Конспект по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представле­ний — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
Воспитательные:
Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.


Ход занятия:
Часть 1
Воспитаетель: - Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно: Сидит в корзинке девочка У Мишки за спиной Он сам того не ведая Несет ее домой. Воспитаетель: - Из какой сказки гости, ребята? Ответы детей: - Маша и Медведь. Воспитаетель: - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили придти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны? Ответы детей: - Да. Воспитаетель: - У каждого их них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя? Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать. Берем конверт, открываем и читаем: У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка , какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик.) - Какие геометрические фигуры выложил Дима? - Какие фигуры выложил Максим, Ваня? - Сколько всего фигур? Молодцы, как быстро вы справились с заданием. 
Часть 2
- А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе). - Смотрите, что это за волшебные облака? Ответы детей: - Дни недели. - Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели. - Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета. (третий день недели среда, он голубого цвета) А какой будет завтра день недели, какого он цвета. А вчера какой был день недели? Какого цвета? Воспитаетель: - Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы. 
Часть 3
Воспитаетель: - Возьмем еще конверт у Маши? Открываю: Маша приглашает вас поиграть - Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно, Сделаем зарядку дружно? Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись Лапки кверху, лапки в бок И на месте скок-скок - скок. А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки! Замедляйте детки шаг, Шаг на месте, стой! Вот так! Воспитаетель: - Хорошо отдохнули. 
Часть 4
Можно и у Медведя взять еще конвертик, да? Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку. - Сколько пальцев на правой руке? - Сколько глаз у светофора? - Сколько носов у двух собак? - Сколько ушей у двух мышей? - Сколько хвостов у двух котов? - Все верно, показали. Молодцы. 
Часть 5
- Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске). - Что сделала Настя? - Что сделала Даша? - Что сделал Максим? - Сколько палочек использовали для домика Маши? - Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя? Какие красивые домики у вас получились. 
Часть 6
Воспитаетель: - Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю. "Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед". 
Анализ занятия:
Воспитаетель: - Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки? Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Молчанка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе - Игра-опыт «Водичка-водичка» 

Автор: Левкович С.И. воспитатель МБДОУ №85 «Звездочка», город Мурманск.
Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.
Задачи:
1.    Побуждать к опытнической деятельности
2.    Развивать речевую активность, обогащать и активизировать словарь
3.    Воспитывать чувство бережного отношения к природе, воде.
Материал: стаканчики с  солью и сахаром, чашки с питьевой водой, чайные ложки,  мыльные пузыри по количеству детей,  материал для рисования, таз с водой, кораблик, картинки с изображением моря.
Ход игры: 
Воспитатель:
- Ребята, сегодня наша группа превратится в лабораторию, а мы с вами станем учеными, изучающими свойства воды. Давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете. (ответы детей) 
- Хорошо, а теперь подумайте и скажите, как можно изменить вкус воды?
(ответы детей)
- У меня на столах чашки с водой и два вида сыпучего белого вещества в стаканчиках. Добавьте его в воду и определите, что это сыпучее вещество.
Что за вещество у тебя было? (соль). Как ты догадался, что это соль? Какой на вкус стала вода? (соленой). А что было во втором стаканчике? (сахар) Как ты это определил? Какой на вкус стала вода? (сладкая)
- Теперь вы знаете, как можно изменить вкус воды. Что еще можно изменить у воды? (температуру). Как это сделать? (нагреть, остудить) И тогда она станет какой? (горячей, теплой, прохладной, холодной, ледяной)
- А можно ли изменить ее цвет? Как это сделать? (ответы детей)
- Давайте попробуем провести опыт по изменению цвета. Сами подберите себе нужный материал и проведите его. – Детям дается время на проведение опыта.
- Какого цвета стала вода в ваших стаканчиках? (индивидуальные ответы детей) С помощью чего вы смогли изменить цвет? (с помощью краски) А что еще может изменить цвет воды? (чай, кофе, молоко, зеленка, йод и т.д.) Подумайте и скажите, что можно сделать с цветной водой? (заморозить в кубики льда) После занятия я предлагаю вам разлить вашу водичку в контейнеры и отнести на улицу, а завтра на прогулке мы все вместе выложим на снегу зимние волшебные узоры из цветных кристаллов, а сейчас поиграем. Я буду называть предметы, явления природы, а вы, если там есть вода, хлопните в ладоши.
Слова для игрового упражнения: камень, фонтан, озеро, ступеньки, водопад, сапоги, дождь, солнце, море.
- Я принесла вам две картинки с изображением моря. Подумайте и скажите, в чем их различие? (на одной картинке море спокойное, на второй – бурное). Почему так происходит?  (ветер дует)
- Возьмите листы бумаги и нарисуйте ветер. Какой у тебя получился ветер, Саша (Катя, Антон, Аня)? 
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит таз с водой:
- Представьте, что это море. А на море…
«Он бежит себе в волнах 
на раздутых парусах,
Мимо острова крутого,
Мимо города большого». Что это? (кораблик)
Воспитатель опускает в воду кораблик, сделанный из скорлупы грецкого ореха и бросового материала:
- Давайте с вами понаблюдаем, как кораблик плывет по воде.
Проводится прием моделирования разных ветров (мягкий, легкий, сильный, резкий) и одновременно дыхательная гимнастика.
- Представьте, что вода исчезла. Что тогда произойдет? (засохнут растения, погибнут животные, птицы, люди). Да, ребята, ни одно живое существо не может жить без воды. Поэтому воду надо беречь. А что мы с вами можем для этого сделать? (не бросать мусор, не выливать в водоемы грязную воду, дома выключать кран).
- А что можно делать с водой? (мыть посуду, купаться, поливать цветы, стирать одежду). Правильно, а еще с водой можно поиграть. Я приготовила для вас интересную игру, но сначала отгадайте загадку: 
Шарики надули мыльные с тобой,
И поднялись шарики у нас над головой,
Только эти шарики ты рукой не тронь!
Детям раздаются мыльные пузыри, воспитатель негромко включает веселую мелодию.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы - "Царица зима"

