Методика ознакомления с геометрическими фигурами с использованием приемов их обследования.
консультация по математике (младшая группа) на тему

Купчихина Марина Олеговна

Методика ознакомления с геометрическими фигурами с использованием приемов их обследования и комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с формой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometricheskie_figury.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы Турзиновой М. О.

Методика ознакомления с геометрическими фигурами с использованием приемов их обследования.

   Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.

    Используются наглядные методы и приемы: Посмотри и найди такую же фигуру, На что похожа фигура и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи...

   Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

   С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?

   Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы.

   Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: Посмотрите, как палец побежит! Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую - круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника - позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

   Н.А.Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов, определяя форму как их основной признак, в ней выделяют:

  1. целостное восприятие предмета;
  2. анализ предмета - вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется ...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;
  3. двигательно-осязательное ощущение формы - обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;
  4. вновь целостное восприятие предмета;
  5. построение модели из заданных форм или частей.

   На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика - последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3.Е.Лебедева, Л.А.Венгер, Л.И.Сысуева, В.В.Колечко, Р.Л.Непомнящая):

  1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.
  2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.
  3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.
  4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.
  5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.
  6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).
  7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.

   Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка - от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами - большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

   В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности. Так, во второй младшей группе дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок - кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру.

   Для демонстрации геометрических фигур  использую разные по величине и цвету фигуры. Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, привлекаю их внимание к особенностям фигур: Что это? Какого цвета шары?  Какой из них меньше? По заданию один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым,  подвожу их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

   Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой. Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Необходимо учить детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

   Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

   Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур я организую игры.

Комплекс

дидактических игр по ознакомлению детей

с формой

II младшая группа

1. Подбери фигуру

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показываю овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю неточные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении -  класть.

В конце игры подвожу итог: « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».  

           2. Назови геометрическую фигуру

Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой (5 – 6 детей). Я достаю из конвертов таблицы и предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур и назвать их. При первой игре использую не более трёх таблиц. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры фигур, помогаю – рукой ребёнка проделываю нужные действия в воздухе.

Продолжительность игры – 10-15 минут. При повторном проведении игры увеличиваю число таблиц, и  меняет их.

          3. Подбери по форме

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Раздаю детям на подносах карточки и  фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагаю обвести фигуры  пальцем, найти и исправить ошибку.

          4. Найди предмет такой же формы.

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). По три – четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические фигуры, на втором – предметы.

«Мы сейчас будем играть в игру «Найди предмет такой же формы». Я буду катить обруч, ребёнок, к которому он подкатился, подойдёт к столу и найдёт предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребёнок, которого он выберет».

Качу, обруч к ребёнку (первым выбираю более смышлёного воспитанника). Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит, я показываю круг и предлагаю найти предмет такой же формы. Найденный предмер ребёнок показывает остальным детям, если он выбран правильно, то они хлопают в ладоши. Вызванный ребёнок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет кладём рядом с кругом. Затем качу, обруч к следующему ребёнку и предлагаю другую форму. Игра продолжается пока все предметы не будут подобраны к образцам.

           5. «Найди то, что я покажу»

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических  фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т.п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры  воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает « Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.

Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15 минут.

6. Геометрическое лото

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта), треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).

Ход игры. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы».

В игре принимает участие пять детей.  Рассматриваю вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Я помогаю детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.  

   Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов.

  В свободное от занятий время дети моей группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление с геометрическими фигурами

конспект занятия по математике для предшкольной группы...

Занимательные игровые упражнения по ознакомлению с геометрическими фигурами

Картотека № 2 по формированию элементарных математических представлений Занимательные игровые упражнения по ознакомлению с геометрическими фигурами...

Ознакомление с геометрическими фигурами в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну Геоманию»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово»Цель:- закрепление знаний о геометрических фигурах, их призн...

"Ознакомление с геометрической фигурой - круг"

Конспект НОД во 2-й младшей группе...

Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Конспект занятия по ознакомлению с геометрическими фигурами в средней группе: "Путешествие в страну Геометрии"

Цель: познакомить детей с геометрической фигурой - овалом.Задачи: 1). Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник.2). Развивать умение сравнивать круг и ова...

Использование мультимедийных средств и технологий в повышении интереса детей в ознакомлении с геометрическими фигурами

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт и...