Методическая разработка по теме "Порядковый счет"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Конспект занятия для дошкольников 4-5 лет по формированию представлений о порядковом счете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_poryadkovyy_schet.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Брянской городской администрации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

по теме «Порядковый счет»

Разработал:

педагог дополнительного образования

Еленская Наталья Ивановна

                               

Брянск 2013

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Информационная карта занятия
  3. Технологическая карта занятия
  4. Конспект занятия
  5. Список литературы

Пояснительная  записка

Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными  явлениями окружающего мира, как «открытие»  закономерных связей и отношений этого мира.

Занятия в объединении «Математика» для дошкольников позволяют удовлетворить потребности детей в личностном и интеллектуальном развитии посредством практической деятельности - через  поисковую деятельность. 

Поисковая  деятельность -  это своеобразная модель жизненной ситуации. Проблемность обучения способствует развитию гибкости,  вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка. Ребенок познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии, что в конечном итоге  расширяет кругозор, развивает воображение, а также другие  умственные способности, в том числе анализ, классификацию, сравнение, обобщение.

         В работе используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь познавательной, творческой,  игровой деятельности, а также организацию самостоятельной деятельности детей.

                Структура занятия предполагает постоянную смену обстановки и чередование разнообразных активных видов  деятельности. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия.

         Одно из требований проведения занятия -  построение образовательного процесса с использованием  адекватных возрасту форм  организации работы с детьми: фронтальной, групповой, индивидуальной.

В ходе занятия широко используются:

- дидактические игры, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность учащихся на занятии, создают положительный  эмоциональный настрой.

- элементы современных педагогических технологий: системно-деятельностный подход, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная и игровая технологии, а также  технологии сотрудничества.

- разнообразные методы: 

  • эмоциональной мотивации и  стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание;
  • методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, творческие упражнения, практическая работа;
  • методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос.

Конкретные знания, умения и навыки, приобретенные ребенком, в ходе проведения занятия, не рассматриваются как конечная цель, а выступают в качестве средств развития личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка, обеспечивающих его дальнейшую социальную успешность.

 


Информационная карта занятия

Разделы

Содержание

Учреждение дополнительного образования        

МБОУДОД «Центр внешкольной работы»

 г. Брянска

Дата проведения и время

15 февраля  2013 г.

Педагог дополнительного образования        

Еленская Наталья Ивановна,

педагог первой квалификационной категории

Направленность общеобразовательной программы

Социально - педагогическая

Общеобразовательная программа

Образовательная программа дополнительного образования детей «Математические ступеньки»

Возраст учащихся        

4-4,5 года

Количество человек в группе

12 чел. Группа первого года обучения

Продолжительность занятия

20 мин

Тема

«Порядковый счет»

Место данного занятия  в общеобразовательной программе

1 год обучения.

Раздел программы «Количество и счет»

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла        

Комбинированное.

Форма занятия        

Игра-путешествие

Цель занятия        

Организовать деятельность учащихся по усвоению понятия «порядковый счет».

Задачи занятия        

Познавательное развитие:  

-уточнить представление обучающихся  о количественном счете,

-учить обучающихся называть предметы по порядку;

- закрепить знание пространственных представлений «право-лево»;

- формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация).

 Речевое развитие:

- ввести в словарный запас учащихся порядковые числительные от 1 до 6;

- расширять общий  словарный запас учащихся,

- формировать умение давать ответ развернутой фразой.

Физическое:

- активизация дыхательной, сердечно-сосудистой системы, улучшение общего состояния,

- снятие напряжения с мышц позвоночника и шеи.

Социально-коммуникативное:

-формировать умение слушать, работать в коллективе.

Методы        

Методы эмоциональной мотивации и  стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, творческие упражнения, практическая работа.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос.

16.

Целевые ориентиры        

Учащиеся будут знать:  счет по порядку (если не оговорено другое) ведется слева направо.

