Геометрия, уже в детском саду
статья по математике (старшая группа) на тему

Козаченко Татьяна Олеговна

Рекомендации учителя математики, работающего воспитателем детского сада, в развитии математических способностей у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_uzhe_v_detskom_sadu.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрия, уже в детском саду

Козаченко Татьяна Олеговна

Воспитатель ГБДОУ

детского сада № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

   Геометрия один из важнейших предметов в школе. Проработав много лет в школе (учителем математики) я пришла к выводу, что усвоение школьной  программы зависит от уровня знаний полученных ранее.  К приходу в школу дети уже должны различать и правильно называть следующие геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник, шар, куб, цилиндр. Дошкольники должны уметь обследовать и описывать форму предметов, находить её сходство с геометрическим образцом и отличие. Представления о форме развивают не только на занятиях, но и во внеучебное время посредством дидактических игр. С их помощью уточняют, закрепляют и обогащают представления детей о форме. Вся эта работа служит предпосылкой успешного усвоения ребёнком геометрии в школе.

   Уже во второй младшей группе детей знакомят с кругом и квадратом. При первом ознакомлении воспитатель даёт каждому ребёнку 2 геометрические фигуры, например, красный круг и зелёный квадрат (у него самого такие же). Демонстрирует 1 фигуру из 2, не называя её, и просит детей найти и показать точно такую же. Существенное значение в методике ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами имеет обучение приемам обследования предметов осязательно - двигательным путём. Педагог показывает, как это надо делать: неоднократно обводит контур фигуры указательным пальцем. Привлекая детей к совместному действию (ребёнок проводит рукой по контору каждой фигуры). При этом он называет фигуры. На втором занятии малыши следят за движением руки педагога, описывающий контур каждой геометрической фигуры, а затем сами пальцем обводят и называют фигуры. Для упражнения детей в обведении контуров можно использовать и карточки, на которых изображены 2-3 круга, квадрата.

   Неоднократно упражняя детей в различении и названии круга и квадрата, педагог побуждает детей активно действовать с фигурами (взять в руки, положить друг на друга, в ряд). Это помогает ребёнку запомнить названия и форму геометрических фигур.

   На следующих занятиях воспитатель дает круги и квадраты сначала меньшего чем у него размера, но того же цвета, а затем отличающиеся от образца и по размеру, и по цвету.

   Для закрепления представлений о круге и квадрате целесообразны задания типа « Возьми круг в правую руку», « Возьми квадрат в левую руку», «Назови, что в руке» и т.д., а также игры « Угадай, что в мешочке», «Найди пару», «Найди свой домик». На эти упражнения следует отводить лишь часть занятия, а остальное время можно посвятить упражнениям на нахождение множества предметов и одного предмета, или сравнение групп предметов путём приложения. Используя круги и квадраты в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

   В средней группе в первые месяцы обучения необходимо закрепить у дошкольников умение различать и правильно называть знакомые им геометрические фигуры - круг и квадрат. Эту работу целесообразно проводить одновременно с упражнениями: в количественном сравнении групп и обучением счёту  (отсчёту). Детям предлагаются задания и вопросы типа «Узнай, сколько здесь квадратов», «Чего больше: квадратов или кругов?» и т. д.

   В программе средней группы предусмотрено ознакомление дошкольников с треугольником. Детей нужно научить узнавать и называть эту фигуру, отличать её от круга и квадрата. Приёмы аналогичны тем, которые использовались во второй младшей группе: осязательно-двигательное обследование фигуры, организация разнообразных практических действий с нею.

