже исполнилось два года, то вы можете начинать учить его (ее) считать. Начинать всегда нужно с малого, так как ребенку долгое занятие быстро разонравиться, поэтому начнем с пяти. Приведем пример: если у вас сын, то у мальчиков в этом возрасте имеется очень большое количество маленьких машинок, поэтому будем считать их.
Возьмите пять его любимых машинок и разложите их перед ним. Укажите пальцем на машинку произнеся «один», на следующую «два», «три» и т.д. Пусть он за вами повторяет. Также считать можно все подряд: кофеты, кубики, деревья, автомобили (находящиеся на улице). Когда вы идете домой с прогулки, поднимаясь по лестнице, можно посчитать ступеньки. Когда вы читаете книжку своему ребенку, обращайте внимание на картинке, интересуйтесь сколько изображено мячиков или птичек, пусть ребенок посчитает.
На следующий день считайте уже до восьми, т.е. с каждым днем добавляйте по паре цифр, тем самым вы заинтересуете своего ребенка и слегка усложните ему задачу. Ребенок должен понимать для чего он учится, объясните ему, если он научится, то сможет разделить с папой конфеты поровну и он не обманит его . Когда мама наливает чай всей семье попросите ребенка посчитать сколько человек в семье и сколько кружек нужно достать, чтоб хватило и ему.
Когда ваш ребенок уже начал немного понимать и считать до 10, то можно начинать учить его цифрам. Для того, чтоб ваш ребенок не просто заучил цифры от 1 до 10, вам нужно приводить ему примеры: что на столе лежит два яблока, на полу два кубика, во дворе стоит две машины все это обозначается одной цифрой. Купите в магазине цветные цифры на магнитах и прикрепите их к холодильнику, пусть цифры находятся перед глазами ребенка, тогда он быстро выучит их.
Когда ребенок научился считать до 10 научите его числу «ноль». Объясните ему, что ноль это когда ничего нет, пример: когда был один чупа-чупс и он его съел стало «ноль» чупа-чупсов или любой другой пример.
Пространственные понятия
 
Длиннее и короче
Возьмите два шнурка, причем один шнурок должен быть короче другого и дайте ребенку спросив у него какой шнурок короче, а какой длиннее.
Нарисуйте на листе бумаги три домика от каждого домика нарисуйте по одной дорожке (дорога должна быть одинаковая по ширине, но разная по длине). В конце каждой дорожки нарисуйте зайчика, и спросите у ребенка какая дорожка короче, а какая длиннее, кто придет домой быстрее.
Шире и уже
Нарежьте полоски из цветной бумаги, одни полоски должны быть узкими, другие короткими. Перед ребенком лежит две полоски одна шире другой, попросите его показать какая полоска широкая, а какая узкая. Также вы можете на листе бумаги нарисовать рисунок с домиками и зайчиками, только теперь длина остается одинаковая, а ширина разная.
Выше и ниже
Кто выше папа или мама, спросите у ребенка, когда он вам ответит, придумайте еще вопрос, пример сестра выше тебя или ниже. Когда ребенок играет в кубики, присоединитесь к нему и стойте свою башню, а после спросите ребенка у кого башня выше, а у кого ниже.
Итоги:
 
С каждым годом ребенок растет, умнеет и важно не упускать то время, когда ему все интересно. Учите ребенка играя и все у вас получиться. Также как и с другими примерами , нужно научить ребенка понятиям «больше и меньше», «тоньше и толще». Развитие ребенка в таком случае не останется без внимания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с математикой в быту

В материале указаны игровые приемы развития математических способностей детей в быту....

Математика в детском саду. Проблема формирования и развития математических способностей детей. Логика и математика для дошкольника.

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"

Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов....

" Знакомство с математикой детей старшего дошкольного возраста"

Знакомит  с материалом  который дети познают  о математике,  предлагает математические игры  с детьми в домашних  условиях...

"Знакомство с математикой"

консультация для родителей...

«Первое знакомство с математикой». (консультация для родителей)

Автор показывает какое значение в жизни дошкольника имеет математика....

Консультация "Знакомство с математикой"

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...