Методическая разработка на тему "Река времени"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
 Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи о  назначении часов, их функциях, строении.
 Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
 Закреплять знания о понятии «время».
Воспитательные задачи:
 Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
 Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

Развивающие задачи:
 Развивать у детей грамматически правильную разговорную речь.
 Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социализация, художественно-эстетическое развитие.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_reka_vremeni.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад №1

комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербург

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

 для детей  подготовительной группы

«Река времени»

Воспитатель                                                                                              Ломзина

                                                                                                             Любовь Валентиновна  

Город Санкт-Петербург

2015 год

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. 
Образовательные задачи:

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи о  назначении часов, их функциях, строении.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Закреплять знания о понятии «время».

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей грамматически правильную разговорную речь.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

 речевое развитие, социализация, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение сказки «О потерянном времени»;

просмотр презентации «История возникновения часов»;

создание музея часов;

 рисование  часов различной формы;

создание часов из бросового материала;

просмотр видео «Петропавловские куранты»;

слушание песен о часах;

игра «Ходят стрелочки по кругу»,

обучение детей ориентироваться во времени.

.

Ход:

Дети входят под музыку. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (время)

Вбегает Шапокляк.

Шапокляк: Здравствуйте, это группа «Радуга»? Меня Незнайка попросил вам письмо передать. Но хочу проверить, это вы самые умные и любознательные? Я тут с Лариской подслушала, что вы про время говорили.  Я про время много знаю! А сможете на мои вопросы ответить?

Чем измеряется время? (годами). А сколько вам исполнилось лет?

А еще чем? (месяцами). Назовите, какие вы знаете месяцы. ( ответы детей).

Отгадайте такую загадку:

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели).

Шапокляк: Назовите дни недели. (ответы детей). А еще чем измеряется время?

Ой. Лариска хочет вам загадать загадку:

         Ходят лёжа, ходят стоя,
Крутят  чёрные усы.
Без звонка они, без боя
Просто точные  (
часы). Конечно, часами!

Молодцы, ребята! Значит это точно для вас письмо. У нас с Лариской дел много, нам пора бежать! До свидания!

Воспитатель: Дети, здесь для нас письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Радуга». Пишет вам Незнайка из Солнечного города. Я узнал, что вы в группе открыли настоящий музей часов. А у нас в Солнечном городе только солнечные часы. Наступила осень и на улице стало пасмурно. Жители города стали все время опаздывать, не успевать и ссорится. Но я узнал, что есть другие часы. Я нарисовал их, но они не работают. Они начнут показывать время, если откроется шкатулка. А её можно открыть, только пройдя испытания. Помогите мне!»

Ребята, вот какие нарисовал часы Незнайка!

Чего не хватает? (ответы детей). Вы готовы помочь?

Воспитатель: Первое задание вы найдете под «живыми часами» (ребенок достает карточку с заданием под петухом).

Прослушайте стихотворение и объясните, что означают слова выделенные голосом:
Говорят: часы
стоят, (сломались, не идут, не работают).
Говорят: часы
спешат, (идут вперед, бегут, идут быстро)
Говорят: часы
идут, (тикают, работают, ходят)
Но немножко отстают,  (идут медленно, не спешат)
Мы смотрели с Мишкой вместе, 
А часы висят на месте. 
(В. Орлов)

Воспитатель: Следующее задание вы найдете под «сыпучими часами». (Дети объясняют что «сыпучими часами» можно назвать песочные часы.)

Прослушайте запись звуков работающих часов и отгадайте их названия. (Будильник звенит, куранты бьют, наручные часы тикают, часы с кукушкой - кукуют и т.д.)

Воспитатель: Часы, которые вы видите, рассчитаны на 1 минуту. А это много или мало? 
Сейчас мы это проверим. 

Физминутка:

            А часы идут, идут
Тик-так, тик-так, (дети шагают)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение руками.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Поворот влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

 Воспитатель:- Ну как? Долго мы играли? (нет) 
- А хотите, проведем еще один опыт? Я предлагаю вам помолчать ровно одну минуту.
Игра «Молчанка» 
Воспитатель: - А теперь, минута – это много или мало? (много) Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.

Воспитатель: Следующее задание найдете под «тикающими часами». Вам нужно разделиться на 2 команды, собрать разрезные картинки и сказать, что получилось. (дети собирают разрезные картинки с изображением часов Санкт-Петербурга)

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра «Ходят стрелочки по кругу». 
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Педагог. Пять часов!
(встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем открыть нашу шкатулку.

Дети в шкатулке находят стрелки, собирают часы и отправляют Незнайке.

Рефлексия:
О чем сегодня было наше приключение? Какие часы вы знаете?

             Для чего людям нужны часы? Что понравилось?

Самоанализ НОД по окружающему миру для детей

подготовительной группы «Река времени».

НОД проводился с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

Количество участников -12 человек.

Структура НОД выдержана в соответствии с требованиями. Продолжительность

составила 30 минут. Условия проведения, оборудование, дидактический,

демонстрационный и раздаточный материал материал соответствует

методическим требованиям и нормам СанПин.

С детьми проведена предварительная работа. Чтение сказки «О потерянном времени»; просмотр презентации «История возникновения часов»;

создание музея часов; рисование  часов различной формы; создание часов из бросового материала; просмотр видео «Петропавловские куранты»;

слушание песен о часах; игра «Ходят стрелочки по кругу»,

обучение детей ориентироваться во времени.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

 речевое развитие, социализация, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи:

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи о  назначении часов, их функциях, строении.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Закреплять знания о понятии «время».

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей грамматически правильную разговорную речь.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Структура НОД:

НОД осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Непрерывно-образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непрерывно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

1. Словесный метод (вопросы к детям, загадки, уточнение, поощрение, беседа) ;

2. Наглядный метод (музей часов, письмо, часы незнайки, шкатулка, разрезные картинки часов Санкт-Петербурга, цифры для часов в игре) ;

3. Практический метод (найти задание, сложить картинку, опыт, помощь Незнайки, игра «Ходят стрелочки по кругу», «Молчанка»)

. Вводная часть непрерывно-образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. НОД была направлена на решение проблемно — игровой ситуации.( вход под музыку, приход старухи Шапокляк и внесения письма от Незнайки).

Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую работу, выполнение всех поставленных учебных задач. (Прохождение испытаний, чтобы помочь Незнайке).

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.

Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены: физ. минутка и игра с движением. Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости ребят.

В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки детьми своих возможностей.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непрерывно - образовательной деятельности детей была достаточно эффективной и динамичной.  Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непрерывно-образовательной деятельности задачи были выполнены.

.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"

Методическая разработка: "Закаливающие дорожки здоровья по возрастным группам и временам года"...

Методическая разработка "Круговорот времени"

Формирование естественнонаучных представлений о временных периодах (днях недели, месяцах, временах года) у детей старшего дошкольного возраста.Комплекс дидактических игр....

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка "Формирование представлений о времени  у детей дошкольного возраста поможет воспитателю своевременно познакомоть детей с временными понятиями: части суток, сутки, дни неде...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Методическая разработка :Организованная образовательная деятельность. Тема : « Путешествие по временам года».

Расширение представления детей о временах года,закрепление полученных знаний...

Учебно-методическая разработка: "Наблюдение за природой по временам года"

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...