«Познавательно-речевое развитие детей в процессе формирования пространственных представлений»
статья по математике по теме

Богучарова Наталья Ивановна

Школьное обучение требует от детей определенного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы в школе формируется в период дошкольного детства, т.е. проблема интеллектуального развития ребенка остается в центре внимания педагогов, психологов и родителей. При этом основной акцент делается на формировании у детей способов познания. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будующего школьника являются дефференцированое восприятие, развитие наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Фундаментом умственного развития ребенка является ориентировка в окружающем мире. Именно в познавательной деятельности формируются первоначальные представления о явлениях природы, суточных и сезонных, пространственных изменениях в природе. Неотъемлемую часть умственного воспитания детей занимает, так же, формирование знаний детей о пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelno-rechevoe_razvitie_detey.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательно-речевое развитие детей в процессе формирования пространственных представлений»

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе, обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.) Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.

В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие разделили на две самостоятельные области: познавательное и речевое. Познавательно-речевое развитие является одним из компонентов структуры содержания дошкольного образования.

В период дошкольного детства, благодаря познавательной активности ребенка, происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка. Познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Речь не дается человеку от рождения. Необходимо приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Речевое развитие дошкольников – одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация  словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и со взрослыми, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Одна из составляющих познавательного развития ребенка – развитие элементарных математических представлений, которые являются исключительно важной частью интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Многие ученые подчеркивают роль обучения математике в развитии интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Поэтому очень важно не упустить этот «благоприятный» период для развития умственных способностей детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Формирование пространственных представлений – одно из основных направлений в работе с дошкольниками. Пространственные представления являются базисом, под которым подстраивается вся совокупность психических функций: письма, счет, чтение, мышление и т.п..

В исследованиях обращается внимание на то, что владение пространственными представлениями определяет возможность ребенка в когнетивной и речевой деятельности, а так же является важным фактором сенсорной интеграции, адаптирующей ребенка к окружающей действительности.

В связи с этим, формирование пространственных представлений понимается как приоритетная задача познавательного развития дошкольников, а сам процесс формирования пространственных представлений понимается как универсальная способность, активирующая познавательную деятельность в процессе восприятия.

Исследователями признается тот факт, что восприятие и оценка пространства формируется с прямым участием речи, которая включается в уровневую структуру пространственных представлений, выступает, с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных знаний, а с другой – как организатор ориентировки в категориях пространства. При этом доказано, что степень вербализованности пространственных представлений отражает уровень речевого развития ребенка.

Работа по формированию у детей пространственных представлений начинается еще с младшего дошкольного возраста (анализ положения собственного тела), чтобы в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной к школе группе, основной задачей стало закрепление и повторение ранее изученного материала.

От умения ориентироваться в пространстве зависит:

  • правильно понимание цифр, печатание букв, расположение их на листе бумаги;
  • скорость и качество чтения;
  • качество рисунков;
  • усвоение правил дорожного движения;
  • качество выполнения упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

На практике мы часто наблюдаем, что не все дети хорошо ориентируются в схеме собственного тела (например, не различают правую и левую руки), путают, что находится слева, справа, вследствие чего не умеют правильно употреблять предлоги.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако, затруднено активное использование этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание расположения объектов и отношений между ними.

Ошибочно полагать, что достаточно лишь оборудовать «среду» и развитие придет само собой. Однако, наличие предметов и благоприятных обстоятельств совершенно недостаточно. Нужно еще привлечь внимание ребенка к ним. Систематичность и последовательность – необходимые условия правильного математического развития.

Работу по формированию необходимых умений следует проводить поэтапно:

  • ориентировка в схеме тела другого человека;
  • расположение предметов слева, справа, сзади и спереди относительно себя;
  • расположение предметов слева направо или сверху вниз;
  • расположение предметов относительно друг друга;
  • употребление в речи предлогов;
  • развитие диалогической речи (умение задавать вопросы по предметной и сюжетной картинкам);
  • Ориентировка на листе бумаги (в основном для подготовительной к школе группе).

Формирование пространственных отношений происходит не только  на специально организованных занятиях по математике, но и на физкультурных и музыкальных, на занятиях по развитию речи, в процессе продуктивной деятельности, подвижных игр на прогулке, во время режимных моментов в течение дня.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы закрепляем ранее изученные понятия, знания. Важная роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста отводится знакомству со значением слов: сверху, снизу, наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше.

