Конспект НООД по ФЭМП «Спасем принцессу Вилена» (старшая группа)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Киселёва Оксана Григорьевна

 Цель: формирование у детей интереса к математике через игровые задания

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей со знаками « > » и  « < »

2. Закреплять счёт в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством предметов и пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов.

3. Закреплять представление о числовом ряде, предыдущем и последующем числе.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

5. Формировать умение решать задачи на сложение и вычитание

6. Способствовать усвоению временных представлений: последовательность частей суток, дней недели,  времён года.

7. Формировать обобщающие понятия: транспорт, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, домашние животные, дикие животные.

Развивающие:

1. Развивать умение выразительно читать знакомое стихотворение.

2. Развивать внимание, мышление.

3. Упражнять детей в ползании на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, в ходьбе на носках и по гимнастической скамейке приставным шагом.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

2. Воспитывать отзывчивость, желание помочь персонажам, попавшим в трудную ситуацию     

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

     

 

Конспект

 непосредственно организованной образовательной  

 деятельности  педагога с детьми  старшей группы

образовательная область «Познание»

 Формирование элементарных математических представлений  

       

«Спасём принцессу Вилену»

 

                                      Разработала: Киселёва О.Г.,

                                      воспитатель высшей квалификационной категории

 

г. Нерехта

Образовательная область: познавательное развитие

 Интегрирование образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие  

Цель: формирование у детей интереса к математике через игровые задания

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить детей со знаками « > » и  « < »

2. Закреплять счёт в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством предметов и пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов.

3. Закреплять представление о числовом ряде, предыдущем и последующем числе.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

5. Формировать умение решать задачи на сложение и вычитание

6. Способствовать усвоению временных представлений: последовательность частей суток, дней недели,  времён года.

7. Формировать обобщающие понятия: транспорт, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, домашние животные, дикие животные.

Развивающие:

1. Развивать умение выразительно читать знакомое стихотворение.

2. Развивать внимание, мышление.

3. Упражнять детей в ползании на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, в ходьбе на носках и по гимнастической скамейке приставным шагом.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

2. Воспитывать отзывчивость, желание помочь персонажам, попавшим в трудную ситуацию

Материал и оборудование:

Демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, презентация к ООД, карточки для игры «Четвёртый лишний», 4 стойки – указателя с написанными на них заданиями;  фланелеграф,  изображение камней с числами от 1 до 10 (на каждом камне записано по одному числу); мольберт; спортивный инвентарь: тоннель, гимнастическая скамейка, карточки с записью решения задач, знаки « > »,  « < » и « = ».

Раздаточный: карточки с разным количеством геометрических фигур,  цифры от 1 до 10.

Предварительная работа: разучивание стихотворений «Паук» С.Маршака  

Ход  непосредственно организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент

  Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима)

- Как называется тема этой недели? (Зимующие птицы)

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны и т.д.)

/ Влетает сорока/.

Сорока: Телеграмма, телеграмма!

Я летела прямо – прямо,

Никого не замечала,

Не трещала, не болтала.

Прилетела точно я.

Вот вам телеграмма срочная!

  Воспитатель: Интересно от кого она? А вам интересно? Тогда давайте  скорее её прочитаем.

 «Здравствуйте, дети. Я принцесса Вилена из королевства Математика. Злой дракон  заточил меня в высокой чёрной башне за шестью дверями, за шестью замками. Я обращалась ко многим жителям королевства за помощью, но никто не смог спасти меня из заточения, все были бессильны против чар дракона. Моя подруга, Светлая Фея как-то рассказывала мне, что  однажды вы спасли королеву Гармонию из страны Рисовалия от чёрного дракона. Я очень рассчитываю на вашу помощь. Для того чтобы меня спасти,   надо выполнить разные задания, которые вы будете встречать на своём пути. Каждое правильно выполненное задание, откроет один из замков башни. Надеюсь, вы справитесь. Путь вам подскажет волшебный экран. С уважением ваша принцесса Вилена».

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы помочь принцессе Вилене? (Да)

2. Основная часть

Воспитатель: Тогда отправляемся в королевство Математика. Для того, чтобы туда попасть надо закрыть глаза и сосчитать от 10 до 1. Готовы? 10,9,8…1.  

- Ну вот,  мы и в королевстве Математика. Смотрите, там вдали видна башня, где злой дракон заточил принцессу Вилену (слайд №1).

Куда же нам идти? Посмотрим на волшебный экран.

  • Следуйте к указателю №1.

Воспитатель: Смотрите 1-ый указатель, а на нём что – то написано.

Задание №1.

  • Злой дракон перепутал все цифры. Разложите цифры от 1 до 10 по порядку и расскажите, что вы знаете о каждой из цифр.

