Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы "Путешествие в сказку "Теремок"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Зверева Елена Петровна

Использование интерактивного оборудования и средств ИКТ при организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представдений помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, развивать память, воображение. Предлагается конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку "Теремок" с использованием ИКТ, презентация по сюжету занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности 

по формированию элементарных математических представлений

для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказку «Теремок»

Подготовила: воспитатель МДОАУ

«Детский сад № 96 г. Орска»

Зверева Елена Петровна

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникативных технологий.

Задачи: 

- закрепить представление об образовании чисел 4 и 5 и навыки счета в пределах 5, учить детей видеть равенство и неравенство численностей групп предметов;

- закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете, размере и пространственном расположении моделей;

- учить детей устанавливать соотношения между двумя предметами, обозначать соотношение по длине словами длинный, короткий;

- учить согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся, запоминать число предметов;

- развивать познавательный интерес, мышление, зрительную память, внимание;

- воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

Раздаточный материал: моноблок, презентация, музыкальное сопровождение, трафареты следов для сюрпризного момента, полоски-дорожки разной длины (желтая, зеленая) и картинка мышки по количеству детей, комплект геометрических фигур (синий и красный квадрат, синий и красный круг, желтый треугольник) для индивидуальной работы по количеству детей, карточки с изображением ниточки для бус для индивидуальной работы по количеству детей, карточки с двумя свободными полосками для индивидуальной работы по количеству детей, счетный материал (комплект по пять штук каждого вида (елочки, грибочки) по количеству детей), демонстрационный материал – флажки разного цвета (красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый), набор строительных инструментов в ящике (молоток, отвертка, плоскогубцы, пила, дрель, рубанок), набор предметов (лейка, детский фен, шприц, расческа, градусник, лопатка) для узнавания.

Методы и приемы:

Игровые: воображаемая ситуация в развернутом виде, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, создание игровой ситуации.

Практические: импровизация, игровая беседа с элементами движений, решение проблемной ситуации, физкультминутка, игровые задания, игровые упражнения, рассматривание.

Наглядные: показ, рассматривание, демонстрация наглядных пособий, прослушивание аудиозаписи, презентация.

Словесные: рассказ педагога с постановкой цели, вопросы, требующие констатации и побуждающие к мыслительной деятельности, пояснения, объяснения, ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, целостное и дробное указание

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность, проблемные, занимательные ситуации, ситуации успеха, выбор.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям ежедневный ритуал приветствия:

Мы построим ровный круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: ребята, я знаю, что вы все любите сказки. Это правда?  Сегодня предлагаю нам вместе отправиться в необычное сказочное путешествие к героям сказки «Теремок» для того, чтобы узнать, что же произошло с героями сказки, научить их новым знаниям, помочь им в трудной ситуации. Хотите? А еще, ребята, вы заметили, что сегодня с утра у нас в группе появились необычные следы? Как думаете, может быть, они приведут нас на волшебную поляну? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, но в нашем путешествии есть правила, о которых нам нужно будет помнить. Нам нужно быть активными, внимательными, запрещается ссорится, перебивать друг друга. Запомнили? Давайте повторим (ответы детей).

 Воспитатель: наша дружная команда готова в путь? (дети по следам под музыкальное сопровождение идут к столам). Ребята, посмотрите, мы пришли с вами на волшебную полянку. Здесь так красиво! Посмотрите, за столами есть места, занимайте их (дети занимают свои места). Скажите, а для чего мы с вами пришли сюда?

2. Основная часть.

Воспитатель: ребята, устраивайтесь удобнее, сказка начинается (воспитатель начинает рассказывать сказку, сопровождая рассказ показом слайдов презентации). Стоит в поле теремок-теремок (слайд «Теремок»), он не низок, не высок. Как по полю мышка бежала, теремок увидала (слайд «Мышка»). А к теремочку две дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка растерялась, не знает, как ей поступить, спрашивает вас, ребята, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка, по длинной или по короткой? Ребята, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: действительно, ребята, по короткой дорожке быстрей мышке добежать до домика. Нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка. Посмотрите, у каждого из вас на столах лежат две полоски - «дорожки». Какого они цвета? (ответы детей - желтая и зеленая).

Что можно сказать об их длине? (ответы детей - они разные по длине). Нам нужно их сравнить, и на короткую полоску положить мышку.