Учащиеся будут уметь: называть порядковые числительные в пределах 5.


Технологическая карта занятия

по теме  «Порядковый счет»

Этапы занятия

Продолжительность этапа

Задачи этапов

Содержание этапов

 Средства обучения

Формы и методы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1        

        

Организационный        

0.5  мин

Подготовка учащихся к работе на занятии.        

        

Организация начала занятия.

Приветствие  группы.

Создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

Дети входят в кабинет. Располагаются возле изображения домика.

Приветствуют педагога.

Средства наглядности (изображение домика).

Метод эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации  успеха.

2

Подготовительный        

        

2 мин

Активизация опорных знаний, навыков, памяти и внимания.

Установка на работу.

Формулирование цели занятия.

Введение учащихся в игровую ситуацию. Организация действий   учащих.

Эмоциональный настрой учащихся на занятие.

Сообщение цели занятия учащимся.

Введение учащихся в игровую ситуацию.

Рассматривают изображение домика. Отвечают на вопросы педагога.

Включаются в игру: отправляются в путешествие по разноцветной дорожке.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: игра.

Актуализация знаний учащихся

2

мин

Развитие мыслительных операций: анализ, классификация.

Предлагает учащимся задание.

Учащиеся рассматривают картинку, выбирают лишний на их взгляд цветок, аргументируют свое мнение.

Средства наглядности (изображение домика).

Методы организации учебно-познавательной деятельности: игра.

Повторение изученного материала.

3

мин

Повторение пройденного материала

Предлагает учащимся задание: собрать дощечки.

Педагог собирает с помощью детей мостик.

Дети собирают дощечки и передают их педагогу.

Участвуют в «восстановлении» мостика.

Проходят по мостику.  

Считают бабочек и цветы.

Составляют пары: цветок-бабочка. Делают выводы об их количестве.

Средства наглядности (дощечки с изображением цифр).

Методы организации учебно-познавательной деятельности: игра.

Этап актуализации знаний учащихся.

1

мин

Психологический настрой и обеспечение восприятия  нового материала.

Актуализировать знания учащихся о количественном счете.

Демонстрация игрушек-зверей перед домиком.

Организует деятельность учащихся.

Рассматривают игрушки.

Пересчитывают количество игрушек перед теремком.

Средства наглядности (игрушки).

Словесные методы: объяснение.

        

Этап работы  с новым материалом

5 мин

Развитие образного мышления, пластики.

Формирование целостного представления о теоретических знаниях.

Снятие напряжения с мышц позвоночника и шеи

Организация действий учащихся.

Постановка проблемы

Организация действий учащихся по решению проблемы.

Показывает образец выполнения упражнений.

Анализируют, отвечают на вопросы.

Ответы на вопросы.

Решение проблемы.

Выводы.

Дети повторяют за педагогом.

Демонстрационный материал (игрушки)

Методы получения новых знаний: объяснение, иллюстрация и демонстрация.

Динамичная разминка 

Первичное закрепление знаний и

 способов действий

3

мин

 

Активизация познавательной деятельности на основе теоретического материала.

Формирование диалектичности мышления.

Уточнение имеющихся у детей знаний.

 

Объяснение и проведение игры

«Что изменилось».

Выполнение практического задания на усвоение теоретического материала.

Участие в игре «Что изменилось».

Демонстрационный материал (игрушки)

Методы закрепления изученного материала: упражнения, игры, практическая работа.

Контрольный

2

мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала и способов действий, выявление неверных представлений и их коррекция.

Оценивание работы каждого учащегося.

Ответы на вопросы.

Раздаточные листы.

                           

Индивидуальная форма.

Методы контроля и диагностики учебно- познавательной деятельности: игра, устный опрос.

Итоговый

0,5

мин

Организация сюрпризного момента

Раздает детям раскраски.

Получают раскраски, прощаются с героями сказки.

