Конспект НОД в подготовительной группе по формированию математических представлений «На сказочной полянке».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Котова Алевтина Алексеевна

занятие направлено на закрепление знаний детей по форированию элементарных математических представлений. Занятие построено в игровой форме, что позволяет развивать у детей творческое мышление и воображение. В начале кончпекта представлены задачи, реализуемые на занятии и перечень материала к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28

Красносельского района Санкт – Петербурга

Конспект

НОД в подготовительной группе

компенсирующей направленности № 12

по формированию математических представлений

«На сказочной полянке».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, технология исследовательской деятельности.

Воспитатель: Котова А. А.

Санкт – Петербург

2015год

Технологии: игровая, технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающая.

Цель: Развивать у детей интерес к непосредственной организованной деятельности с помощью игровых приёмов.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей самостоятельно или сообща решать поставленную задачу.

Закрепить знания детей о натуральном ряде.

Закрепить знания детей о составе чисел 5 и 9.

Закрепить умение детей выкладывать из определённых геометрических фигур заданную картинку. Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по трём признакам с использованием кодовых карточек. Развивать умение читать кодовые обозначения.

Закрепить представления об отношениях «больше», «меньше».

Продолжать учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение составлять целое из частей.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Продолжать учить детей составлять арифметические задачи, выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ.

Развивать конструктивные способности детей.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку детей, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционные задачи:

Развивать речь детей, умение высказывать и обосновывать суждения.

Учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать своё мнение.

Поощрять стремление детей высказывать свои мысли, развивать доказательную речь.

Закрепить умение согласовывать числительные с существительными.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Формировать доброе отношение друг к другу, умение работать сообща.

Продолжать развивать умение слушать друг друга, помогать товарищам.

Развивать умение слушать и слышать вопрос.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивающая среда: карточки с цифрами, мяч, коробка с фасолью (в ней буквы и цифры), кодовые карточки различных вариантов состава числа 5, цветы, иллюстрации к сказкам, блоки Дьенеша, кодовые карточки для выкладывания сказочных героев, разрезная картинка, рабочие листы «Гномы», листы бумаги в клетку для графического диктанта, схемы задач, листы с примерами «пирамидки», фигурки – эмблемы для подвижной игры «Мышки и сыр», карандаши.

Структура занятия:

Организационный момент – игра «По порядку стройся».

Разминка «Весёлый счёт».

Игра на развитие мелкой моторики «Найди цифру» (букву).

«Назови сказки».

Игра «Подбери лепесток».

Зрительная гимнастика «Весна».

Геометрическая загадка.

Выкладывание сказочных героев из блоков Дьенеша.

Расставь знаки .

Собери картинку.

Игра с пальчиками «Теремок».

Графический диктант.

Работа в рабочих листах «Гномы».

Физкультурная минутка «Мышки и сыр».

Составление задач.

Решение примеров.

Выкладывание логических цепочек.

Итог занятия.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций).

Словесный (напоминание, указания, индивидуальные ответы детей).

Ход занятия.

Организационный момент:

Игра «По порядку стройся».

Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами предстоит большое путешествие с приключениями, загадками на смекалку и сообразительность. Но сначала проведём небольшую разминку «Весёлый счёт».

- У большого льва 4 лапы, а у маленького?

- Сколько солнышек на небе?

- Сколько глаз у совы?

- Сколько пальцев у перчатки?

- Сколько цветов у радуги?

- Cколько глаз у светофора?

- Сколько яблок на берёзе?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Кто тяжелее, гусь, который стоит на одной ноге, или который на двух ногах?

- Сколько концов у одной палки?

(дети стоят в кругу, можно использовать мяч).

Воспитатель: А теперь, чтобы узнать о чём пойдёт речь на занятии, вы должны выполнить задание. Перед вами коробка с фасолью, в которой спрятались буквы и цифры. Возьмите по одной букве или цифре, назовите её и положите на стол. Каждой цифре соответствует своя буква, выложите цифры по порядку начиная от 1 и под цифры положите соответствующие буквы

5  6  1  3  2  4

К И С А К З

Прочтите, какое слово у вас получилось? (сказки)

Вот сегодня мы с вами и поговорим о сказках.

Назовите, пожалуйста, сказки в названии которых есть цифры.

Примерные ответы детей:

«Два жадных медвежонка»;

«Три медведя»;

«Три поросёнка»;

«Волк и семеро козлят»;

«Цветик – семицветик»;

«Белоснежка и семь гномов»;

«Двенадцать месяцев» и т.д.

Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы в пути всё хорошо видеть и не пропустить интересные моменты.

Зрительная гимнастика «Весна» (см.приложение)

Воспитатель: А теперь, ребята, представьте, что мы с вами оказались на сказочной поляне. Посмотрите, какие здесь красивые цветы и под ними спрятались сказки. Но злой волшебник оторвал от каждого цветочка по лепестку и разбросал их. Ваша задача помочь лепесткам найти свой цветок. А помогут вам в этом задании кодовые карточки различных вариантов состава числа 5 из геометрических фигур, которые находятся на лепестках (в серединках цветов варианты состава числа 5 из цифр).

Задание 1- дети подбирают лепестки к цветам, объясняют правильность выполнения задания.

Воспитатель: А сейчас давайте соберём цветы и посмотрим, какие же сказки спрятались под цветами.

Ребята, смотрите здесь геометрическая загадка, помогите мне, пожалуйста, её разгадать. Как вы думаете, какой герой сказки превратился в геометрическую фигуру (показываю серый треугольник).

Как вы догадались, что это волк?

(Дети - треугольник серый и волк серый, у волка морда вытянутая острая и уши похожи на треугольники).

Правильно, и первая сказка «Волк и семеро козлят». И в этой сказке тоже задание.

Задание 2 – вам нужно из геометрических фигур с помощью кодовых карточек выложить сказочных героев (волк, медведь, собака, лиса)

(Дети выполняют задания в подгруппах).

Воспитатель: Давайте вспомним, персонажами каких сказок являются волк, медведь, лиса, собака? (ответы детей)

И так следующий цветок, и в нём тоже геометрическая загадка (показываю три розовых круга)

Дети – это поросёнок, у него круглая головка, круглый пятачок и он розового цвета.

Правильно, как вы думаете, какая сказка спрятана здесь?

Дети – «Три поросёнка».

Ребята, три поросёнка просят вас выполнить следующее задание.

Задание 3 – расставьте знаки  <, >, =.                                                                 (Дети выполняют задание по очереди у доски). 

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились, берём ещё один цветок. И здесь опять геометрическая загадка (показываю три коричневых овала). Как вы думаете, кто это?

Дети – это медведь, у него туловище и лапы овальные, он коричневого цвета.

Ребята, вам надо решить примеры, найти ответы к ним, если вы правильно решите примеры и составите картинку, то узнаете какая сказка.

Задание 4 – реши примеры и составь картинку (работают сообща).

Какая сказка у вас получилась?

Дети – «Три медведя».

Воспитатель: А для следующего задания нам надо размять пальчики.

Пальчиковая игра «Теремок» (см.приложение).

Воспитатель: Чтобы узнать какая сказка под этим цветком, вам надо выполнить диктант по клеточкам.

Задание 5 – графический диктант «Цветок» (работа за партами).

Что у вас получилось и как вы думаете, как называется эта сказка?

Дети: У нас получился цветок, а сказка называется «Цветик – семицветик».

Воспитатель: А какая сказка под этим цветком? (показываю картинку)

Дети: «Белоснежка и семь гномов».

Задание 6 – ребята, гномы любят одеваться одинаково, но они торопились и вам надо определить, кто из гномов в спешке оделся неправильно (работа в рабочих листах).

А сейчас давайте немного поиграем.

Физкультурная минутка: «Мышки и сыр» (см.приложение).

Воспитатель: Ребята, как называется сказка, в которой медвежата делили сыр?

Дети – «Два жадных медвежонка».

Задание 7 – медвежата просят вас выполнить два задания.

Первое – давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

(условие, вопрос, решение, ответ)

Что такое условие?

(это маленький рассказ с числами или то, о чём говорится в задаче).

С какого слова всегда начинается вопрос?

(сколько)

Воспитатель: Ребята, придумайте и запишите задачи (предлагаю три схемы).

И второе задание в этой сказке – решите примеры «пирамидки».

(дети выполняют задание индивидуально).

Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, были внимательными и активными, но нам пора возвращаться в детский сад, для этого вам надо выложить дорожки по которым мы вернёмся домой, а помогут вам в этом схемы с логическими блоками.

(дети выкладывают дорожки в подгруппах)

Итог занятия:

Закончилось наше путешествие по сказкам. Давайте вместе вспомним, какие  задания мы выполняли.