   Ознакомление с треугольником проводится на основе сравнения его с кругом и квадратом. Вначале фигуры сравниваются попарно, например, на первом занятии сопоставляют треугольник и круг. Показав треугольник, воспитатель многократно обводит его контур пальцем, фиксируя внимание детей на углах. «Пальчик побежал до уголка, остановился, обвёл уголок и побежал дальше. Ещё раз добежал до уголка, обвёл уголок и опять побежал дальше»,- поясняет педагог. Он называет фигуру  («Это – треугольник»), спрашивает, какого она цвета, привлекает внимание детей к тому, что у треугольника есть стороны, их 3, углы, их тоже 3. Далее воспитатель просит детей показать свои треугольники, и предлагает посчитать, сколько у него углов. На других занятиях подобным образом сравниваются треугольник и квадрат, а затем круг, квадрат и треугольник одновременно.

   Педагог обращает внимание детей на то, что треугольники, круги и квадраты могут быть как большого, так и маленького размера, предлагает сравнить большие и малые фигуры разного цвета приемом наложения, объясняет, что фигуры, одинаковые по форме, могут быть разного цвета и размера.

   В целях закрепления знаний детей о форме целесообразно проводить дидактические игры типа: «Что у вас?», «Найди такие же фигуры», «Домино фигур», «Выкладывание узора», «Поручение», а также игровые упражнения, например: «Подбери крышу к домику», «Подбери колеса к автомобилю» (дети выбирают фигуры нужного размера и формы из набора известных им геометрических фигур), упражнения на группировку фигур по форме («Отбери все круги» и т.п.), на выкладывание контуров фигур из палочек.

   В старшей группе для закрепления знаний о форме геометрических фигур воспитатель после повторения материала средней группы учит детей узнавать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, он спрашивает, какую геометрическую фигуру напоминают дно тарелки, поверхность крышки стола, форточка, лист бумаги и пр.

   Педагог может организовать игру типа «Лото». Детям раздают картинки (по 3-4 на каждого), на которых они должны отыскать фигуру, подобную той, которую демонстрирует воспитатель. Далее ребенок называет и рассказывает, что он нашел.

   С помощью воспитателя дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры, знакомые им предметы: из треугольников – коврик, из квадратов и кругов – автомобиль, из квадратов и треугольников – лодку и т.п.

   В старшей группе детей знакомят с новым понятием «четырехугольник». При этом педагог опирается на уже имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. Так, на занятии дети получают по 5 квадратов различной величины и цвета. Воспитатель спрашивает, чем они отличаются, предлагает разложить их в порядке убывания величины слева направо. Спрашивает, чем эти фигуры похожи. Привлекает внимание детей к количеству сторон и углов у каждого квадрата.

   Далее воспитатель предлагает вспомнить, сколько углов у треугольника. Подводит детей к выводу: фигуру с 3 углами называют треугольником, а если у фигуры 4 угла, то ее можно назвать четырехугольником. Спрашивает, сколько у них четырехугольников, а сколько треугольников. На следующем занятии дети получают четырехугольники 2 видов – квадрат и прямоугольник; сравнивают обе фигуры, уточняют, чем они отличаются и чем похожи.

   В дальнейшем, закрепляя знания, полученные детьми, педагог даёт им задания нарисовать разные четырёхугольники на бумаге; нарисовать четырёхугольники, у которых все стороны равны, и сказать, как они называются; нарисовать четырёхугольники, у которых по 2 стороны равны; выложить из палочек разные четырёхугольники; найти и назвать предметы четырёхугольной формы; сложить четырёхугольник из 2 равных треугольников, из 4 равных квадратов и др.

   Знание детьми формы геометрических фигур позволяет проводить с ними дидактические игры разной степени сложности, например «Найди по описанию»,  «Кто больше увидит?»,  «Найди такой же узор», «Каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме» и др.

  В подготовительной группе продолжается углубление и расширение представлений детей о геометрических фигурах. С этой целью на занятиях проводятся игры, по условиям которых дети находят в окружающих предметах знакомые им геометрические фигуры. Например, педагог предлагает назвать предметы в форме квадрата. Каждый, кто правильно отыщет предмет и расскажет о его форме, получает фишку. Выигрывает тот, кто назовёт больше предметов (наберёт больше фишек).

