Конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект  НОД по ФЭМП в старшей группе

«Путешествие Незнайки и его друзей»

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Развитие речи», «Здоровье».

Задачи:

-       Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

-       Учить измерять объекты с помощью условной мерки - палочки Кюизенера. Формировать представление о зависимости результата измерения от величины мерки;

-       Продолжать учить ориентироваться на плоскости листа в клетку, находить верхний, нижний, правый и левый углы;

-       Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов.

-       Закрепить знание последовательности дней недели.

-       Способствовать логическому мышлению, вниманию дошкольников.

-       Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание  помочь героям в трудную минуту;

-       Формировать у детей навык самоконтроля, самооценки.

Оборудование:

-       Письмо о помощи от Незнайки из Цветочного города.

-       Изображения для магнитной доски:Незнайка, Шпунтик, Винтик, Торопыш, Знайка, Кнопа, Мушка.

-       Набор «Палочки Кюизенера» на каждого ребёнка.

-        Две полоски  бумаги 20 на 4 см (красная) и 9 на 2 (голубая)на каждого ребёнка.

-       Карточки с зашифрованными изображениями предметов.

Ход занятий:

- Ребята, подойдите ко мне! Посмотрите, какую книгу я обнаружила у нас на книжной полке! (рассматривают книгу) Кто скажет, о ком эта книга? Как она называется? («Приключения Незнайки и его друзей».)А написал ее Николай Носов  (Открывая книгу, находят письмо).

В\ль читает:

« Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка из Цветочного города.

Мы с моими друзьями, Шпунтиком и Винтиком, Торопышкой, Знайкой  и веселыми малышками Кнопой и Мушкой, захотели попутешествовать. Но Шпунтик и Винтик незнают на чем мы можем отправиться в путь! Кнопа и Мушка растеряли свои наряды, а Торопышка так торопился, что и вовсе потерялся!  Получается, что без  вашей помощи нам не обойтись!

Помогите, пожалуйста!!!

 С уважением  Незнайка!»

- Ну что ж, дети, поможем Незнайке и его друзьям? Тогда начнем.

 Если отгадаете загадку, то сможете узнать на чем друзья отправятся в путь:

« В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит!» (Поезд, идущий по рельсам)

(Ответы детей)

(Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».)

Первое задание: - Ребята, Винтику и Шпунтику  нужно помочь построить поезд

- Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 4 от самого маленького до большого.

- Сосчитайте вагоны  в поезде.

- Каким по порядку стоит жёлтый вагон?

- Какого цвета 3 вагон?

- Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?

- Какой вагон слева от  голубого?

- Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.

- На какие фигуры похожи наши вагончики? (на прямоугольники)

- Сколько углов у прямоугольника? (4)

В/ль: - Эти фигуры (квадрат и прямоугольник) можно назвать по - другому - четырёхугольники, т.к. у этих фигур 4 угла (воспитатель показывает указкой углы у фигур), и 4 стороны.

- Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием, нам удалось построить поезд.

 (На магнитной доске появляется персонаж)

-В\ль подходит к доске: ребята, переходим к следующему заданию (берет письмо).

Второе задание:- Малышки Мушка и Кнопа собрались в путешествие.   Им необходимо выбрать ленты для  самых красивых, самых пышных, самых больших бантов.

- А из чего завязывают банты?(Из лент)

- Вот посмотрите у меня в руках две ленты (голубая и красная).

- Как вы думаете, из какой ленты получиться большой,  пышный бант?

(Из красной)

- А почему?(Потому что длиннее и шире)

- А какой бант получиться из голубой ленты?(Маленький)

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами решили, что красная лента длиннее голубой.

- Что нужно сделать?(Наложить одну ленту на другую.)

- Так какую мы возьмем ленту для банта?(Красную)

- Как узнать длину красной ленты?(Надо измерить)

- Чем мы можем измерить? (на глаз, линейкой,)

- Конечно можно и на глаз, и линейкой, а я вам предлагаю использовать вот такую палочку (оранжевою). Она будет у нас условной меркой.                      Этой меркой мы будем измерять длину ленты.

(Показ воспитателя измерения  ленты условной меркой)

- Ребята это очень важно и мы должны обязательно это запомнить!

Первое правило: берём мерку и прикладываем её к самому краю ленты, смотрите,  чтобы был ровный край мерки с лентой.

Второе правило: чтобы не сбиться со счета мерок, мы должны на каждую мерку откладывать фишку, потом другую мерку прикладываем к концу первой, мерки должны касаются друг друга.

 -Когда последнюю мерку наложим на ленту, и сверху поставим фишку,   мы посчитаем мерки и узнаем, сколько мерок  в длине нашей ленты.

- Что мы сейчас делали с помощью мерки? (Измеряли длину ленты)

- И что мы сейчас должны сделать? (посчитать фишки, для того чтобы узнать количество мерок которые вошли в длину нашей ленточки)

Счет фишек: первая, вторая – всего две фишки.

- Сколько всего фишек?(Всего две фишки)

- Длина ленточки чему равна?

(двум меркам равна длина ленты)

- Оказывается, длина нашей ленты равна двум меркам.

(Персонажи появляется на магнитной доске)

- А сейчас ребята пойдём немножко отдохнём.

Физминутка. Игра « Дни недели».

(Дети, стоя в кругу, проговаривают стихотворение с движениями)

В понедельник я купался (движения плавания),

А во вторник рисовал (показ движения).

В среду долго умывался (показ движения),

А в четверг в футбол играл (бег на месте).

В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).

Очень долго танцевал (кружатся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (сесть на место).

 

- Молодцы  дети, вы без ошибок назвали все дни недели.

  Третье задание: - А теперь необходимо выручить Торопышку. Он так торопился к друзьям, что запутался на маленьких улочках Цветочного города.

- Чтобы  все друзья были в сборе, необходимо вернуть последнего героя к друзьям. Пройти придётся по лабиринту. Если выход найдёте, все друзья снова будут вместе.

Игра «Лабиринт»

Дети выполняют под диктовку воспитателя задания, (Дети выкладывают из палочек Кюизенера лабиринт).

перемещая фишку:

- на три клеточки вверх,

- на пять клеточек  вправо,

- на одну клеточку вверх,

- на две клеточки вправо,

- на четыре клеточки вверх,

- на две клеточки влево,

- на три клеточки вверх,

- на семь клеточек вправо.

- Из лабиринта Торопышка выбрался, потому что мы очень внимательны и правильно ориентируетесь по клеточкам.

Четвертое задание: Пальчиковая гимнастика.

 (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

 (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

 (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи).

Полетело десять (девять, восемь) мух!

- Приглашаю присесть за столы. Вам прислал задание Знайка, ему помощь не нужна  - он вас хочет проверить. Перед вами зашифрованные изображения предметов. Если правильно соедините цифры, то вы узнаете, что на картинке. Цифры необходимо соединять по порядку.

(Предлагаются карточки-схемы с цифрами от 1 до 10 и точками)

Воспитатель проводит индивидуальную работу, спрашивая какая цифра?

- Что получилось? (Ответы детей принимаются все).

-Вы справились с заданием. Молодцы!

(Персонаж появляется на магнитной доске)

- Посмотрите, всех друзей собрали вместе? Давайте их сосчитаем.

- Дети, с каким заданием вам было справиться труднее всего?

- А какое задание было самым интересным?

- Ребята, вы молодцы, потрудились на славу. Всех друзей собрали вместе. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....