Что вам понравилось?

Что у вас хорошо получалось?

Какие трудности у вас были?

 

 

Технологии: технология исследовательской деятельности, игровая, здоровьесберегающая технология.

Цель: Развивать у детей интерес к непосредственной организованной деятельности с помощью игровых приёмов.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить умение вести счёт предметов в пределах 10(прямой и обратный счёт), определять место предмета в ряду других предметов.

Упражнять в сравнении групп предметов по количеству элементов.

Закрепить знания о геометрических фигурах, их свойствах, уметь замечать геометрические формы в окружающей обстановке.

Закрепить временные представления – дни недели и их последовательность.

Упражнять в сравнении контрастных предметов по величине.

Развивающие:

Развивать зрительную и слуховую память.

Развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве, а также физические качества – быстроту и ловкость.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей эмоционально – положительный отклик на игровые действия.

Закрепить умение работать парами и подгруппами.

Прививать детям интерес к познавательно – исследовательской деятельности, формировать интерес к знаниям.

Коррекционные:

Закрепить правильное употребление существительных в форме множественного числа, а также согласование притяжательных прилагательных с существительными.

Развивать координацию речи с движением.

Оснащение: (для торговли)

*красиво оформленные ворота с небольшими кармашками, на которые прикреплены геометрические фигуры;

*три стола, накрытые скатертями;

*кондитерские и хлебобулочные изделия (разнообразной формы);

*матрёшки (8 штук);

*деревянные предметы и игрушки – сувениры;

*ленты разной длины и цвета;

*кружево разной ширины;

*рулоны ткани разной толщины;

*билеты с изображением разных предметов (мяч, солнце, луна, тарелка, косынка, пуговица, платок, окно, дверь, шарф и т.д.по количеству детей:

                         (для развлечений)

*большой обруч с лентами разного цвета (по количеству детей);

*ширма для кукольного театра;

*Петрушка( или другой персонаж);

*косынки (для завязывания глаз);

*фигурки коров (или их головы) – 2 штуки и 2 пучка сена;

*круги, на которых цифры от 1 до 10 – 2 набора;

*10 палок (по 5 разного цвета);

*10 брусков;

*2 верёвки (каната).

Организация обстановки:

Разделить помещение на 2 части:

*для торговли;

*для развлечений.

В торговой зоне:

1стол: кондитерские и хлебобулочные изделия круглой, прямоугольной, квадратной, овальной формы (геометр.фигуры).

2стол: игрушки – сувениры и предметы – сувениры (количество и счёт).

3 стол: рулоны ткани, ленты, кружево (закрепление знаний по разделу «Величина» -  ширина, длина, толщина; измерение).

В игровой зоне:

*стулья расположены полукругом;

*ширма;

* свободное место для проведения игр.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал. Там их встречает Хозяйка ярмарки (воспитатель).

Хозяйка: Ах, ярмарка, ну кто б тебя не знал!

Ты, ярмарка, покой наш отобрала!

Подарки разноцветные и тут, и там:

Скорей на ярмарку! Пора покупки делать вам!

Ребята, вместо денег на нашей ярмарке сегодня входные билеты (раздать билеты детям). Внимательно рассмотрите, что изображено на вашем билете, определите, на какую геометрическую фигуру похож ваш предмет. Чтобы попасть на ярмарку, надо пройти в ворота и вложить свой билет в кармашек с соответствующей геометрической фигурой.

(Хозяйка обращает внимание детей на столы. Сначала приглашает к столу с кондитерскими изделиями).

Дорогие гости, посмотрите, какая чудесная выпечка здесь! Давайте подойдём поближе и всё рассмотрим. Что вы видите? Какую форму имеет печенье? (баранки, хлеб, булка, пряник и т.д.).Чем похожи? Чем отличается квадрат от прямоугольника? (треугольника, круга). Сколько сторон (углов) у каждого?

(После завершения закрепления знаний о геометрических фигурах Хозяйка приглашает гостей ко второму столу).

Ребята, посмотрите, какие красивые матрёшки! (матрёшки стоят в ряд от наибольшей до наименьшей). Сколько их? Чем они отличаются?

А может быть вы прочтёте мне стихи о матрёшках? (дети читают стихи С. Маршака о матрешках «Весёлый счёт»).

Теперь обратите внимание на другие предметы (активизация знаний детей о количественном и порядковом счёте, о натуральном ряде чисел, о составе чисел из единиц)

Что это? Сколько? На каком месте? Который по счёту? Чего больше? Чего меньше? На сколько больше (меньше)? На сколько 5 меньше 6? и т.д.