Программное содержание:
Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога.
Материалы:
Дидактическая игра «Дополни картинку», дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Царица зима», картинки- 
помощники к загадке, мяч, ледяная шкатулка с сюрпризом.

Ход занятия
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!


-Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? ( О зиме.)
-Почему зиму называют царицей?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние 
-Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
-Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и.т.д.)
-Это вы описали зиму. А как описывают зиму поэты? (стих. С. Есенина «Белая береза»)
-Так описывает зимнюю березу С. Есенин. Как описывает зиму В. Степанов?
-Царица зима принесла на наше занятие много игр и развлечений. Ребята, посмотрите на картинку , какое время года здесь изображено?
-Почему вы решили, что на картине зима?
-А сейчас мы поиграем в игру «Дополни картинку». Вы объясните, какие изменения происходят с животными и людьми зимой.
-Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.)
-А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.)
-Как называется день зимой? (Зимний.)
-Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники.
-А какие слова родственники можете назвать вы?
-А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?»
Клюшка нужна... ( хоккеисту )
Коньки нужны... ( конькобежцу )
Санки нужны.... ( саночнику )
Лыжи нужны... ( лыжнику )
Шайба нужна... ( хоккеисту )
-Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)
Физкультминутка
Морозы детям не беда
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках. 

А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.

Снег пушистый все летает,
А метель все завывает.

Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем
И в снежки играть пойдем.

-Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые... (снежинки)
На поселки , на лужок 
Все снижается 
Вот веселье для ребят
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка... (снегурка)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил... (снег)
-Какие слова-отгадки здесь повторяются?
-А что это за слова? (Это слова родственники.) 
-Так без чего не бывает зимы? (Без снега.)
-А теперь давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
-Какой снег на ощупь? (Холодный.)
-Холодный как что?
-Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.)
-Какой снег на ощупь? (Мягкий.)
-Как что? (Как вата.)
-Какой по цвету? (Белый.)
-Как что? (Как сахар.)
-Какой по весу? (Легкий.)
-Как что? (Как пух.)
-А сейчас опираясь на картинки, составьте загадку про снег.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата,
Что это такое?
-Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали людям «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться с мячом.)
Зима морозная – лето ... (жаркое).
Много снега – много ... (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть ...(морозу).
Белее земля – зеленее ... (лето).
Много воды – много ...(травы).
Снег прилипает к деревьям к ... (теплу).
В феврале два друга ... (мороз и вьюга).
-Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)
-Что вам больше всего понравилось?
-Посмотрите, какую ледяную шкатулку подарила нам зима. Она очень рада, что вы знаете о ней так много интересного и дарит вам сладкие леденцы.

Конспект занятия знакомство детей с профессиями в старшей группе - Кто построил новый дом?

Цель: дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами.

