Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Пересыпкина Надежда Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программное содержание:

  • совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь;
  • упражнять в счете в пределах 5.Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и от формы расположения предметов;
  • совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, обозначать результаты сравнения словами: широкий, узкий. Упражнять в умении сравнивать 5 предметов по высоте, раскладывая и в возрастающем последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самая  низкая, повыше, еще повыше, еще повыше, самая высокая;
  • упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, справа, слева;
  • упражнять в счете на ощупь в пределах 5;
  • продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, шаром, цилиндром, кубом. Закреплять знания о геометрических фигурах;
  • закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопрос «Который по счету?». Учить действовать по словесной инструкции. Развивать графические умения. Воспитывать аккуратность.
  • развивать логическое мышление, внимание,  речь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_v_sredney_gruppe_attestatsiya.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи по реализации интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- закреплять порядковый счет в пределах 5;

- умение соотносить число и количество предметов;

- пользоваться словами

- продолжать учить детей различать и называть цвета, группировать предметы цвету;

- закрепить понятия «широкий – узкий»; «один – много»;  геометрические формы; уравнивать группы предметов;

- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Образовательная область «Речевое развитие»

- обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире, организуя речевые ситуации.

- воспитывать умение детей слушать взрослого, стимулировать инициативные высказывания, учить отвечать на вопросы воспитателя

Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»

- воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

- создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

-развивать мелкую моторику и создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая.

 Предварительная работа:

Дидактические игры на развитие математических способностей, навыки счета.

 Дидактические игры и упражнения: «Отсчитай столько же», «Найди пару», Д/и «Разложи по форме» «Подбери по цвету» «Подбери фигуру» «Разложи по порядку».  Игровые упражнения на группирование по признакам предметов «от 1 до 5». «Матрешки», «Найди свой домик», «Где звенит колокольчик?»

Методы и приёмы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: игрушка Гномик,  ковер с подушками  для каждого ребенка,  карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 5;  макет реки; мост-пазл, разрезанный в форме геометрических фигур по числу детей; бабочки-3 шт.; цветы – 5шт; грибочки, ковер,   мольберт,  дом гномика – пазл.  Аудиозапись: фонограмма  «В гостях у сказки», «Паровозик»,  «Плеск воды», «Плач»

« Паровозик из Ромашково», мультимедиапроектор,  ноутбук

Раздаточный материал: карточки - «билеты»  с изображением геометрических фигур от1 до 5; «перышки» из салфеток на каждого ребенка,  елочки разной высоты по 5 на каждого ребенка.

Организационный момент:  (Слайд №1)Дети заходят в  зал под музыку фонограммы № 1«В гостях у сказки»,  садятся  на ковер.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу доброе утро.

Доброе утро, солнце улыбается,

 В городах и селах люди просыпаются.

Ждет впереди удачный день,

Заниматься нам не лень.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да)  А хотите мы сегодня отправимся в одну из них

Дети: Да

Воспитатель: И так начнем.  «Жил на свете грустный гномик. Почему грустный? Да потому, что у него не было дома. И вот однажды, сидя на пенечке, гномик  решил построить себе домик» (Слайд №2)

 Звучит фонограмма  №2 «Плач»

Воспитатель:  Ребята, слышите, кто-то плачет? Да это же гномик. Гномик, почему ты плачешь, что случилось?

Гномик: Я  сидел на пенечке, думал как построить себе дом и вдруг налетел сильный ветер, и унес меня далеко от этого места. Теперь я не могу туда добраться,  я боюсь идти один.  Ребята, вы поможете мне добраться назад,  туда где я живу и помочь построить домик?

Воспитатель:  Поможем гномику (ответы детей).

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где нас ждёт много сюрпризов. И мы, обязательно, поможем нашему другу! Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать?

Дети: На самолете, поезде, автомобиле, корабле, велосипеде и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на каком транспорте будем путешествовать мы. Слушайте:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

            Везет всех за собой. (ПОЕЗД)

Правильно, мы будем путешествовать на поезде. (Слайд № 3)

(Из стульев, один за другим, составлен поезд. Номера мест обозначены определенным количеством  геометрических фигур)

- Чтобы ехать, нужен пропуск-

Вот билет вам на поезд!

Воспитатель раздает детям «билеты». У детей «билеты» с таким же количеством геометрических фигур, как  указано на стульчике, но расположенных по-другому

-Нужно сесть на место в поезде, номер указан в «билете»

Дети занимают места в поезде, согласно билету

-Почему ты занял это место? (ответы детей)

-Кто едет впереди Арсена?

-Кто едет позади Вани?

Звучит фонограмма №3 («Паровозик»)

 Звучит фонограмма № 4 («Плеск воды»)

Дидактическая игра «Собери мостик из геометрических фигур».

(Слайд№ 4)

Воспитатель: Ребята, наш поезд почему- то остановился. Давайте выйдем из поезда и узнаем, в чем причина? Посмотрите, путь поезду преградила речка, речка! Речка, какая – широкая или узкая?

Дети: Широкая

(Слайд № 5)

Гномик: Что же нам делать, как я попаду домой?  Ветер разрушил мостик!

Воспитатель: Ребята, подумайте, как нашему поезду переправиться через речку? (Дети предлагают варианты)

Правильно, нужно построить мост. Да вот рядом и детали разрушенного моста. Давайте возьмем по одной детали и сложим мост заново.