Метод эмоциональной мотивации.

Рефлексия

1

мин

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Подведение итогов

занятия.        

Определение перспективы применения

полученных знаний навыков.

Оценка детьми собственной деятельности.

Метод эмоциональной мотивации и стимулирования:  стимулирующие оценивание, поощрение, создание ситуации  успеха.


Конспект занятия

  1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет. Располагаются возле изображения домика.  Приветствуют педагога.

  1. Подготовительный этап.

Эмоциональный настрой учащихся на занятие.

Постановка цели занятия.

Введение учащихся в игровую ситуацию.

Педагог:

Мы с вами оказались перед небольшим домиком.

 Я приглашаю вас отправиться в сказку.

 Как вы думаете, в какую сказку мы отправимся? Почему вы так решили?

Дети отвечают.

Как этот  домик можно  назвать по-другому?

Верно. Мы отправимся в сказку «Теремок». Встретимся с ее героями и будем учиться  их считать необычным способом.

Итак, в путь.

По дорожке разноцветной,

по дорожке необычной

В страну сказок мы пойдём,

В сказку скоро попадем.

Покажите свою правую ножку,

Правой ножкой наступаем на розовый след.

Покажите левую ножку.

Левой ногой наступаем на синий след.

Дети идут по разноцветной дорожке, проговаривая слова «правая-левая».

  1. Актуализация знаний учащихся

Развитие мышления: анализ, сравнение.

На пути нам встретилась клумба.

Посмотрите, какие цветы   растут на клумбе.

 Как вы думаете, какой цветок вырос на этой  клумбе случайно?

На картине изображены цветы, каждый из которых является лишним по одному из признаков:

-у одного красная серединка, у других - желтая,

-у одного цветок расположен у земли, у других-на верхушке стебля,

-у одного 5 лепестков, у других – по 6 лепестков,

-у одного - листики расположены с одной стороны стебля, у других – с двух сторон стебля.

-один – синий, другие – розовые.

Дети рассуждают, какой цветок лишний и аргументируют свое мнение.

  1.  Повторение изученного материала. 

Расширение общего словарного запаса учащихся.

Дети идут по разноцветной дорожке, проговаривая слова «правая-левая».

На пути детей – имитация озера из ткани, на ней расположены кувшинки.

На пути нам встретилось озеро. Как называются цветы, которые растут на озере? Как вы думаете, что случилось с мостиком?

Дети отвечают.

 Мостик через озеро рассыпался. Давайте соберём дощечки с цифрами. Дощечка с какой цифрой будет  самой первой? Следующая?

Дети находят  дощечки с цифрами от 1 до 6. Педагог выстаивает  дощечки  через «озеро» по порядку.

Давайте проверим, правильно ли мы построили мостик?

Дети называют числа по порядку. Убеждаются  в том, что мостик собран правильно.

Теперь по очереди пройдем по мостику.

Дети переходят по мостику.

Дети идут по разноцветной дорожке, проговаривая слова «правая-левая».

Встретили лужайку на своем пути. Кого видите на лужайке? Давайте посчитаем, сколько бабочек летает? Бабочки решили сесть на цветы отдохнуть. Можете сказать, всем ли бабочкам хватит цветов? Как это узнать?

Дети предлагают свои варианты: составить пары «бабочка-цветочек» и выяснить это, либо пересчитать их и выяснить, кого больше.

Как же сделать поровну?

Дети предлагают свои варианты: добавить еще одну бабочку или убрать цветочек.

Смотрите, пока мы с вами разговаривали, вырос еще один цветок (педагог добавляет на полянку цветок.)

Что теперь можем сказать о количестве бабочек и цветов? (поровну, одинаково, цветов столько же, сколько и бабочек).

Педагог добивается развернутого ответа детей.

5. Этап актуализации знаний учащихся.

Дети идут по разноцветной дорожке, проговаривая слова «правая-левая».

