Занятие по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Мазеина Г.А. Киселева Л.М.

 

    Образовательные задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?», представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле. Закрепление знаний о составе числа (3, 4, 5). Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображение по данной схеме. Знакомство с новой геометрической фигурой (полукруг). Закрепление представления  том, что целое больше части. Совершенствование навыков конструирования.

  Коррекционно – развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

На тему «Занятие по   математике в старшей группе»

Лексическая тема «Домашние животные»

    Образовательные задачи: Закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?», представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле. Закрепление знаний о составе числа (3, 4, 5). Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов, узнавать и различать геометрические фигуры, собирать изображение по данной схеме. Знакомство с новой геометрической фигурой (полукруг). Закрепление представления  том, что целое больше части. Совершенствование навыков конструирования.

  Коррекционно – развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

   Воспитательные задачи: Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

 Оборудование: Магнитная доска, счётный материал (морковь и капуста), конверты с геометрическими фигурами по числу детей, карточки с цифрами и картинками для игр «Математическое домино», рабочие тетради по числу детей, карандаши.

  Предварительная работа: Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Домашние животные».

                                  Ход занятия:

1.Организационный момент

(Воспитатель заносит в группу корзинку с маленьким, беленьким кроликом, и говорит детям, что маленький кролик очень проголодался. Задавая вопрос:  - как помочь маленькому кролику?  Дети  предлагают накормить кролика. )

  Упражнение «Угощение для кроликов»

  Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование навыка отсчитывания заданного количества предметов из большего количества.

Воспитатель: Ребята, а что ест  кролик?

Дети: Морковку, капусту.

Воспитатель: Правильно.

(Воспитатель сообщает детям о начале занятия и предлагает им сесть за столики. Он держит в руках 2 ведёрка .В одном из них морковка, а в другом – кочаны капусты (счётный материал).)

 Воспитатель: Мы на ферме побывали,

                          Белых кроликов видали.

                          Шустренькие кролики

                           То ложились

                           То кружились

                            В проволочном домике.

                            Лапками стучали,

                            Весело пищали.

                             Мы зверькам

                             На травке жёсткой –

                             Овощей достанем….

                             Вырастайте с нежной шерсткой,

                             С круглыми хвостами.

Сегодня мы будем говорить о домашних животных. И начнём занятие с того, что приготовим угощения для  нашего кролика. Отсчитаем из зелёного ведёрка по 10 морковок, а  из красного ведёрка по 6 кочанов капусты. Разложите их перед собой парами в 2 ряда.

( Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет его выполнение.)

Воспитатель: Сколько морковок вы взяли?

Дети: 10

Воспитатель: Сколько кочанов капусты вы взяли?

Дети:6

Воспитатель: Молодцы, верно!

2.Упражнение «Считаем и рассуждаем»

 Закрепление навыков количественного счёта в пределах 10. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопросы «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле.

Воспитатель: Каких овощей больше?

Дети: Моркови больше, чем капусты.

Воспитатель: На сколько штук больше морковки, чем капусты?

Дети: Морковки на 4 шт. больше, чем капусты.

Воспитатель: На сколько штук меньше капусты, чем морковки?

Воспитатель: Капусты на 4 шт. меньше, чем морковки.

Воспитатель: Как сделать так, чтобы капусты и морковки стало поровну?

Дети: Нужно добавить 4 кочана капусты.

(Воспитатель предлагает каждому, чтобы он взял  необходимое количество капусты)

Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве морковки и капусты?

Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.

Воспитатель: По сколько их? Сосчитайте.

(Дети пересчитывают овощи.)

Дети: Моркови и капусты стало по 10 шт.

(Воспитатель предлагает убрать 4 кочана капусты).

Воспитатель: Как можно по – другому уравнять количество моркови и капусты?

Дети: Можно убрать 4 морковки.

(Дети убирают лишние морковки)

Воспитатель: Что можно сказать о количестве морковки и капусты?

Дети: Их стало поровну, одинаковое количество.

Воспитатель: По сколько их? Сосчитайте.

(Дети пересчитывают овощи.)

Дети: Морковки и капусты по 6 шт.

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете. Сложите овощи в ведёрки.

Воспитатель: Сколько морковок у вас осталось?

Дети: Ни одной.

Воспитатель: Как можно обозначить отсутствие предметов для пересчёта?

Дети: Числом «ноль»

(Воспитатель ставит на наборное полотно карточку с цифрой «0»)

Воспитатель: Сколько кочанов капусты у вас осталось?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Как это можно обозначить?

Дети: Числом «ноль»

(Воспитатель показывает карточку с цифрой  «0», а потом убирает её)

3.Игра «Белые кролики»

Совершенствование навыков конструирования. Совершенствование умения и различать геометрические фигуры, собирать изображения по данной схеме. Ознакомление с новой геометрической фигурой (полукругом). Закрепление представления о том, что целое больше части.

(Воспитатель раздаёт детям  конверты с деталями плоскостного изображения кролика)

Воспитатель: Ребята попробуйте  сложить изображения белых кроликов, для которых вы приготовили угощение.

( Воспитатель  помещает схему на магнитную доску.  Дети в  произвольном порядке располагают изображения кроликов на своих рабочих столах)

Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень красивые белые кролики. Из  каких фигур вы составили их изображения?

Дети: Мы взяли большой полукруг – туловище. Два маленьких полукруга - это передние и задние лапки. Большой круг – это голова. Маленький кружок – это хвостик. Два овала – это ушки.