Скажите, как можно проверить, какая полоска-дорожка длиннее? Короче? (ответы детей - нужно приложить полоски друг к другу, подравнять их концы с левой стороны). Молодцы, ребята, вы правильно указали короткую дорожку (дети индивидуально выполняют задание, на основе сравнения выделяют длину предметов, пользуясь приемом приложения).

Вот мышка добралась до теремка, мы ей помогли, и она благодарит нас (слайд «Звуковая дорожка мышки к домику») и стала там жить-поживать, да песни распевать. Сколько зверушек стало жить в домике? (ответы детей - одна мышка).

Воспитатель: услышала ее песни лягушка и поскакала на голос (слайд «Лягушка»). А пока скакала, свои бусы растеряла (слайд «Рассыпанные бусы»), но не стала огорчаться. Предлагает нам помочь ей. Вы согласны, ребята, поможем лягушке?

Посмотрите, что вы видите перед собой на разносах? (ответы детей - геометрические фигуры). Давайте вспомним и назовем их цвет тоже (ответы детей - круг, треугольник, квадрат, они по цвету разные, перечисляют).

Вот из них мы выложим бусы для лягушки. Возьмите карточку с изображением ниточки для бус, положите перед собой и приготовьтесь внимательно слушать. Какую фигуру я буду называть, такую фигуру-бусинку вы и выкладывайте у себя на карточке (дети работают индивидуально, выкладывают геометрические фигуры, названные воспитателем – красный круг, синий квадрат, желтый треугольник, красный квадрат, синий круг, после сравнивают с образцом (слайд «Бусы выстраиваются на ниточке»).

Воспитатель: какой по счету вы положили красный круг? (ответы детей - первый). Какой по счету вы положили желтый треугольник? (ответы детей - третий). Какой по счету вы положили синий квадрат? (ответы детей -  второй). Какая фигура четвертая по счету? (ответы детей - красный квадрат). Как называется пятая фигура? (ответы детей - синий круг). Воспитатель использует индивидуальные и хоровые ответы детей, добивается полных ответов детей.

Мы с вами очень быстро и хорошо с этим заданием справились, посмотрите, лягушка очень рада и благодарит вас за то, что у нее снова получились красивые бусы. Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку (слайд «Звуковая дорожка лягушки к теремку» и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике? (ответы детей - одна мышка, одна лягушка, всего две).

Воспитатель: посмотрите, ребята, к нам на опушку выпрыгнул… как думаете, кто это? Конечно, зайчик и что-то увидел (слайд «Заяц и ёлочки»). Арина, что увидел зайчик? Саша, посчитай, сколько ёлочек увидел зайчик. Наш зайчик очень веселый и любит играть. Он предлагает вам с ним поиграть, хотите? Посмотрите, у каждого из вас на подносах лежат ёлочки и грибочки.

Возьмите карточки с двумя свободными полосками и на верхнюю полоску выложите все ёлочки (дети работают индивидуально, елочек у каждого ребенка на разносе пять штук). Давайте повторим, на какую полоску надо выложить ёлочки? (ответ детей). Скажите, сколько ёлочек на полоске? (ответы детей – на полоске пять елочек). А у тебя сколько елочек, Кирилл? Отлично. Вы справились с заданием зайчика (слайд «Ёлочки»).

Скажите, ребята, а сколько грибов увидел зайчик (ответы детей - четыре). На нижнюю полоску вашей карточки поставьте столько грибочков, сколько увидел зайчик (дети работают индивидуально, выставляя нужное количество грибочков). Сколько грибочков вы будете ставить? Кирюша, сколько ты поставил грибочков? А ёлочек? Зайчик у вас спрашивает, чего получилось больше, грибочков или ёлочек? (ответы детей - елочек) На сколько елочек больше, чем грибов? Чего получилось меньше, елочек или грибочков? Как сделать, чтобы елочек и грибов стало поровну? (убрать одну елочку или добавить один грибок). Воспитатель использует индивидуальные и хоровые ответы детей, добивается полных ответов детей (слайд «Грибочки»).

Воспитатель: ребята, вы сейчас были активными и внимательными выполняли и помнили о правилах нашего путешествия. Зайчику тоже очень понравилось, что вы так быстро и верно справились с его заданием, но он еще хочет поиграть с вами.

Физкультминутка «Зайка» (в специально отведенном пространстве групповой комнаты).

«Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.

Воспитатель: еще Зайчик очень любит кататься на каруселях. Покатаемся? Пристегивайте ремни.

Еле-еле, еле-еле…

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра!