А теперь давайте поиграем, вы закрываете глаза, а потом называете мне, какие произошли изменения.

Игры: «Чего не стало?»;

      «Что изменилось?»

Дорогие гости, а теперь давайте пройдём к следующему столу. Здесь можно приобрести подарки маме, бабушке, сестрёнке. Быстрее подбегайте, подарки выбирайте!

Вопросы: Что это? Какие они по длине, ширине, толщине? Какого цвета самая длинная (самая короткая) ленточка? Между какими лентами находится (цвет) лента? Как определить? и т.д.

(Рассказы детей сравнительного характера, например – в какой последовательности лежат рулоны ткани? Сколько мерок ткани надо на платье (юбку)? Дети с помощью условной мерки отмеряют ткань на юбку(платье).

Хозяйка: Ребята, вы на ярмарке не только увидели много интересного, но и показали свои знания по многим вопросам. Вы меня очень порадовали своими знаниями и умениями. Но на ярмарке не только покупают товары, а ещё и веселятся, поют песни, танцуют, соревнуются. И я приглашаю вас поиграть.

Игра «Карусель».

Хозяйка: А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и мы продолжим наши игры (дети делятся на команды).

Игра «Пройди по кочкам» - пройти по кругам с цифрами (круги лежат в беспорядке), становиться двумя ногами на круг в прямой последовательности, вторая команда – в обратной.

Игра «Построй дом» - дети строят дом из палок, каждый участник берёт только одну палку.

Игра «Покорми корову» - дети с завязанными глазами должны ориентироваться и пройти определённое расстояние и пучком сена коснуться головы коровы.

Игра «Не задень» - прыжки через бруски 4 -5 штук,( расст. 50см.), отталкиваясь двумя ногами.

Игра «Кто сделает меньше шагов» - ходьба по канату, разложенному на полу.

Игра «Неделя, стройся!» - построение в шеренгу (колонну) по словесному сигналу.

*от понедельника до воскресенья;

*от среды до вторника и т.д.

(Пока дети соревнуются в торговой зоне незаметно сделать беспорядок: некоторые предметы поменять местами, или положить на пол).

Хозяйка: Ой, беда! Кто же всё это сделал? Что же нам делать? Как быть?

Ребята, помогите мне навести порядок.  (дети помогают навести порядок, группируют предметы – зрительная память).

Какие вы молодцы, спасибо вам за помощь, отзывчивость, внимание к взрослым.

(Из – за ширмы появляется Петрушка).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я видел, как вы сегодня хорошо отвечали, играли, а теперь попробуйте решить мои задачи и отгадать загадки.

*Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

(времена года).

Пять братьев – всем одно имя.

Годами равные, а ростом разные.

(пальцы)

На груше росло 5 груш, а на иве на 1 меньше.

Сколько груш росло на иве?

(на иве груши не растут)

У кого больше лапок у большой утки, или у маленького утёнка? и т.д.

Петрушка: Молодцы! А теперь внимательно рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (ответы детей)

Задание – вам нужно сосчитать количество звуков в каждом изображённом предмете и соединить верёвочкой рисунок предмета с карточками, на которых изображено разное количество звуков.(подобрать нужную карточку)

(дети выполняют задание)

Петрушка: Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы! Вам пора возвращаться в детский сад, но с ярмарки возвращаться без угощения не годится, вот вам от меня сладости. (дарит детям петушков на палочке)

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28

Конспект

НОД по ФЭМП в подготовительной группе

компенсирующей направленности № 12

«Математическая ярмарка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Технологии: технология исследовательской деятельности, игровая, здоровьесберегающая технология.

Воспитатель: Котова А.А.

Санкт – Петербург

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений Во второй младшей группе «В гости Зайчик нас зовет».

Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений во второй младшей группе в игровой форме....

Конспект НОД по развитию и формированию математических представлений в подготовительной группе "День рождения Иа"

материал в занимательной форме помогает детям развивать логику, творческое мышление и усвоить новый материал....

Конспект обязательной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие проведено  новой игровой форме -квеста ,что способствовало развитию у детей логического мышления,поисковой деятельности,умению формировать предположения,делать выводы.Во время прохождения...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений «Математическая Олимпиада» в подготовительной группе

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности            по формированию математических представлений    «Математическа...