Ход занятий
- Мы с вами живем в большом городе, в котором много домов, заводов, фабрик, учебных заведений, театров, магазинов и других зданий.
- Для чего нужны человеку дома? (ответы детей)
- Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега. (Воспитатель предлагает детям разные варианты домов на схематических карточках.)
- Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Выберите из них те, которые мы видим в нашем городе.  (Дети отбирают карточки.) 
- А почему в нашем городе не строят такие дома?  (Воспитатель показывает на оставшиеся карточки.) Правильно это дома, которые строят люди, живущие в других странах. Эти дома отвечают своеобразному образу жизни. Покажите дома, которые можно легко разобрать и построить вновь при переезде с места на место.  ( Юрта, шалаш, вигвам.)
- Где можно увидеть такие дома?  (Воспитатель показывает одноэтажные дома, избы, хаты и т.д.) Правильно, такие дома чаще встречаются в поселках, селах, деревнях, хуторах. Там, где людей меньше, дома строят низкие и маленькие. А в городах места мало, а людей очень много, поэтому и дома здесь отличаются.
- В каких домах вы живете? ( В больших, многоэтажных.)
- Как вы думаете, люди каких профессий строят дома? (Каменщики, плотники, маляры, стекольщики, сантехники и т.д.)
Чтобы построить многоэтажный дом, много людей занимается этой работой, но каждый делает свое профессиональное дело.
- Послушайте стихотворения о людях разных строительных специальностей:

Каменщик
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра 
К работе приступил.
Ему идет двадцатый год,
А он уже герой:
Быстрее всех кирпич кладет
Строитель молодой.
Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.

- Послушайте еще стихотворение:


Маляр
Красить комнаты пора –
Пригласили маляра,
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми, 
Словно небо в вышине.

Плотник
Летят опили белые,
Летят из  под пилы;
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругиваем планки,
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки.
( Показ иллюстрации)
- Существует много строительных специальностей. Угадайте, кто что делает.
- Архитектор что делает?  (Составляет проект, чертит план, рассчитывает размеры дома.)
- Крановщик что делает?  (Работает на высотном кране, поднимает тяжелые грузы на любой этаж, устанавливает бетонные перекрытия и т.д.)
- Сантехник что делает? (Устанавливает в квартирах трубы, батареи для отопления, раковины, краны, унитазы, ванны и т.д.)
- Электрик, что делает? (Устанавливает проводку, ставит розетки, подключает свет и т.д.)
- Стекольщик что делает? (Стеклит окна, балконы и т.д.)
- Грузчик, что делает?  (Помогает всем рабочим, грузит кирпичи, краску, сантехнику и т.д.)
- Какие инструменты необходимы каждому, мы узнаем во время игры «Кому что нужно для работы». (Детям предлагаются карточки с изображением инструментов и орудий труда.  Дети распределяются по бригадам,  каждая бригада выбирает себе необходимые инструменты. )
- Какая техника необходима при строительстве многоэтажного дома? (Экскаватор, бульдозер, подъемный кран, грузовики, бетономешалка, цементовоз, панелевоз, каток для асфальтирования и т.д.)
- Все люди, которые строят дома, - строители. А вы хотите стать строителями?
- Построить дом можно из различных материалов. Подберите для себя материалы, из которых, по вашему мнению, можно построить дома. Жить в них будут вот эти веселые человечки. (трафареты)
(Дети строят дома без скрепляющего материала.)
- Вдруг налетел сильный ветер и разрушил ваши дома. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?  (Нужно скрепить отдельные части дома между собой.) Чем можно закрепить части дома из соломы,  веток, травы, кожи? (Связать веревками, проволокой, замазать глиной.) Вот вам скрепляющие материалы, закрепляйте.
- Чем можно соединить между собой камни,  кирпичи? (Цементом.)

Вот вам состав из песка и цемента. Намочите его и скрепляйте детали. (дети работают.)
- А вы сегодня хорошо потрудились. Хорошие, крепкие дома получились. А чтобы дома внутри были красивыми и уютными, чем отделывают их люди? Какие материалы используют? (Краска, лак, линолеум, обои, плиты, кафель, рейки,  навесные потолки, побелка и т.д. ) 
- Молодцы, ребята, хорошие из вас получились строители. Сегодня мы с вами строили дома для игрушечных человечков. А когда вы вырастете, кто- то из вас станет строителем- профессионалом и будет строить красивые, надежные, уютные, современные дома для людей нашего города.

Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в группу:

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

- Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.

Дети: Нет! Мы пришли за городецкой посудой.

Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не городецкой. Дети не берут)

Воспитатель-коробейник: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что у меня.

Дети объясняют признаки городецкой росписи, называют её элементы.

Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем коробейнику и распишем посуду городецкой росписью. Выбирайте, что захотите. (Дети выбирают заранее приготовленные заготовки, садятся и рисуют. Звучит песня «Ярмарка»

Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».

А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.

Дети расхваливают свои работы и «продают» их.

Конспект занятия по декоративному рисованию
для детей старшей группы «Нарядная барышня»
(по мотивам дымковской игрушки)

Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Дидактические игры на цветной модели «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.

Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом куколбарышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?

Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

Дети рассаживаются за столы.

У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя. Можно предложить такую:

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик

Стол

Кошку

Машу

(дети поочерёдно разминают пальчики сначала на одной руке, потом на другой)

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

В конце занятия подводится итог: анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне-госте. Она стала весёлая и радостная.

Тема: Волшебное дерево ( нетрадиционное рисование)

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Задачи:

- закрепить знания детей о нетрадиционных художественно-графических техниках рисования, показать их выразительные возможности;

- побуждать детей передавать особенности волшебных цветов,

- добиваясь выразительности с помощью цвета;

- воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач;

- совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию;

- продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи детей прилагательные;

- развивать эмоционально - чувственную сферу детей.

Словарь: тревожный, волшебный, восклицательный, путники.

Оборудование: квадрат белой бумаги, гуашь, кисти разного размера, банка с водой, простой карандаш, салфетки. Панно «Волшебное дерево». Музыкальное сопровождение. Д/и «Собери цветок» для индивидуальной работы.

Предварительная работа:

- знакомство с нетрадиционными художественно - графическими техниками рисования, рассматривание образцов;

- рисование декоративных цветов, рассматривание их в изделиях народных мастеров; д/и «Собери цветок», «Выложи узор»

Ход:

Воспитатель собирает детей вокруг себя. В этот момент за дверью звенит колокольчик, воспитатель открывает дверь и вносит в группу звенящий колокольчик с письмом. Воспитатель читает конверт с адресом и говорит о том, что письмо адресовано детям нашей группы. Воспитатель предлагает детям вскрыть конверт и прочитать письмо. Письмо написано тревожными красками и всё в восклицательных знаках.

Воспитатель: Почему такое тревожное письмо?

Дети: Добрая волшебница просит о помощи! Что-то случилось!

Дети рассматривают конверт и письмо. Воспитатель предлагает детям сесть и послушать письмо, которое прислала добрая волшебница.

- Я добрая волшебница. Среди многих чудес, которые меня окружают, есть волшебный сад, где растёт необыкновенное, волшебное дерево». Воспитатель открывает панно с деревом, дети рассматривают его.

- Весной дерево зацветало волшебными, красивыми цветами. Когда в саду останавливались путники и садились отдохнуть под деревом, случалось невероятное - они становились добрыми.

Воспитатель: Дети, кто такие путники?

Дети: Люди, которые путешествуют, которые долго находятся в пути.

- Но этой весной цветы не распустились.

Воспитатель: А как вы думаете почему?

Дети высказывают разные предположения, одно из предположений:

- Его заколдовала злая волшебница.

- У злой волшебницы есть тоже сад, но деревья цветут тёмными, колючими, некрасивыми цветами. Она завидовала красоте этого дерева и решила: Раз у меня нет такого красиво цветущего дерева, то пусть небудет ни у кого! И теперь это дерево не цветёт!

- Я прошу Вас о помощи. Помогите расколдовать моё дерево!

Воспитатель: Дети, поможем доброй волшебнице?

Дети: Да, мы поможем!

Воспитатель: А как мы можем помочь доброй волшебнице?

Дети: Нарисуем цветы, и дерево зацветёт!

Воспитатель: Мы с вами станем волшебниками, и будем рисовать волшебные, красивые цветы

Воспитатель предлагает детям сесть за столы, дети рассматривают приготовленные для рисования материалы.

Воспитатель: Какие волшебные способы рисования вы знаете?

Дети: Мы умеем рисовать пальчиком, ладошкой, тычком сухой кистью, монотипией.

Воспитатель спрашивает 3-4 детей о том, какими волшебными способами они будут рисовать красивые, волшебные, необычные цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветки (Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивая кистями рук вправо-влево)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет. (Медленно сжимать пальцы в кулачки покачивание кулачков вперед-назад)

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки.

Головой качают

Тихо засыпают.

Дети рисуют, звучит лёгкая, тихая, волшебная музыка. Воспитатель проводит индивидуальную работу. В конце работы воспитатель говорит детям о том, что нас ждёт добрая волшебница, пора заканчивать свои рисунки.

