«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (Части суток)
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Митапова Алла Евгеньевна

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Слайд №2. Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").

Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык в различии которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь, сейчас или сегодня-вчера-завтра т др.

И хотя дети с трудом овладевают специальными терминами, они по мере развития речи начинают правильно использовать формы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)

В дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности - занятия, игры, свободная деятельность.

При целенаправленном обучении, активном формировании представлений о времени, систематическом руководстве познавательной деятельностью детей они приобретают способность усвоения представлений о времени и ориентировке на время.

 

 

Особенности формирования представления о времени у детей дошкольного возраста.

 

         Слайд №3. В младшей группе осуществляется представление детей о времени (таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь) в повседневной жизни и лишь уточняется на занятиях. Части су­ток малыши различают по изменению содержания их деятель­ности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представле­ния о частях суток. Педагог называет отрезок времени и пере­числяет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сей­час утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать» и  т. п.

         С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображаю­щие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Вос­питатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются кон­кретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

         Слайд №4. В средней группе, как и в младшей группе, ориентировка во времени развива­ется у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

         Педагог уточняет представление детей о частях суток, свя­зывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрос­лые утром, днем, вечером, ночью.

         Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят отно­сительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходи­мо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

Значение слов быстро — медленно раскрывают на конкретных примерах.          Воспитатель обращает внимание детей на степень быст­роты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

         Слайд №5. В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окру­жающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становит­ся все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружаю­щие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рас­сказы соответствующего содержания.

         Изменчивость и относительность таких обозначений време­ни, как «вчера, «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми.  Смысловое значе­ние данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы - были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисова­нию?» и т. п.

         На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности. Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по ма­тематике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

         Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

         Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели».

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

         Слайд №6.В подготовительной к школе группе закрепляют зна­ния о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, не­деля, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать времен­ные отношения способствуют осознанию детьми последователь­ности происходящих событий, причинно-следственных связей меж­ду ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

         Большое значение имеет то, насколько часто дети использу­ют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности.

         Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.

         Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни дру­гими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. По­следовательность дней каждой недели всегда одна и та же: по­недельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.

Важно как можно чаще побуждать детей к установле­нию временных отношений, к использованию слов завтра, се­годня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.

         При составлении рассказов из опыта, пересказа воспита­тель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существен­ное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.

         Детей подготовительной группы знакомят с названием те­кущего месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспи­тать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длитель­ности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длитель­ности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.

         Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисо­вать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.

Слайд №7. Занимаясь с ребенком, помните важные заповеди:

·        «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения» (Ж.Ж.Руссо)

·        Поощряйте все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.

·        Сравнивайте результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

·        Важно отвечать на все вопросы ребенка и заниматься с ним тем, что ему нравится.

·        Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Развитое чувство времени помогает детям стать более орга­низованными, дисциплинированными.

 

Слайд №8.  ЛИТЕРАТУРА

 

1.                 Сорокина А.И. "Дидактические игры в детском саду"

2.                 Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

3.                 Кононенко И. "Знакомство детей со временем" /"Дошкольное воспитание" 1981 г. №7/

4.                 Тарабарина Т.Н. "Детям о времени"

5.Столяр А.А. "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников''

6.Щербакова Б., Фунтикова О. "Формирование временных представлений" /"Дошкольное воспитание" 1988 г. №3

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (Части суток)

Слайд 2

Слово « время » происходит от древнерусского « время » , что означает « вращение » .

Слайд 3

В младшей группе осуществляется представление детей о времени (таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь) в повседневной жизни и лишь уточняется на занятиях.

Слайд 4

В средней группе педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Важно, чтобы они базировалась на прочной чувственной основе .

Слайд 5

У детей старшей группы : закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь ; и зменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера, «сегодня», «завтра» ; п оследовательность дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности ( понедельник, вторник, среда... )

Слайд 6

В подготовительной группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия.

Слайд 7

Занимаясь с ребенком, помните важные заповеди: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения» (Ж.Ж.Руссо) Поощряйте все усилия ребенка и само его стремление узнать новое. Сравнивайте результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Важно отвечать на все вопросы ребенка и заниматься с ним тем, что ему нравится. Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Слайд 8

ЛИТЕРАТУРА : 1.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду »; 2.Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»; 3.Кононенко И. "Знакомство детей со временем», /ж-л «Дошкольное воспитание» 1981/7/; 4. Тарабарина Т.Н. «Детям о времени»; 5.Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»; 6.Щербакова Б., Фунтикова О. «Формирование временных представлений» / ж-л «Дошкольное воспитание» 1988/3/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2

Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста (часть 1)

laquo;Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».А. М. Горький...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста. часть 2

Во 2 части цикла семинаров-практикумов, мы познакомимся с такими методами коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как арт-терапия и релаксация. Прежде чем педагоги будут использ...

Буклет «Использование здоровьесберегающих технологий в художественно –эстетическом развитии детей дошкольного возраста» часть 1

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в художественно –эстетическом развитии детей дошкольного возраста» часть1публикация размещена с согласия родителей (законных представите...

«Утренний круг» – как форма организации утреннего отрезка времени детей дошкольного возраста.

Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются вместе, для того чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, об...