ЛОГИКО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по математике на тему

Акимова Елена Степановна

ЛОГИКО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

ЛОГИКО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

2 слайд

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования , схематизацией при условии использования математического содержания , является по своей сути логико –математическим развитием ребёнка.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 4 – 7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

- оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

- представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

- изменение ситуации, осуществление преобразования;

- активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.

3 слайд

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт, измерение, классификация, и др.) .

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.

Однако в практике логико-математические игры во всём своём многообразии не нашли должного применения. Чаще всего они используются бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, состоят в следующем:

- воспитатели недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению (после 5 – 6 лет) ;

- педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;

- в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя; ребёнок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель, не мыслитель) .

Правомерно требуют решения вопросы:

- систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;

- раскрытия разнообразия способов поддержки ребёнка в логико-математической деятельности;

- совершенствования педагогической компетентности педагогов.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приёмы.

4 слайд

Дидактические пособия для логико-математического развития детей дошкольного возраста.

Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:

- логические блоки Дьеныша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;

- цветные счётные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;

- наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.

5 слайд

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.

Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне исключения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагается проблемно-игровые методы.

Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

6 слайд

Целью использования проблемно-игровых методов является –

развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.

Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:

- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

- обеспечения детской активности в поиске решения;

- стимулирования детской самодеятельности.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств.

7 слайд

Средства реализации проблемно-игровых методов логико-математического развития:

  1. - логические и математические игры – это игры направленные на плоскостное и объемное моделирование; комбинирование( цвет, форма , размер); составление целого из частей («Кубики для всех», «Логика и цифры», «Играем в математику», «Логическая мозаика», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат» и др.) ;-
  2. - проблемные ситуации, задачи. вопросы-  одно из основных назначений проб. ситуации - способствовать развитию творческих способностей ребёнка,проблемные ситуации решаются поэтапно(осознание и принятие проблемы, высказывание детьми предложений, практическая проверка предложений, обоснование рационального способа решения проблемной задачи) ;
  3. - творческие ситуации, задачи, вопросы- существует  4 уровня трудности творческих задач: 1 ребёнок сможет решить задачу самостоятельно, 2 уровень ребёнок решает задачу с помощью наводящих вопросов.3 уровень- ребёнок решает задачу столько спомощью взрослого, 4 уровень трудности ребёнку не предлагается. например : как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты- это 3 уровень сложности- решается задача через осознание структуры  многоугольников. Чем больше углов, тем больше фигура похожа на круг;др. пример- ринарисуй кошку не рисуяеё- предлагается в качестве одного из вариантов решения рисования какой либо части , по которой можно догодаться о целом;
  4. - экспериментирование и исследовательская деятельность –это активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского эксперементирования является получение новых знаний и сведений об объекте;
  5. - логико-математические сюжетные игры –это игры специально сконструированные, для них характерна игровая направленность, они насыщенны проблемными ситуациями,  творческими задачами. Обязательным требованием к данным играм  являетсяих развивающее воздействие. Например, вовремя постройки дома (игра «логический домик»)ребёнок ,делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на кирпичиках. это могут быть связи сходства и различия по цвету , форме , размеру . назначению и т.д

8-10 слайд

Сегодня с вами мы поиграем с логическими блоками Дьёнеша «игра построй дом», где карточки – это домики . а квадратики – это кирпичики., мы будем использовать карточки, которые требуют ориентировки на 3 свойства (цвет, толщину и форму). Ведущий вынимает блоки из мешочка называет эти свойства. например : какого цвета блок? Какой толщины и формы?( синий толстый круглый блок). Ведущим становится тот , кто собрал больше кирпичиков

11 слайд

Методическое обеспечение:

З. Н. Михайлова, Е. А. Носова

Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

З. А. Михайлова

Игровые задачи для дошкольников. – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

З. А. Михайлова

Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1981.

Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая

Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб. : Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

А. А. Смоленцева, О. В. Суворова

Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

А. А. Смоленцева А. А., О. В. Пустовойт

- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. СПб. : Корвет, 2001.

Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева

Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший дошкольный возраст. Учебное пособие. – СПб. : Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Моделирование как средство логико - математического развития дошкольников".

Цель:Создать условия для использования логико-математических игр на основе схем и знаковых моделей, как эффективного средства подготовки детей к школе.Задачи:•...

Реализация идеи интеграции в логико-математическом развитии дошкольников

В ряде современных исследований рассматриваются возможности интеграции процесса логико-математического развития с другими направлениями развития дошкольников и детскими деятельностями (А.А. Смоленцева...

Консультация для воспитателей. "Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников"

Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...