Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе «Путешествие в Матемандию» (Обобщающее занятие)
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Устюжанина Елена Геннадьевна

Это обобщающее занятие по формированию элементарных математических представлений, которое имеет следующие  программные задачи:

1. Продолжить знакомить детей с  объемными геометрическими фигурами: цилиндром на основе сравнения его с шаром.

2. Закреплять прямой и обратный счет до 5. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

3. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Повторить понятия  вправо- влево.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

в средней группе

«Путешествие в Матемандию»

(Обобщающее занятие)

Подготовил:

 Устюжанина Елена Геннадьевна,

 воспитатель МАДОУ № 14.

Кемерово -2015 г.


Конспект открытого занятия

по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

в средней группе

«Путешествие в Матемандию»

(Обобщающее занятие)

Программные задачи: 

1. Продолжить знакомить детей с  объемными геометрическими фигурами: цилиндром на основе сравнения его с шаром.

2. Закреплять прямой и обратный счет до 5. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

3. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Повторить понятия  вправо- влево.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал.  Цилиндр, шар, набор предметов в форме шара (апельсин, клубок, мяч), набор предметов в форме цилиндра (банка, стакан, коробка цилиндрической формы), игрушки- 3 шт.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (5 шт.), тарелочка с бабочками (5-6 шт. для каждого ребенка).

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Использованная литература:

Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.– М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,.-64с.

Ход организованной образовательной деятельности:

Вступление.

- Ребята, сегодня мы отправимся  в чудесное путешествие в страну Матемандию. Мы встретим старинных друзей -  геометрические фигуры, поиграем и посчитаем, будем искать клады, спрятанные  королем Матемандии  - Кубикусом.

I. Игра «Город Геометрические фигуры».

- Итак, мы отправляемся в путешествие! Для этого вы должны закрыть глаза и сосчитать до пяти по порядку.

- А вот мы и в Матемандии, в городе Геометрические фигуры!

Давайте оглядимся. Что вы видите? (Пока дети считают с закрытыми глазами, появляется стол и на нем расставлены предметы: мяч, апельсин, клубок, банка, стакан, коробка цилиндрической формы).

- Ребята, давайте  рассмотрим эти волшебные предметы, расставленные на столе. (Дети рассматривают предметы и дают им название).

- А теперь разделите эти предметы на две группы по форме.

- Почему вы разделили их так?

- Ребята, назовите, какие предметы имеют круглую форму?

- На какую объемную геометрическую фигуру похожи эти предметы? (Шар)

Достаю из волшебного сундучка шар и демонстрирую его детям. Затем достаю цилиндр.

- Ребята, а как называется эта фигура? (Цилиндр)

- На какие предметы похож цилиндр? (Каток, валик, ваза и др.)

- Ребята, посмотрите на стол и скажите, какие предметы имеют форму цилиндра?

- А теперь вспомните и ответьте, что можно делать с шаром и цилиндром? (Шар можно катать, а цилиндр - катать и ставить).

Итак, ребята, цилиндр и шар –  объемные геометрические фигуры. Шар можно катать, а цилиндр – катать и ставить.

- А теперь необычная разминка: один ряд детей попробует изобразить шар, а другой ряд – цилиндр.

- Получилось? Молодцы ребята! А теперь я хлопну в ладоши и мы попадем в другой город, который называется Счет.

II. Игровое упражнение «Город Счет».

-Сейчас вы поработаете  с раздаточным материалом, который лежит у вас на столе. Но прежде, чем приступить, отгадайте загадку:

В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает (бабочка).

Демонстрирую изображение бабочки, рассматриваем ее изображение.

- Ребята, красивая бабочка? Какого цвета ее крылышки?

- А сколько у нее крылышек? (4)

- Сколько у нее усиков? (2)

- А теперь переходим к работе на своих местах.

(У каждого ребёнка на столе лежит двухполосная карточка, в верхнем ряду которой на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки  - 5 штук).

- У каждого из вас на столе лежит карточка, на верхней стороне карточки наклеены бабочки.

-Посчитайте, сколько бабочек в верхнем ряду? (5)

- Возьмите с тарелочки столько же бабочек, сколько наклеено на карточке, и расположите их в нижнем ряду близко друг к другу.