(Рядом лежат разные геометрические фигуры. Дети выполняют поставленную задачу).

Воспитатель спрашивает: Какую фигуру взяли?  Сколько  углов у фигуры, сколько сторон?

После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.(Слайд №6)

Воспитатель. Посмотрите, что я нашла…перышки. Давайте поймаем их и подуем на них, куда перышки полетят, туда и мы пойдем.

Улетели наши перышки и привели нас к лесу. Но чтобы нам войти в лес нужно отгадать загадку и выполнить задание

Загадка:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год  (ель) (Слайд № 7)

Игра «Посадим елочки в ряд» (дети садятся за столы)

У каждого ребенка по 5 елочек

-Одинаковые ли елочки по высоте?

-Что можно сказать о высоте елочек?

Воспитатель предлагает расставить елочки в ряд,  начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой

Воспитатель вместе с Гномиком  проверяет расположение елочек у детей

-Расскажите о  том, как  расположили елочки? ( Самая низкая, повыше, еще повыше, еще повыше, самая высокая)

Воспитатель: (Слайд№8)  Поставили елочки в ряд и посмотрите появились тропинки в лесу. Одинаковые они? Чем  отличаются? (одна узкая, другая широкая)

-По какой тропинке пойдем:  по узкой или широкой?  Почему?

Дидактическая игра «Бабочки».

(Слайд№9) 

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли  на цветочную полянку.

Распустились здесь цветы

Небывалой красоты.

Гномик: Посмотрите, ветер занёс бабочек в сети злого паука! Они погибнут!

Воспитатель: Нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (много, 5) Давайте их освободим! Мы с вами будем отвлекать злого паука, а гномик в это время освободит бабочек.

Физкультминутка:

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой, две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем!

(Гномик освобождает бабочек из плена)

(Слайд№10) 

Воспитатель: Молодцы, ребята, прогнали паука. Но нам нужно спрятать бабочек, чтобы паук не заметил их  и не поймал снова.

Как вы думаете, их можно спрятать? (ответы детей)

На что больше всего любят садиться бабочки?

Дети: На цветы!

Воспитатель: Посмотрите, на полянке растут красивые цветы разных цветов. Какого цвета бабочки? На какой цветок сядет бабочка?

(Дети сажают бабочек на цветы, выбирая для каждой цветок такого же цвета).

Воспитатель: Поровну ли бабочек и цветов? (Нет) Чего больше? (Цветов) Чего меньше? (Бабочек) Почему вы думаете, что цветков больше? (Потому что цветы без бабочек) Как сделать так, чтоб цветов и бабочек стало поровну? (Дети предлагают варианты)

Гномик: Ой, к нам ещё прилетели бабочки.

Воспитатель: Ну, вот теперь у нас бабочек и цветов сколько? (Поровну)

Ребята, а куда мы с вами идём? (Помогаем гномику вернуться домой, и построим ему домик)

(Слайд№11) 

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, далеко ли до домика гномика? Надевайте волшебные очки!

 

Пальчиковая гимнастика «Очки».

Мы очки должны одеть, чтоб пенечек гнома разглядеть.

(дети изображают очки с помощью пальцев)

Игровая ситуация:

Что мы видим сквозь очки?

(Пока дети рассказывают, что они видят, воспитатель выставляет на магнитной доске разрезанное на пазлы изображение домика).

Дидактическая игра «Построим дом гномику».

Воспитатель: Нам с вами осталось выполнить то, что мы обещали гному.

(Дети собирают домик из пазлов, разрезанных на части по числу детей)

Гномик: Ну, вот ребята, вы помогли мне вернуться домой, и построили для меня новый домик. Большое спасибо. За это я хочу вас отблагодарить. У меня в лесу есть грибная полянка. Там растут грибы. Я вам разрешаю набрать грибов с собой, но все забирать нельзя, потому что нужно оставить на зиму белкам и ежам. (Слайд№12) 

Давайте сделаем так, сколько раз я хлопну, столько грибов вы соберете.

Считать умеете? (Да)

Тогда отвернитесь, и слушайте!

Дидактическая игра «Собери грибы».

(Воспитатель хлопает 3 раза, дети собирают каждый по 3 гриба).

Воспитатель: Покажите мне, сколько грибов вы собрали?

Молодцы, а почему вы не собрали все? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Какие добрые дела совершили? Кому вы сегодня помогли?

Вы меня очень порадовали, все молодцы!

Воспитатель: Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте пройдем через речку по мостику, сядем в поезд. Счастливого пути!

Звучит фонограмма № 5 «Паровозик из Ромашково»,дети отправляются в путь

Воспитатель: Вот мы и оказались в своём детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе , тема: «Путешествие»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Программное содержание:совершенствовать представления о ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие с Крошем»

1. Закреплять  умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.)2. Закреплять умение сравнивать предметы по величине, размеру, цвету.3. Закрепля...

Открытая непосредственная деятельность по формированию элементарных математических представлении в средней группе. Тема: "Путешествие в сказку"

Открытая непосредственно образовательная деятельность, цель которой: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:• Закрепить знания дет...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» в средней группе. Тема: «Путешествие в сказку «Теремок».

Интеграция с образовательными  областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Тема: «Путешествие в ...

План – конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе Тема: «Путешествие по сказке «Гуси - лебеди»

Данный конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей подготовительной  к школе группе. В ходе непосредственно образовательной деятельности дети выполняю...