   Одна из важных задач – систематизировать приобретённые детьми знания, помочь ребенку уяснить взаимосвязи между некоторыми фигурами. Детей уже знакомили с понятием «четырёхугольник», используя модели квадрата и прямоугольника. Теперь необходимо объяснить им, что четырёхугольник – фигура с 4 углами и 4 сторонами. Можно дать дошкольникам несколько заданий: назвать, какие предметы четырёхугольной формы они знают; назвать форму предметов, нарисованных на картинке и др.

   Необходимо учить детей не только различать, но и воспроизводить эти фигуры. Например, предложить детям нарисовать на бумаге в клетку квадрат, стороны которого равны 4 клеткам. Затем нарисовать квадрат, стороны которого на 2 клетки больше, чем у первого; четырёхугольник, у которого верхняя и нижняя стороны равны 4 клеткам, а левая и правая – 2. После выполнения задания следует спросить у детей, какую фигуру они изобразили.

   Воспитатель может дать детям такое задание: нарисовать четырехугольник с равными сторонами (каждая равная 4 клеткам), разделить его на 2 фигуры(можно слева направо или сверху вниз) и сказать, какие фигуры получились. На следующих занятиях целесообразно предложить детям разделить нарисованный квадрат с угла на угол и назвать полученные фигуры. И в том и в другом случаях дети могут закрасить одну из фигур (четырехугольник, треугольник) цветным карандашом. Подобные упражнения подводят дошкольников к выполнению заданий на видоизменение геометрических фигур (из 2-4 частей круга составить целый круг; из 2, а затем из 4 треугольников составить четырехугольник и т.п.).

   На основе знаний о треугольнике и четырехугольнике педагог вводит новое понятие - «многоугольник». Показывает модели треугольников разных видов, четырехугольников разных видов, четырехугольников, разных по величине и положению в пространстве. Предлагает рассмотреть фигуры и попытаться ответить на вопрос, что у них общее. Следует привлечь внимание детей к наличию сторон и углов у треугольников и четырёхугольников. Затем спросить, сколько углов у каждой из фигур, как одним словом можно назвать эти фигуры (многоугольники).

   Для упражнения детей следует использовать такие задания: « Из 10 палочек одинакового размера выложите несколько многоугольников», « Нарисуй многоугольники разного размера и цвета в тетради в клетку».

   Целесообразно также упражнять дошкольников в группировке предметов по форме. Например, вначале дети распределяют фигуры на 2 группы – предметы круглой формы многоугольники. Затем среди многоугольников выделяют четырехугольники и треугольники. И, наконец, среди четырехугольников находят квадраты.

   Полезны задания типа «Найди, какая фигура в ряду лишняя», а какой фигуры не хватает?», «Найди предмет такой формы» и др.

   Воспитатель может познакомить детей с простыми задачами-головоломками (построение разных геометрических фигур из палочек). Например: сложить 2 квадрата из 7 палочек; сложить прямоугольник из 6 палочек; сложить 3 треугольника из 7 палочек; можно ли сложить из 5 палочек 2 треугольника и 1 квадрат? Эти задачи способствуют развитию, сообразительности, памяти, мышления ребенка.

   Главными путями реализации программы являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы развлечения и т.д., организуемые с детьми  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада на тему: "Путешествие в страну Геометрию".

Конспект на закрепление элементарных математических знаний и умений с использованием мимио-проекта....

Презентация дополнительной общеразвивающей программы МКДОУ детского сада №54 УКМО Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»

Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную  деятельность по направлению познавательное развитие .Возраст детей,  участвующих в реализации данн...

Проект "Спортивная геометрия в детском саду"

Название проекта     «Спортивная геометрия»Тип проекта  Информационно – практическийВозраст детей...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Презентация "Занимательная геометрия в детском саду"

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету. Особую ...