Логические игры для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике на тему

Халимон Галина Ивановна

Математическое развитие ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. Под этим понимается раз­витие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструиро­вать» предметами, знаками и словами...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №50 Кировского района г.Санкт Петербург

Логические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Математическое развитие ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. Под этим понимается развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами...

Особая роль отводится универсальным дидактическим материалам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и др. Это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики и др.), формированию интереса к ним помогает игра - одно из самых привлекательных для детей занятий.

Игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Они включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению проблемы. В этом и заключается особенность современного педагогического процесса.

Считалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. В основном, такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.

Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).

Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора сложно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры; из «Колумбова яйца» - силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта.

Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиск решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я использовала следующие игры: «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Пентамино». Они направлены на развитие логического мышления.

Эти игры, в основном, использовались в вечернее время, для организации самостоятельной деятельности детей. Также я использовала их и на занятиях по математике и в индивидуальной работе с детьми.

Работа над каждой из игр заключает в себе несколько этапов:

  1. Знакомство с игрой,
  2. Закрепление правил игры.
  3. Самостоятельная игра детей. Дети самостоятельно выбирают игру.
  4. Усложнение игр:
  1. Сложи квадрат (круг, овал...).
  2. Выложи фигуру по чертежу.
  3. Выложи фигуру по силуэту.
  4. Придумай свою фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Словесно-логические игры для детей старшего дошкольного возраста

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуе...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»...