(Дети выкладывают цифры по порядку и рассказывают о каждой из цифр).

Дети: Это цифра 1. У меня   одно сердце,  одна голова, одна мама, у человека одна Родина.

Воспитатель:  Как называется наша страна? (Россия) Как называется город, в котором мы живём? (Нерехта).  

Дети: Следующая цифра 2. У меня две руки, две ноги, у птицы два крыла и т.д.

Воспитатель: Кто изображён на гербе России? (Двуглавый орёл).  

Дети:  Следующая цифра 3.  Мы знаем сказки «Три медведя», «Три поросенка», у треугольника 3 стороны и три угла и т.д.

Воспитатель: У светофора 3 сигнала. Какие? Что они обозначают? Какая цифра следующая?

Дети: Следующая цифра 4. У квадрата 4 угла и 4 стороны, мы знаем 4 времени года: весна, лето, осень, зима, 4 части суток: утро, день, вечер, ночь.  

 Дети: Следующая цифра 5. У меня пять пальцев на одной руке, у звезды 5 концов, 5 линеек на нотном стане и т.д.

Дети: Следующая цифра 6. У многих цветов 6 лепестков,  у насекомых 6 ног, у шестиугольника 6 углов.

Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?

Дети: Следующая цифра 7. В музыке 7 нот, у радуги 7 цветов, в неделе 7 дней

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.

Дети: Следующая цифра 8. У осьминога тоже 8 ног, у паука 8 ног,  и т.д.

Воспитатель: Мы с вами знаем стихотворение про паука. /Физкультминутка/

Диво дивное паук:

Восемь ног и восемь рук!

Если надо наутёк помогают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг –

Помогают восемь рук.

Если злится почему-то,

Словно все вокруг враги,

Спину горбит, смотрит люто –

Значит, встал с другой ноги.

                                  (С.Маршак)

 

Воспитатель: Посмотрите, первый замок открылся (слайд №2).

Задание  №2.

  • Сосчитайте всех жителей  королевства Математика.  (У каждого ребенка карточка с разным количеством геометрических фигур. Дети считают их и обозначают соответствующей цифрой).
  • Как можно одним словом назвать жителей королевства Математика? (Геометрические фигуры)

Воспитатель: Посмотрите, ещё один  замок открылся (слайд №3).

Задание №3.

  • Жители королевства Математика очень любят спорить. То они спорят, кто выше, кто ниже, то спорят, кто шире, кто уже. Сегодня они спорят о том, кого больше, а кого меньше. Помогите решить их спор.

Воспитатель:   Сначала заспорили конусы и кубы.

– Нас больше, - говорят конусы.

- Нет, нас больше, - говорят кубы.

Воспитатель: Сколько конусов вы насчитали в королевстве? (5)

- Сколько кубов? (5)

- Что можно про них сказать? (Их поровну или кубов столько же, сколько и конусов)

- Какой знак мы можем между ними поставить? (Равно)

- Потом в спор вступили цилиндры и овалы.

- Нас больше, - говорят овалы.

- Нет, нас больше, - говорят цилиндры.

- Сколько вы насчитали в королевстве цилиндров? (7)

- Сколько овалов? (6)

- Что мы можем про них сказать, каких фигур больше? (Цилиндров больше, чем овалов)

- Какой знак можно поставить между ними? (Не равно)

/Знакомство с новым материалом/

- Правильно. А ещё можно поставить знак больше, пишется он вот так « > ». На что похож знак больше? Знак больше похож на раскрытый клюв птички. Птичка всегда раскрывает клюв в ту сторону, где число больше.

А запись можно прочитать так 7 > 6.

- Тут заспорили и квадраты с кругами.

- Нас больше, - говорят квадраты.

- Нет, нас больше, - говорят круги.

- Сколько в королевстве мы насчитали кругов? (8)

- Сколько квадратов? (9)

- Что мы можем про них сказать, каких фигур меньше? (Кругов меньше, чем овалов).

- Между ними можно поставить знак меньше, пишется он вот так «<». Птичка закрыла свой клювик.

- Запись можно прочитать так 8 < 9.

- Запомнили, как называются знаки? Попробуйте сами поставить знак между числами 5 и 6, между числами 8 и 7. /Дети самостоятельно выполняют задания на карточках/

Воспитатель: Смотрите, третий замок открылся (слайд №4).

- Пора продолжить наше путешествие. Волшебный экран, подскажи что нам делать дальше?

  • Дальше ваш путь будет лежать через тоннель. Идите к нему тихо, на носочках, чтобы не разбудить дракона.

(Дети и воспитатель идут к тоннелю).

