Главные вкладки

    Конспект занятия на тему «Путешествие в фотогалерею «Геометрические фигуры».
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

    Мурашова Елена Анатольевна

    Занятие по ФЭМП в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл murashova_e.a._geometricheskie_figury.docx181.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации городского округа Коломна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №15 « Светлячок»

    Конспект занятия на тему

    «Путешествие в фотогалерею  «Геометрические фигуры».

    Воспитатель

    высшей квалификационной категории

    Мурашова Елена Анатольевна

    г.о. Коломна 2015 г.


    Задачи:

    1.  сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры;
    2.  сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под
      руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить
      способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
    3.  повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, тренировать счетные умения, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание;
    4.  тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

    МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

    Демонстрационный материал:

    1. Геометрические фигуры прямоугольный параллелепипед, куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, настольная лампа,  .
    1. «Паспорта» объемных фигур.

    2.jpg

    Раздаточный:

    1.  Карточки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса (по одной на каждого) к заданию 2.2.
    2.  Куб, шар, круг, квадрат, цилиндр, конус.
    3.  Куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Карточки (черно-белые «фотографии») с изображением круга, треугольника, прямоугольника, квадрата. Карточки (черно-белые «фотографии») с изображением куба, прямоугольного параллелепипеда, цилиндра, конуса, пирамиды, шара.
    4.  По одной карточке к заданию 2.1.на каждого ребёнка.

     2.jpg

    1. Лист к заданию 5.2.

    2.jpg

    1.  Карточки с числами от 1 до 10, знаки +, -, =.
    2.  Карточки к заданию 5.3.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Введение в игровую ситуацию.

    Воспитатель собирает детей около себя.

    •  Ребята, вы часто с родителями ходите в галереи и в музеи?
    •  Что вам больше всего нравиться в галерее?

    Воспитатель предлагает детям отправиться в фотогалерею, которая находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, какие фотографии в ней выставлены.

    — Хотите отправиться в Геометрическую страну?

    2. Актуализация знаний.

    2.1. Игра «Билеты на автобус»

    — На чем можно добраться до страны?

    Дети перечисляют виды транспорта. Решаем ехать на автобусе. В автобус пускают по билетам.

    Воспитатель показывает детям один из билетов — карточку со значками.

    —  Что обозначено этим значком (воспитатель показывает на цифру 2)? (Количество.)

    —  Какое свойство обозначено таким значком (воспитатель поочередно показывает на символы размера, цвета и формы)? (Размер, цвет, форма.)

    Каждый ребенок получает билет. На стульях лежат объёмные геометрические фигуры. Ребенку нужно найти свое место, то есть найти геометрические фигуры, которые символами-значками записаны в его билете. Кондуктор проверяет билеты и собирает геометрические фигуры в мешочек.

    Поехали. Музыкальная физминутка.

    2.2. Игра «На что похоже?».

    Воспитатель рассказывает, что в фотогалерее страны Геометрических фигур есть охрана. В нее пускают только по пропуску.

    Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на другой — конус и шар, на третий — призму и пирамиду.

    Каждый ребенок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит ее и кладет карточку рядом с этой фигурой.

    Проверка осуществляется всеми детьми, которые переходят от стола к столу.

    Воспитатель задает вопрос:

    — Как называется эта фигура? (Например, куб.) Какая она?

    Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: куб, шар, призма, пирамида, цилиндр, конус - фигуры объемные. И дети вспоминают, какие фигуры называются плоскими.

    Охрана пропускает детей в фотогалерею.

    3. Затруднение в игровой ситуации.

    3.1. Игра «Фотографы».

    Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что директор фотогалерее организовал выставку фотографий жителей – геометрических фигур. Но кто-то не закрыл окно в галерее, и все фотографии ветер унёс в неизвестном направлении. Теперь директор не знает, что ему делать и просит нас ему помочь.

    - Как мы можем ему помочь?

    Воспитатель выслушивает варианты и подводит их к мысли, что надо заново всех сфотографировать.

    - Поможете фигурам сфотографироваться?

    Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на шар.

    - Какая фотография получилась? (Квадрат, круг.)

    Воспитатель направляет свет на цилиндр и параллелепипед. Ширина параллелепипеда равна диаметру цилиндра. Высота у фигур одинаковая.

    - Какая фотография получилась? (Прямоугольник.)
    Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду.

    - Какая фотография получилась? (Треугольник.)

    Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).

    Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и ставит на стол куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, шар.

    Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и параллелепипеда.

    - Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли.)

    - Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)

    - Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.)

    4. Открытие нового знания.

    - Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать ответ самим, а потом проверить себя по учебнику.)

    Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии. Например, можно спросить детей:

    - Чем отличаются цилиндр и параллелепипед?

    В завершение обсуждения воспитатель делает вывод: объемные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

    Воспитатель показывает детям цилиндр.

    - Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец цилиндра с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга.)

    Воспитатель показывает детям рисунок — паспорт цилиндра — и говорит, что эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это — паспорт цилиндра.

    Аналогично разбираются конус, куб, треугольная призма, треугольная пирамида и шар.

    5. Включение нового знания в систему знаний.

    5.1. Игра «По паспорту найди фигуру»

    - Ребята, директору необходимо по паспортам найти этих жителей геометрической страны и заново сфотографировать. Иначе фотогалерею могут закрыть.

    Детям раздаётся паспорт одной геометрической фигуры, и ребёнок по этому паспорту ищет геометрическую фигуру.

    Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали теперь уже правильные фотографии, но они опять перепутались (фотографии черно-белые).  Дети ищут фото той фигуры, которую они нашли.

    - Помогли мы директору фотогалерее? Давайте развесим фото в галерее.

    5.2.Игра «Составь и реши задачи по рисункам».

    Дети садятся за столы. Воспитатель раздает им листы к заданию 5.2.

    Воспитатель предлагает рассмотреть первую картинку-паспорт фотографию.

    • Какие объемные фигуры могут быть здесь сфотографированы? (Это могут быть 2 шара и 5 кубов.)
    • Придумайте задачу по картинке.

    Задача может быть, например, такой: «В фотоателье была сделана групповая фотография 2 шаров и 5 кубов. Сколько всего объемных фигур на этой фотографии?».

    • Что нужно в задаче найти? (Целое.)
    • Как найти целое? (Чтобы найти целое, надо части сложить, то есть к 2 прибавить 5.)
    • Что вам может помочь получить правильный ответ? (Можно пересчитать все фигуры на фотографии — это целое, можно воспользоваться счетными палочками, пальцами.)

    Дети выполняют вычисления и дают ответ: сфотографировалось 7 объёмных фигур.

    — Выложите решение задачи с помощью цифр.

    Дети в течение 1 минуты выкладывают равенства из карточек, лежащих на столе. Возможны два варианта решения: 2 + 5 = 7и5 + 2 = 7.

    Через минуту воспитатель записывает на доске верные решения, а дети сверяют их со своей работой и при необходимости исправляют ошибки.

    • Рассмотрите вторую картинку.
    • Фотография каких объемных фигур была сделана? (Это могут быть,
      например, конусы.)
    • Придумайте задачу по картинке. (В фотоателье сделали 8 фотографий
      конусов. Две фотографии забрали. Сколько осталось?)

    Задача анализируется аналогично первой.

    5.3.  Игра «Зал скульптур»

    - В фотогалерее есть ещё зал скульптур, там стоят скульптуры из геометрических фигур. Хотите стать скульпторами?

    - Вам сейчас раздам карточки, на них изображены паспорта нескольких геометрических фигур. Вам необходимо по этим паспортам найти все фигуры и из них построить скульптуру.

    Детям раздаются карточки с паспортами. И они, найдя все фигуры, за столами строят скульптуры из геометрических фигур.

    - Ну, вот наше путешествие закончилось, пора собираться домой.

    Сели на автобус и поехали домой.

    6. Итог занятия. (Рефлексия)

    Воспитатель собирает детей около себя.

    • Где вы сегодня побывали?
    • Что интересного сделали?
    • С кем познакомились?
    • Чему научились?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД на тему: "Путешествие в страну геометрических фигур"

    В конспекте дети знакомятся с блоками Дьюшена....

    Конспект ОД на тему : "Путешествие в страну Геометрических фигур"

    Очень важно в дошкольном возрасте развитие логики, креативности мышления. С раннего возраста ребёнка окружает математика - это и кубики, и геометрические фигуры, и цыфры, и многое другое......

    Конспект занятия по РЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур»

    Конспект занятия по  РЭМПТема : «Путешествие в страну геометрических фигур»...

    конспект занятия по фэм" Путешествие в страну геометрических фигур" средняя группа

    конспект занятия по фэмп путешествие в страну геометрических фигур...

    Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие на планету геометрических фигур"

    Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия по математике "Путешествие на планету геометрических фигур"...