Воспитатель: зайчик благодарит вас за игры с ним, а мы, ребята, продолжаем дальше наше путешествие? Прибежал зайчик к теремку (слайд «Звуковая дорожка зайчика к теремку»), и стали они жить вместе, сколько зверушек в домике? (ответы детей - одна мышка, одна лягушка, один зайчик, всего три).

Воспитатель: послушайте, ребята, кто же к нам идет сюда? Ну, конечно же, лиса (слайд «Звуковая дорожка лисы к теремку»). Попросилась она жить в теремок, пустили звери лисичку, а она предложила украсить теремок разноцветными флажками (педагог по одному достает разноцветные флажки пяти цветов, предлагает детям назвать цвета флажков и запомнить их). Нарядный получился теремок? Звери целый лень занимались делами, играли и вечером пошли спать. Наступила ночь, все закрыли глаза, и мы с вами закроем глаза (убирается один флажок любого цвета). Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не хватает. Посмотрите внимательно, ребята, какого флажка не стало? (игра на развитие внимания и памяти повторяется несколько раз, используются хоровые и индивидуальные ответы детей, воспитатель добивается полных ответов). Ах, как весело в теремочке зверям живется.  Скажите, а сколько сейчас зверушек живет в теремке? (ответы детей - одна мышка, одна лягушка, один зайчик, одна лисичка, всего четыре).

Воспитатель: а по лесу уж медведь идёт, увидел теремок (слайд «Медведь»), услышал он смех да веселье, тоже ему захотелось со всеми вместе веселиться, вот он и просится: «Пустите меня, пожалуйста, в теремок!». Задумались звери.

Ребята, а как вы думаете, почему задумались звери? Как считаете, поместится медведь в теремок или нет? Объясните, почему? (ответы детей – не поместится, медведь очень большой, а теремок маленький).

Как же быть, ребята? Что же делать? Ведь мишке тоже хочется в теремочке жить да со зверятами дружить! (воспитатель подводит детей к тому, что дети решают построить новый дом, большой, чтоб всем места хватило).

Какие инструменты нужны зверятам, чтобы построить новый большой дом? Посмотрите, мишка принес с собой ящик с разными инструментами (воспитатель просит одного ребенка открыть ящик), но что это? Посмотрите, все строительные инструменты перепутались с другими предметами (воспитатель организует детей вокруг стола таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность дотянуться до ящика). Что нам нужно сделать, чтобы звери смогли не запутаться и быстро построить новый теремок? (дети отвечают, воспитатель предлагает каждому ребенку по очереди выбрать только один строительный инструмент из всех предметов и назвать его).

Отлично, посмотрите, как мы справились одной командой быстро с заданием и помогли мишке и зверям построить новый теремок (слайд «Новый теремок»). И оказался он просторнее и красивее прежнего. Звери дружно благодарят вас, ребята за вашу помощь и сообразительность. Скажите, сколько зверушек будет жить в новом теремке? (ответы детей - одна мышка, одна лягушка, один зайчик, одна лисичка, один мишка, всего пять).

Воспитатель: тут и сказочке конец, а кто слушал молодец. Теперь нам надо возвращаться обратно в детский сад по следам, которые нас сюда привели. Вы готовы отправляться в обратное путешествие? Ребята, мы с вами очень долго и внимательно выполняли разные задания, нам нужно немного отдохнуть и нашим глазкам тоже (выполняется гимнастика для глаз).

3. Заключительная часть.

Воспитатель проводит рефлексию, задает детям индивидуально вопросы разной направленности, тем самым стимулирует детей на высказывание личных ощущений от участия в занятии:

- с героями какой сказки мы путешествовали?

- как ты помог зверятам?

- что для тебя было особенно интересным в нашем путешествии?

- задание кого из зверей тебе показалось трудным?

- чему ты научился в нашем путешествии?

- у тебя получилось помочь мышке найти короткую дорожку?

- в какую игру ты играл с зайчиком?

- удалось тебе отгадать, какие флажки прятались?

- как ты помог лягушке?

- что нам нужно было сделать для зверей, чтобы добиться цели?

- что у тебя не получилось? как это можно исправить?

- о чем мы можем рассказать нашим друзьям (родителям) о нашем путешествии?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста " На лесной полянке"

Тип занятия:  обобщающееИнтеграция образовательных областей:  Коммуникация Социализация  ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и  расширить полученные ранее знания и представления по п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему «Колобок»

Задачи. Обучающие: - учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, самый высокий, ниже, выше; - упражнять в счете звуков на слух, воспроизводит...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобовича «Математическое путешествие в страну Знаний»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группыс использованием развивающих игр Воскобовича«Математ...