(У тоннеля стоит 2-ой указатель)

Задание №4.

Воспитатель: Посмотрите,  дракон завалил вход в тоннель камнями.

 (На фланелеграфе – изображение камней с числами от 1 до 10).

  • Чтобы войти в тоннель, камни надо разобрать.

- Возьмите камень с числом, которое идёт после 6.

- Возьмите камень с числом, которое стоит между 8 и 10.

- Теперь возьмите камень с числом, которое стоит перед числом 4 и т.д.

(Дети выполняют задание и пролезают через тоннель).

Воспитатель: Четвёртый замок открылся (слайд №5).

(На экране появляется сообщение)

- Следуйте к указателю №3.

Задание №5.

  • Решите задачи и найдите к каждой задаче своё решение.

1. Пять воробьев опустились на грядки,

 Скачут и что-то клюют без оглядки.

 Котик – хитрюга внезапно подкрался,

 Мигом схватил одного и умчался.

 Вот как опасно клевать без оглядки.

 Сколько теперь их осталось на грядке?

 2. Четыре вороны на крышу село,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

3. На поляне у дубка

Еж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько еж нашел грибов?

4. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

5. Три пушистых кошечки

Уселись на окошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Посмотрите, открылся пятый замок в башне (слайд №6).

 

- Чтобы выполнить последнее задание вам надо пройти по узкому мосту. Идти надо осторожно друг за другом приставным шагом. (Дети идут по гимнастической скамейке)

(На другом конце «моста» стоит 4-ый указатель)

 Задание №6.

  • Найдите  лишний предмет и назовите,  почему он лишний.

На карточках следующие группы предметов:

- Машина, автобус, самолёт, поезд.

- Брюки, туфли, сарафан, рубашка.

- Тапки, ботинки, сапоги, шуба.

- стул, диван, стол, хлеб.

- Белка, лось, собака, лиса.

- Медведь, корова, коза, кошка.

- Яблоко, огурец, морковь, капуста.

- Помидор, груша, банан, апельсин.

 (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Вот как трудно, но мы и с этим заданием справились. Посмотрите, открылся последний замок (слайд №7). Теперь все шесть дверей  открыты и принцесса Вилена сможет выбраться из башни и вернуться в своё королевство.

/Звучит тревожная музыка, на экране появляется изображение дракона (слайд №8)/

Воспитатель: Что случилось? Это дракон разозлился и летит прямо к нам. Что же делать? Кажется я знаю, надо произнести волшебное заклинание.  Для этого надо сказать следующие слова:

Злой дракон, с дороги брысь, и в котенка превратись!

(Слышится мяуканье. Воспитатель достаёт игрушку – котёнка)

Воспитатель: Ой, смотрите, наш дракон превратился в чудесного котёнка, мы можем взять его с собой.

/Влетает сорока/

Сорока: Радостная новость, радостная новость! Принцесса Вилена выбралась из башни и вернулась в своё королевство. В знак благодарности она передала вам вот эту посылку. /Передаёт посылку воспитателю/.

- Всё спешу, срочные дела. Пока-а-а-а! /Улетает/

Воспитатель: Спасибо, сорока.

- Принцесса Вилена спасена, и нам пора возвращаться в детский сад.

        Вокруг себя три раза повернёмся и в садик «Ласточка» вернёмся.

3. Рефлексия

Воспитатель: Дети, вам понравилось? (Дети выказывают своё мнение).  Задания были трудными, но вы все справились. Молодцы! А ещё вы сегодня познакомились с новыми математическими знаками, как они называются? (« > » и  « < »)

- А вам интересно, что передала в посылке принцесса Вилена? (Да). И мне очень интересно. Давайте откроем её и посмотрим что же там.

/Воспитатель достает из посылки новые игры и предлагает детям отправиться в группу поиграть с ними/.

(ООД переходит в самостоятельную деятельность детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы

Конспект НООД  для детей старшей группы. Проводится в форме КВН...

Конспект НООД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе

Програмное содержание : Формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; развивать мелкую моторику, координацию движений...

Конспект НООД в области экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Кто такие вредные микробы»

Формирование представлений детей о болезнетворных микробах, о том, как можно защитить себя от них....

Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе " Птица счастья в подарок маме"

Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе "Птица счастья в подарок маме"...

Конспект НООД "В гости к фее леса" (старшая группа)

Цель: закрепление и расширение имеющихся у детей представлений о лесеЗадачи: Обучающие:1. Уточнить, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах&r...

Конспект НООД по формированию алгоритмических умений в старшей группе

Конспект НООД по формированию алгоритмических умений в старшей группе «Мы посылку найдём сами»Цель: формирование первичных алгоритмических умений...