Дошли до теремка. Кого видите перед теремком?

 Дети называют: заяц, мышка, лягушка, волк, лиса, медведь.

Посчитаем сколько зверей у теремка.

 Дети считают слева направо.

Проверим еще раз: считают справа налево. Изменилось количество зверей?

Чтобы узнать, сколько всего зверей, нам неважно, с какой стороны  мы будем считать.

6.Этап работы с новым материалом.

Создание проблемной ситуации.

Решение проблемы.

Выводы.

Физкульминутка.

Как вы думаете, кто к теремку пришел первый?

Если дети отвечают: заяц, то педагог задает вопрос: может быть медведь пришел первым?

Дети рассуждают: медведь и заяц сидят первыми, но  каждый со своей стороны.

Ка же решить, кто будет первым?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Чтобы избежать такой путаницы, давно–давно люди договорились считать слева направо.

Так кто же пришел первым к теремку?

Каким по счету пришел волк?

Кто пришел  вторым?

Какой  по счету пришла лиса?

Кто пришел третьим?

Четвертым?

Педагог добивается развёрнутых ответов детей.

«В теремочке»

В теремочке все зверятки

могут ловко встать на пятки,

и присесть, и покружиться,

и на стульчики тихонько опуститься.

Дети выполняют эти упражнения.

 

  1.  Первичное закрепление знаний.

Жители теремка хотят с нами поиграть. Закрывайте глазки.

Педагог меняет местами игрушки.

Что изменилось?

Какой по счету заяц?

Кто теперь первый?

Кто второй?

Какой по счету медведь?

Педагог добивается развёрнутых ответов детей.

  1. Контрольный этап

Дети получают карточки с изображением животных.

Покажите первое животное, третье и т.д.

Дети показывают  животных.  Педагог проверяет.

  1. Итоговый этап.

Сюрпризный момент.

Нам пришла пора возвращаться из сказки обратно. На память о нашем занятии герои сказки дарят нам раскраски.  Вы раскрасите их дома и принесете на следующее занятие. С их помощью мы узнаем  еще много интересного.   Говорите «до свиданья» героям.

  1. Этап рефлексии

И по нашим следам возвращаемся обратно.

Что мы делали на занятии? Что понравилось больше всего? До новых встреч, друзья!

Литература

  1. Интернет-ресурсы: festival.1september.ru, dohcolonoc.ru, vospitateljam.ru,
  2. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логика / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. – М.: ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
  4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 1998.
  5. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников.- М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» на тему: «Знакомство с цифрой 5. Счет в пределах 5» для детей 4-5 лет.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему »Знакомство с цифрой 5. Счет в пределах 5»Программное содержание: Закреплять умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке. Срав...

Методическая разработка по РЭМП для совершенствования счета в пределах 10.

Методическая разработка по РЭМП для совершенствования счета в пределах 10. Данное методическое пособие поможет закрепить счет в пределах 10. Это пособие подходит как для индивидуальной работы, так и д...

Методическая разработка по РЭМП для совершенствования счета в пределах 10.

Данное методическое пособие поможет закрепить счет в пределах 10. Это пособие подходит как для индивидуальной работы.  Во время ознакомления с числами ребенок  должны усвоить названия числел...

Методическая разработка конспекта занятия по математике во второй младшей группе Тема: «Счет до 4, знакомство с числом и цифрой 4»

Цель: Упражнять в счете от 1 до 4.Задачи:          Образовательные  - Сформировать представление об образовании числа 4, умение считать до четырех, зн...

Методическая разработка «Количество и счет»

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт». Детали должны быть: — окрашенная поверхность покрывается защитным слоем лака или плёнкой; эстетически привлекательн...

Методическая разработка конспекта занятия по ФЭМП в средней группе на тему: «Счет предметов в разном расположении, счет звуков».

Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитиюв средней группена тему: «Счет предметов в разном расположении, счет звуков»....