Особенно важное место в познавательно-речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Освоение пространственных представлений через игры оказывает влияние на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное положение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех – ниже всех, медленно – медленнее и т.п.). Вариантов дидактических игра по ознакомлению с пространственными представлениями и понятиями разнообразны, например: «Расскажи, Незнайка, кто его соседи и где они живут?»; «Где художник нарисовал животных?»; «Что где находится?»; «Найди карточки с одинаковым расположением предметов» и т.д..

Даже в старшем дошкольном возрасте не единичны случаи, когда для детей сложным является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. «Зеркальное» отображение ребенок запоминает труднее, но и это он может усвоить. (Например, дать детям в правую руку флажок, затем дети перестраиваются в две шеренги лицом друг к другу, не перекладывая флажок в другую руку. Обращается внимание на то, в какой руку флажки у детей из шеренги напротив). В работе с детьми хорошо использовать такие игры как: «Зеркало», «Определи расположение деталей на одежде» и т.д..

Для закрепления пространственных представлений (пространственных предметов) уместно использовать беседы по сюжетным картинкам. Отвечая на вопросы воспитателя, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: «куст выше, чем трава. Цветок ниже куста» и т.д.

Большое значение в работе с дошкольниками играют средства, методы, приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Форма подачи предлагаемого материала должна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т.п.) используются и новые, способствующие эмоциональному восприятию объектов, развивающие все стороны речи детей. Познавательная сфера детей широка и многогранна. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но самое главное, их активной позиции в познании мира. Детям предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усваиванию сложного типа монолога – рассуждения.

Знания, данные детям в занимательной форме быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать следующие приемы, способствующие развитию пространственных представлений и понятий:

  • рассматривание дидактических картинок и описание  расположения изображенных на них предметов (по типу «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.);
  • составление рассказа по сюжетной картинке с использованием пространственных предметов;
  • сравнение парных картинок с изображением одинаковых предметов, находящихся в разных пространственных положениях;
  • описание местонахождения игрушек в комнате;
  • поиск спрятанных игрушек по инструкции (решение поисковых задач)
  • ориентировка на плоскости (лабиринты, схемы и т.д.);
  • двигательные диктанты (по шагам: один шаг вперед, два шага вправо);
  • конструирование и копирование (можно использовать любые виды конструкторов, кубики, лего, пазлы, разрезанные картинки, мозаику; игры с элементами конструирования, например, «Найди дорогу»)
  • решение логических задач, где детям мысленно приходится представить «пространство», например:

По дорожке  прыгали воробьи:

                              Один спереди двух

                              И три в ряд,

                              Один впереди и два позади.

                              Сколько всего было воробьев?

В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение детей ориентировки на листе бумаги. В ХХ веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, М.М. Кольцова, Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Известно, что современные дети совершают массу ошибок, связанных с недостаточным уровнем развития пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики. Работая в тетради, на листе бумаги, они не могут выполнить команды «отступить вправо», «влево», «вверх» или «вниз». В дальнейшем при чтении и письме совершают такие специфические ошибки, как смешение схожих по написанию букв (б-д, п-т и др.), перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.

Поэтому в подготовительной к школе группе проводится подготовка детей к работе в тетради – зрительные диктанты:

  • создание орнамента по инструкции;
  • проведение линий по инструкции;
  • создание плана комнаты (зоопарка, города и т.д.);
  • создание ритмических рисунков (использование этого приема развивает у детей умение работать по инструкции с последующим вербальным обозначением пространственных отношений, умение создавать по образцу или по представлению пространственное расположение элементов).

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает способом детального восприятия плоскости листа, пространственного анализа плоскости. Поэтому необходимо увеличивать число упражнений и дидактических игр на бумаге в клетку.

Планомерная и систематическая работа может способствовать развитию положительной динамики в понимании и осознании таких понятий как пространство, пространственные отношения. Системы работы по познавательно-речевому развитию детей, посредством формирования пространственных представлений, способствуют развитию психологических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также играет огромную роль в пропедевтике дисграфии и дислексии.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского восприятия, а также правильно организованной предметно-развивающей средой, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало школьного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

Рекомендации для родителей детей с проблемами формирования пространственных представлений

Этапы формирования пространственных представлений:1.      Освоение телесного пространства;2.      освоение внешнего пространства;3....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями в процессе формирования пространственных представлений

При изучении особенностей употребления предлогов пространственного значения детьми с ОНР (3 уровень речевого развития, старший дошкольный возраст) были выявлены недостатки в виде следующих ошибок:проп...

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...

Развитие речи в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников с онр

В консультации освещены вопросы необходимости формирования пространственных отношений для развития речи детей с ОНР....