Дети, закончив рисовать, вывешивают свои работы на дерево и любуются выполненной работой, показывая друг другу, какие цветы нарисовал каждый из них.

Воспитатель: Какие техники нетрадиционного рисования использовали? Дети перечисляют нетрадиционные техники, которые использовали в рисовании.

Воспитатель: Какими цветами зацвело волшебное дерево?

Дети: Дерево зацвело волшебными, красивыми, яркими, необычными цветами. Мы помогли доброй волшебнице, мы стали добрее. Дети перечисляют цвета, которые использовали на занятии.

Воспитатель: Как вы думаете, а какой цветок здесь самый волшебный. Почему? Ответы детей.

Воспитатель: По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движениями тела (обратите внимание на плавность, мягкость, лёгкость движений). Молодцы дети!

Звучит лёгкая, спокойная мелодия, в конце дети садятся около дерева. Волшебница благодарит детей, в пакете под деревом лежат маленькие альбомы. Занятие заканчивается.

Конспект занятия по социальному развитию " Дерево" / средняя группа/

ДЕРЕВО УМЕЕТ ПЛАВАТЬ

 

Задачи: формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты.

Ход занятия

1. Игровой сюрпризный момент.

В группу к детям приходит кукла Даша и рассказывает грустную историю.

Д а ш а. У меня есть подружка Маша, мы с ней очень дружны. Пригласила подруга меня к себе на день рождения. Живет она на другой улице. Разделяет наши улицы маленькая речка, через которую проложен мостик, по нему мы и ходили друг к другу. Но мне сказали, что злой мальчик разломал мост, и я теперь не знаю, как перебраться на ту сторону реки, на чем переплыть. У меня есть некоторые предметы, только смогу ли я на них переплыть речку (деревянная и железная пластины, кусок ткани, салфетка). Я прежде решила посоветоваться с вами.

В о с п и т а т е л ь. И правильно сделала, Даша, что пришла к нам, мы тебе с ребятами поможем.

Рассматривают предметы, сравнивают на ощупь, называют, из чего они сделаны.

2. Игра-эксперимент «Тонет – плавает».

Предлагаются емкости с водой на каждого ребенка и предметы (деревянные, бумажные, из ткани и металлические). Дети кладут все предметы в воду и смотрят вместе с Дашей, что с ними происходит. Выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.

Д а ш а. Я теперь знаю, что мне нужна деревянная лодка или дощечка, чтобы переплыть речку. Но теперь я хочу еще больше узнать об этом замечательном материале. Вы мне не расскажете?

– Из чего делают деревянные предметы? (Из деревьев, которые растут в лесу.) А у вас в группе еще есть деревянные предметы? (Дети называют и показывают Даше.)

– Что представляет собой дерево? Какое оно?

3. Игра «Какое дерево?».

Даша по кругу передает детям деревянную палочку, у кого оказалась палочка, должен назвать какое-нибудь качество или свойство дерева (легкое, не тонет, плавает, прочное, гладкое, шершавое, горит и т. д.). Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

4. Раскрашивание деревянных дощечек.

В о с п и т а т е л ь. Даша, а ты знаешь, что дерево можно раскрашивать? Этому научились наши ребята, они ловко работают красками и кисточками.

Дети раскрашивают деревянные дощечки и дарят их Даше и ее подружке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных математических представлений (образовательная область «Познание») (подготовительная к школе группа)

"Путешествие в страну Математика"  Программные задачи:·         Закреплять прямой и обратный счет  до 10.·...

Конспект НОД Формирование элементарных математических представлений со здоровьесберегающими технологиями.

Цель: Развитие логического и творческого иышления, сообразительности, смекалки, внимания.         Задачи: ...

Конспект по формированию элементарных математических представлений "По лесным тропинкам"

Закрепить навыки порядкового счёта до 10; умение правильно отвечать на вопросы ”сколько ”; закрепить названия дней недели; закрепить понятия ”перед”, ”после”, ”между”; решение арифметических задач на ...

Конспект занятия Формирование элементарных математических представлений в средней группе

Конспект занятияФормирование элементарных математических представлений в средней группеПодготовила и провела Горелова Л.П.Цели:Обучающие:Знакомство с цифрой 5 (графическое изображение)Место нахождения...

Конспект по формированию элементарных математических представлений «Большой – маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету» во второй младшей группе

Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию....

Конспект НОД Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников «Незнайка и его друзья»

Конспект НОДФормирование элементарных математических представлений у младших дошкольников«Незнайка и его друзья»...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....