- Одинаково ли расположены бабочки в верхнем и нижнем ряду?

- Ребята, сколько бабочек в верхнем ряду? (спрашиваю 3 ребенка)

- Скажите, сколько у вас бабочек в нижнем ряду? (спрашиваю 3-4 ребенка и проверяю остальных).

- Что можно сказать о количестве бабочек в верхнем и нижнем ряду?  Поровну ли бабочек? (Да).

- Легко ли проверить, что бабочек одинаковое количество, когда они расположены по-разному? (Нет).

- А сейчас расположите бабочек в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек  в верхнем ряду.

- Расскажите о способе уравнивания.

- Влияет ли расстояние между предметами на их количество? (Нет).

- Молодцы, ребята!

- Давайте сделаем разминку!

Физкультминутка «Бабочки летают».

- Ребята, покажите, как летают, бабочки. (Упражнение выполняется под музыку 30 сек).

-Сейчас я хлопну в ладоши еще раз, и мы отправимся дальше!

III. Игра «Поиск кладов».

-Мы оказались в небольшом городке Направление, где будем искать клады, спрятанные  королем Матемандии  - Кубикусом.

(Перед  началом занятия прячем игрушки в группе (3 шт).

- Сейчас мы с вами будем искать игрушки с сюрпризом. Но без карты! Поэтому вы должны слушать мои указания очень внимательно!

(На каждое задание вызывается по одному ребенку, остальные должны внимательно следить за участником и поправлять его, если это необходимо).

1. От театрального уголка (любое условное место): повернуть налево – сделать 3 шага прямо, повернуться налево, сделать 2 шага – увидеть наклейку – найти игрушку.

2. От уголка природы: повернуть направо, идти прямо 5 шагов, повернуть налево, сделать 3 шага – увидеть наклейку – найти игрушку.

3. От стола (за котором сидит ребенок) сделать шаг вперед – повернуть налево – сделать 4 шага вперед - повернуться направо -  сделать 1 шаг -  увидеть наклейку – найти игрушку с сюрпризом.

-А теперь, мои дорогие ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Для этого закройте глаза и сосчитайте от 5 до 1. Будьте внимательны!

Итоги.

Вот  мы и дома, в нашей замечательной группе.

-Итак, ребята, мы сегодня путешествовали с вами в страну Матемандию.

- Что мы сегодня делали?

–Что узнали?

После ответов детей воспитатель делает выводы:

1.  Цилиндр и шар – объемные геометрические фигуры. Шар можно катать, а цилиндр – катать и ставить.

2.  Результат счета не зависит от расстояния между предметами.

3. Учились двигаться в заданном направлении, повторили понятия направо - налево.

- Спасибо за занятие, молодцы!

В награду король Матемандии Кубикус подарил вам  раскраски бабочек, сюрпризы, и вы сможете поиграть с найденными игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» ((формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)) в средней группе детского сада. Разработан воспитателем I квалификационной категории Кокориной Нат

Поэтапная работа с палочками Кюизенера дает возможность развивать логичесие способности и навки счетной деятельности у детей. Дошкольники в легкой игровой форме быстро осваивают метариал....

конспекты ННОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный материал будет полезен для воспитателей, работающих с детьми второй младшей группы. Использование элементов сказок на занятии позволяет активизировать интерес дошкольников к осваиваемой п...

Конспект итогового открытого занятия по Формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Путешествие на паровозике»

Задачи:Образовательные:- Упражнять детей в сравнении по ширине, по длине, по цвету предметов и обозначать результаты сравнения словами: широкий - узкий, длинный – коротки, одинаковые-разные; и о...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Путешествие с Колобком»

Данный конспект предназначен для занятий с детьми 3-4 лет. В нём дети смогут в игровой форме закрепить знания о свойствах предметов, а также названия геометрических фигур....

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе На тему: «Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры»

Цель:Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5.Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счёту?», «на котором мест...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы "Путешествие в сказку "Теремок"

Использование интерактивного оборудования и средств ИКТ при организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представдений помогает закрепить, уточнить конкрет...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе "Путешествие по сказке Репка"

Занятие по математике во 2 младшей группе: «Путешествие в сказку «Репка»Цель:систематизировать и закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат и треугольник) их...