Воспитатель: Хорошо. Возьмите фломастеры и нарисуйте мордочку своему кролику.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Что случилось с кругом вдруг?

                          Пополам разрезан круг!

                          Полукруг на что похож?

                          В чём его ты узнаёшь?

                          Словно долька апельсина,

                          Словно спинка у дельфина,

                          Как луна на небосводе –

                          Полукруг на них походит.

Для того чтобы сложить изображение кролика, вы использовали такую фигуру, как полукруг. Как вы думаете, почему эта фигура так называется?

Дети: Эта фигура получается при делении круга на две равные части. Половина круга – полукруг.

Воспитатель:  А что больше - круг или полукруг?

Дети: Круг больше, чем полукруг, потому что полукруг - это одна вторая круга.

Воспитатель: Правильно. Часть всегда меньше целого. Круг состоит из двух полукругов.

4.Игра «Кто внимательный?»

Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.

(Воспитатель привлекает внимание детей к изображениям кроликов)

Воспитатель: Сколько всего изображений кроликов вы сложили? Сосчитайте.

Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Воспитатель: Всего десять кроликов. Все ли кролики одинаковые?

Дети: нет, не все.

Воспитатель: Покажите кролика, который отличается от других.

(Дети показывают изображение кролика.)

Воспитатель: Чем  он отличается от других кроликов?

Дети: У него чёрные лапы, а у всех  остальных белые лапы.

Воспитатель: Правильно. Пересчитайте кроликов по порядку, начиная с этого кролика.

(Дети пересчитывают кроликов по порядку)

Воспитатель: Сделайте вывод, меняется ли количество кроликов от того, в каком порядке мы их считаем.

Дети: нет, количество кроликов не меняется.

5. Игра «Математическое домино»

Закрепление знаний о составе числа «три», «четыре», «пять»

(Воспитатель приглашает детей подойти к магнитной доске и ставит на неё в ряд карточки с цифрами «3», «4», «5».  В руки берёт карточки,  разделённые на две части.)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет себе одну карточку. Ангелина, тебе карточка не достанется. У тебя сегодня будет особое задание.

(Дети выбирают по одной карточке.)

Воспитатель: Пересчитайте, сколько всего овощей у каждого из вас на карточке.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: поставьте карточку под соответствующую цифру.

Воспитатель: Очень хорошо. Вы не допустили ошибок. А теперь Ангелина поставит цифру под каждую половинку каждой карточки.

(Ангелина выполняет задание)

Воспитатель: Из каких чисел состоит число «три»?

Дети: Число «три» состоит из чисел «один» и «два» или «два» и «один».

Воспитатель: Из каких чисел состоит число «четыре»?

Дети: Число  «четыре» состоит из чисел «один» и «три», или «два» и «два», или «три» и «один».

Воспитатель: Из каких чисел состоит число «пять»?

Дети: Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один».

Воспитатель: Отлично! Это было очень сложное задание.

6. Пальчиковая гимнастика  «Бурёнушка»

Развитие речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением.

(Воспитатель предлагает детям встать на ковёр и выполнить пальчиковую гимнастику.)

Дай молока, Бурёнушка,                               -    показывают, как доят корову.

Хоть капельку – на донышко!

Ждут меня котята,                                      - делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,                             -  загибают по одному пальчику.

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молока для кашки.

Воспитатель: Запомнили ли вы, сколько молочных продуктов просят дети у коров.

Дети: дети просят пять молочных продуктов.

7. Работа в тетради.

Упражнение «Разноцветные линии».

Обучение соотнесению цифры и обозначаемого количества предметов.

(Воспитатель предлагает детей за столы, где приготовлены тетради и цветные карандаши.)

Воспитатель: Мы продолжаем разговор о домашних животных и их детёнышах. Художник нарисовал для вас детёнышей животных. Пересчитайте детёнышей в каждой группе и соедините линиями разных цветов каждую группу с соответствующей цифрой или числом.

(Дети выполняют задание.  Воспитатель задаёт вопросы.)

Воспитатель: С какой цифрой вы соединили жеребят?

Дети: Мы соединили жеребят с цифрой «пять», потому что художник нарисовал пять жеребят.

Воспитатель: С какой цифрой вы соединили поросят? Почему?

Дети: Мы соединили поросят  с цифрой «шесть», потому что художник нарисовал шесть поросят.

Воспитатель: С какой цифрой вы соединили щенят? Почему?

Дети: Мы соединили щенят  с цифрой «семь», потому что художник нарисовал семь щенят.

Воспитатель: С какой цифрой вы соединили котят? Почему?

Дети: Мы соединили котят с цифрой «восемь», потому что художник нарисовал восемь котят.

Воспитатель: С какой цифрой вы соединили козлят? Почему?

Дети: Мы соединили козлят с цифрой «девять», потому что художник нарисовал девять козлят.

Воспитатель: С какой цифрой вы соединили крольчат? Почему?

Дети: Мы соединили крольчат цифрой «десять», потому что художник нарисовал десять крольчат.

Воспитатель: Верно. А теперь раскрасьте всех не раскрашенных детёнышей.

(Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу и собирает тетради.)

8.Организация окончания задания.

Оценка работы детей. (По предложению воспитателя дети рассказывают, с какой новой геометрической фигурой они познакомились, что о ней узнали, какие задания им было интересно выполнять. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".

Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...